Мультфильм «Бременские музыканты» появился в 1969 году. На этой музыкальной сказке выросло не одно поколение, при этом мультик не получил ни одной награды. Сказка побила все рекорды по количеству проданных пластинок и одновременно на нее обрушилась официальная критика, обвиняя создателей в "тлетворном влиянии Запада". А создателями были люди известные – последствии всенародно любимый киношный Шерлок Холмс, актер Василий Ливанов, поэт-песенник Юрий Энтин, композитор Геннадий Гладков и режиссер Инесса Ковалевская, снявшая позже мультфильмы «Как львенок и черепаха пели песню», «Катерок» и «Чучело-Мяучело».
Из воспоминаний Юрия Энтина: "Когда я пришел к Василию Ливанову, у меня просто нечаянно был написан один стишок: "Как известно, мы народ горячий". Я ему прочитал это сначала как шутку, а еще сказал, что прочитал сказку "Бременские музыканты", но ничего из нее не понял. Бред какой-то: молодые хозяева выгнали на улицу четырех пенсионеров, не зная куда. Те решили пойти в Бремен, чтобы стать музыкантами.
По дороге встретили логово разбойников, сделали там пирамиду <…> Разогнали при помощи этой пирамиды разбойников и стали жить на их награбленное золото".
У В. Ливанова опыта было больше. К тому моменту у него вышло несколько сборников сказок, которые хвалил сам С. Маршак. Ливанов ввел образы Трубадура и Короля.
Композитор Г. Гладков, в свою очередь, заметил, что в сказке нужна любовь - так решилась судьба Принцессы. В результате было создано абсолютно новое произведение: новые герои стали главными, вокруг них закрутился сюжет. От оригинала осталось только название. Сценарий написали быстро. Его тут же понесли в "Союзмультфильм". Там приняли и через несколько дней мультфильм запустили в производство. Фонограмму мультфильма «Бременские музыканты» записывали на студии "Мелодия", где Юрий Энтин работал редактором. За Трубадура должен был петь Олег Анофриев, за Принцессу - солистка квартета "Аккорд" Зоя Харабадзе, за музыкантов - остальные участники "Аккорда", за Атаманшу - Зиновий Гердт.
Фирма грамзаписи «Мелодия» была тогда своеобразным монополистом на всю аудиопродукцию, поэтому была постоянно занята. Для записи фонограммы мультфильма студию кое-как удалось «арендовать» на ночь.
Из воспоминаний Ю. Энтина: "И вот приходим на запись, а артистов наших нет. К назначенному часу появился только Олег Анофриев, который рядом с "Мелодией" жил. Пришел сказать, что записываться не может, потому что у него высокая температура. Тут же позвонил Гердт: он не рассчитал где-то на вечеринке и изрядно выпил, мол, перенесите запись. Потом позвонили с такой же просьбой ребята из "Аккорда".
Но перенести запись в студии «Мелодия» было просто невозможно! Следующий раз очереди можно дожидаться месяцами. Поэтому решили обходиться своими силами – на ходу. Среди ночи стали обзванивать друзей. Пришел Анатолий Горохов – он известен текстами песен «Королева красоты» и «Наша служба и опасна и трудна», пришла певица Эльмира Жерздева, которая училась вместе с Г. Гладковым.
В итоге Э. Жерздева стала Принцессой, А. Горохов пел за всех музыкантов (это ему принадлежит знаменитое ослиное "Е! Е-е!"), а Олег Анофриев, забыв про температуру, спел за всех остальных персонажей, в том числе и за Атаманшу. Даже композитор Геннадий Гладков подпевал. Его сольная партия – в песне охранников «Ох рано встает охрана».
Так и записали всю фонограмму к мультфильму за одну ночь сборным составом. Закончили в пять утра!
Следующим этапом в создании мультфильма были рисованные образы героев. Художник Макс Жеребчевский показал режиссеру несколько набросков.
Из воспоминаний Инессы Ковалевской: "Трубадур у Макса получался в колпаке, как скоморох, что мне абсолютно не нравилось. Как-то я листала один зарубежный журнал и увидела там блондина с прической под "Битлз" в узких джинсах. Показала фотографию художнику. Тут же возник наш будущий Трубадур".
Соответственно образу Трубадура появился и образ Принцессы.
Лица разбойников в мультфильме узнаются сразу. Их срисовали с популярнейшей в то время киношной троицы: Вицин – Никулин – Моргунов.
Прототипом Атаманши стала балерина из Театра оперетты Тамара Вишнева, жена Вячеслава Котеночкина (режиссера мультфильмов «Ну, погоди!»). Она и в самом деле иногда устраивала зажигательное танцевальное шоу на бочке.
Прежде чем увидеть свет, пластинка с "Бременскими музыкантами", как ребенок во чреве матери, пролежала на студии грамзаписи "Мелодия" девять месяцев. Для выхода в свет нужна была подпись директора, а он категорически отказывался запускать продукт в производство. Тогда Ю. Энтин просто воспользовался служебным положением: дождался, пока директор уйдет в отпуск, и как-то уговорил его зама.
Мультфильм появился уже после выхода пластинки.
После выхода на художественном совете "Бременских музыкантов" разбирали по косточкам. Композитор Ростислав Бойко посчитал мюзикл "марихуаной для детей". Наталья Сац с возмущением говорила о том, что песен Тихона Хренникова было продано всего 3 миллиона, а "Бременских музыкантов" 28 миллионов пластинок, что свидетельствует о «приближении развала страны". В Министерство культуры приходили гневные письма - "Как можно для детей петь про разбойников и про покойников?!"
Не лучшим образом отразилось такое самодеятельное творчество, естественно, и на судьбе авторов. Олег Анофриев как-то на одном из концертов в Кремле спел песню бременских музыкантов, в которой есть слова «нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». При этом он обвел руками дворец, включая правительственную ложу. Сидящим там членам правительства это не понравилось. С Анофриевым провели соответствующую беседу. Позже по той же причине посоветовали воздержаться от необдуманных поступков и Льву Лещенко, который собирался включить туже песню в свой репертуар. После этого случая Олега Анофриева как-то перестали замечать серьезные режиссеры.
А Инессу Ковалевскую из-за «Бременских музыкантов» не приняли в Союз кинематографистов – как было сказано в заключении «за непрофессиональный видеоряд» и «тлетворное влияние Запада».
Однако вопреки свалившейся на мультфильм критику, "Бременские музыканты" приобрели ошеломительную популярность. Песни из него стали настоящими хитами. И на «Союзмультфильм» стали приходить письма о том, что требуется продолжение.
Инесса Ковалевская снимать вторую серию отказалась. В качестве режиссера выступил Василий Ливанов. Собравшись в 1974 году тем же составом, Энтин, Гладков и Ливанов написали продолжение. Писали весело, вроде шутя – как сочиняли капустник. А на запись партии Трубадура пригласили восходившего тогда к зениту славы Муслима Магомаева.
Пластинка «По следам Бременских музыкантов» тоже имела огромную популярность. И снова – волна критики. В Трубадуре усматривали пародию на Элвиса Пресли, в его друзьях музыкантах виделись «Билз» и вообще западные рок-идолы. А в образе капризной принцессе кому-то показался намек даже на Галину Брежневу, дочь тогдашнего генсека. Но авторы уже спокойно воспринимали эту способность критиков читать между строк…
Была еще и третья часть легендарной сказки – мультфильм «Новые бременские музыканты». Его сделали в 2000 году. Это история о том, как у Принцессы и Трубадура родился и подрос сын. Король обеднел. Атаманша превратилась в крутую Банкиршу. Партию Трубадура пел Филипп Киркоров, партию глупого Короля - Михаил Боярский, а Атаманшей была Надежда Бабкина. Но прошел мультфильм как-то незаметно – без особого внимания. Может быть потому, что, как говорил Конфуций, нельзя в одну реку войти дважды?
В семидесятые и сам мультфильм и песни из него были одновременно провокацией и своеобразным глотком свежего воздуха романтики. По большому счету это была дань ценностям движения хиппи. Герои беспечны и легкомысленны, не обременяют себя заботами о завтрашнем дне. Их повседневные занятия - музыка, путешествия, любовь. Они распевают гимны свободы и иногда позволяют себе веселые хулиганства! А принцесса – наглядный пример «девочки из хорошей семьи». Ей забота и внимание, а она «такая-сякая», сбежала из дома и не беспокоится ни об отце одном, ни о его королевстве. Хотя, может быть, этим и полюбилась она тогда зрителям. Так же, как неунывающий Трубадур, и вся его бесшабашная свита – Кот, Пес, Осел и Петух.
via
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru