Джузеппе Верди
Святая, беспредельная любовь к родине
В то время, когда сильные бегут, как львы в огонь,
Твои женщины, о варвар, стоят у колесницы, плача.
Но нас, итальянских женщин, опоясавших грудь
Железом, ты всегда увидишь сражающимися
На дымящейся земле…
Слова, которые бросает дочь правителя Аквилеи, Одабелла, вот уже почти полтора столетия в лицо варвара Аттилы, обессмертили автора этой оперы! Джузеппе Верди!
2013 год — год Джузеппе Верди. И не только потому, что ему исполнилось 200 лет. Есть и другие даты, связанные и ним, каждая из которых достойна отдельного разговора: 160-летие "Травиаты" и "Трубадура" или 145-летие "Аиды"! |
В детстве будущему великому композитору из-за гнетущей бедности отец-трактирщик и мать-пряха смогли подарить только очень старый, дышащий на ладан спинет. И этот старенький родственник клавесина своего детства композитор Само Совершенство хранил до конца своих дней.
О Верди почти всё известно: нищее детство и отрочество, загадочный меценат, дальше всё у Андерсена и Ломоносова, почти под копирку. В Консерваторию его не приняли "из-за низкого уровня фортепианной игры и возрастных ограничений". Необходимо было мучительно и стремительно постигать то, что он должен был бы уже давно знать, родись в более счастливой семье…
По Италии ходит байка о том, как гуляя как-то недалеко от театра Ла Скала, будучи уже знаменитым и богатым, услышал он игру уличного музыканта на маленьком органчике. Исполнялся марш из Аиды. Верди послушал малость, а потом сказал: "Вы слишком торопитесь. Надо идти ритмичнее. Следите за темпом". "Благодарю, господин Маэстро!" — ответил музыкант, узнав Джузеппе Верди.
На следующий день органист опять попался на глаза Маэстро. В этот раз он играл в нужном ритме. Несмотря на плохой инструмент, Верди услышал хорошее исполнение. "Молодец!", — подумал Верди. Повинуясь внезапному побуждению, он прикрепил к органчику листок бумаги с надписью: "Ученик Джузеппе Верди".
Вот так взять и распознать на улице талант! В наши дни такое кажется почти невозможным. Например, лет семь лет назад газета "Вашингтон пост" уговорила всемирно известного скрипача-виртуоза Иешуа Белла изобразить уличного музыканта, переодетого в лохмотья, чтобы он сыграл в час пик на станции метро "Энфант Плаза". Инструмент, на котором Белл собирался тешить публику, был скрипкой Страдивари, стоимостью в несколько миллионов долларов. За 43 минуты под звуки Иоганна Себастьяна Баха на Иешуа мельком отреагировали лишь 63 человека.
Об этом концерте упомянул в своём блоге один итальянец, который был среди тех немногих, кто остановился перед музыкантом, не узнав его, а просто восхитившись прекрасной игрой. И даже опоздал на важную встречу. Видимо, он слушал классическую музыку, вспоминая историю Джузеппе Верди и его "ученика", думая о том, как быстро ускользает от людей способность слышать прекрасное. |
По мнению многих музыковедов и историков, имя Верди давно стало нарицательным. Джузеппе Верди — знамя объединения Италии. Об этом, в частности, говорил в недавнем интервью популярной передаче на телевизионном канале Рай Уно знаменитый итальянский дирижёр Риккардо Мути.
Страсти по Верди на его родине не утихают и по сей день. Тот же Мути произвёл сенсацию в римской опере с полгода тому назад, дирижируя оперой "Набукко".
Есть во втором действии знаменитая песня пленных иудеев, приговорённых к смерти: Va pensiero (Лети, мысль, на золотых крыльях). Этот хор в своё время едва не стал гимном Италии. Пыл восхищенных его красотой итальянцев охладил простой аргумент: всё же это поют евреи, а не итальянцы…
New York Metropolitan. Opera Nabucco's. Va Pensiero
Так вот Риккардо Мути после этого хора под гром оваций остановил представление. Неслыханное событие для спектаклей! В наступившей паузе маэстро обратился к публике со словами, пропитанными горечью, о бедственном положении культуры, её финансировании, а затем предложил залу спеть эту песню вместе с хором.
Зал пел с таким воодушевлением, что хор иудеев рыдал, как будто карающий меч безжалостного Набукко уже занесён над ними… |
У нас много хороших музыкантов, но никто не осмелится повторить подвиг Риккардо Мути! Так может, зря итальянцы не сделали Va pensiero своим гимном? В конце концов, какая разница, в чьих устах звучат слова, которые объединяют нацию вот уже 200 лет!
Игорь Михайлов