SPB.AIF.RU вспоминает петербургский период жизни артиста.
29 июня 1922 года Фёдор Шаляпин в Петрограде в Большом зале филармонии дал бесплатный дневной концерт для рабочих. Это стало последним выступлением знаменитого баса в России. Вечером того же дня на пароходе «Обербюргмейстер Хаккен» он отправился за границу — на лечение, отдых и гастроли. На родину он больше не вернулся. Какие же события заставили Фёдора Ивановича так поступить? А также, чем отличался петербургский период жизни артиста? Об этом – в материале SPB.AIF.RU.
Хмурая красота города
В Петербург Шаляпин, родившийся в крестьянской семье в деревне возле Казани, впервые приехал в 1894 году. Сначала ему не понравились промышленные кварталы на подъезде к центру столицы, но затем настроение улучшилось: «Своеобразная, хмурая красота города вызвала у меня сильное впечатление». И позже: «Мне нравились широкие улицы, электрические фонари, Нева, театры, общий тон жизни». В Петербурге он пел в саду «Аркадия», труппе Лентовского, а зимой 1894—1895 гг. в театре, построенном инженером-путейцем и любителем прекоасного Валерьяном Панаевым. Прекрасный голос начинающего артиста, выразительная музыкальная декламация и правдивая игра обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы. Он поступил на сцену Мариинского театра и исполнил там партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М. Глинки.
Несмотря на успех, на сцене, по воспоминаниям современников, он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Этим и воспользовался известный меценат Савва Мамонтов. Заметив выдающееся дарование, он уговорил молодой талант перейти в свою труппу. Шаляпин пел в Мамонтовской опере в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона действительно приобрёл широкую известность. Сам он характеризует эти годы как важнейшие в творчестве: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента»,- писал он в автобиографической книге «Маска и душа».
Пел за хлеб, за соль
Тем не менее, в 1899-м он вновь поступает на службу в Императорские театры. Поёт в Большом, гастролирует и в Петербурге. Каждое его выступление на Мариинской сцене сопровождалось восторженными отзывами и становилось событием для публики. В Петербург он приезжает и выступает каждый год, в 1914-м, например, поёт в частной оперной антерпризе Александра Аксарина. Революцию гениальный вокалист встречает с подъёмом, а апреле 1918 г. возвращается в Мариинский театр и работает с большим воодушевлением.
Была и ещё одна важная причина, по которой Шаляпин подолгу задерживался в Петербурге. Здесь жила вторая семья артиста. В 1906-м на скачках он познакомился с Марией Петцольд, богатой петербургской вдовой, владелицей доставшихся по наследству пивных заводов. Несмотря на то, что у Шаляпина на тот момент была жена и пять детей, а у Марии Валентиновны сын и дочь от первого брака, их чувства оказались сильнее предрассудков и обстоятельств. В итоге Фёдор Иванович стал жить на два города, два дома, две семьи. В Москве была одна, в Петербурге вторая – и они не пересекались.
Неплохие отношения сложились у певца и с Советской властью, которая сначала отвечала ему взаимностью. В ноябре 1918-го постановлением Совнаркома ему, впервые в стране, было присвоено звание народного артиста. В 1919 г. Шаляпин вошел в состав дирекции Мариинского театра и фактически стал его художественным руководителем. Встречался он и с Лениным. В результате было решено образовать ассоциацию академических (бывших императорских) театров и сохранить за ними все имущество. Вскоре даже появился соответствующий декрет, подписанный Лениным и Луначарским. В сезоне 1918–1919 годов Шаляпин исполнял до восьмидесяти ролей, совмещая концерты и работу режиссера. Он много выступал и перед рабочими, причём пел за «за хлеб, за соль».
Хороша шуба!
Кстати, роскошную бобровую шубу, в которой он изображён на картине Бориса Кустодиева, великий бас получил тоже за концерт перед красноармейцами вместо гонорара. Любопытна история создания этого полотна, написанного в 1921 г. в Петрограде. Тогда Шаляпин ставил в Мариинском театре оперу «Вражья сила». Декорации решили заказать Кустодиеву, которого Фёдор Иванович очень любил. Так как художник был очень болен и не мог ходить, прославленный артист пришёл к нему сам, чтобы договориться о работе. Была зима, и, увидев певца, художник воскликнул: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!» Так родился знаменитый портрет. Один из немногих, который Шаляпин, уезжая из Петербурга, взял с собой в эмиграцию.
Кстати, в левом углу картины Кустодиев изобразил вместе с дочерьми Шаляпина Марией и Марфой и его близкого друга и секретаря Исая Дворищина. Именно этому человеку мы обязаны сохранностью последней квартиры и подлинных вещей национального гения, которыми мы можем любоваться и сейчас.
В 1915-м Шаляпин поселился на Аптекарском острове, в доме 2–Б по Пермской улице (сегодня ул. Графтио). Здесь он прожил до 1922 года, отсюда после последнего концерта в Филармонии, навсегда уехал за границу. Оставив квартиру и имущество на попечение секретаря и верного друга И. Г. Дворищина. Сначала на жилплощадь артиста никто не посягал. Но в 1927 году советское правительство обвинило артиста в помощи белоэмигрантам, лишило звания Народного и запретило въезд в Россию. Квартиру на Пермской начали уплотнять, а оставшиеся вещи разобрали новые жильцы. К счастью, большую часть имущества Дворищин собрал в своих комнатах, прежде служивших Шаляпину будуаром и спальней. В блокаду жильцы квартиры, в том числе и семья Дворищина, были эвакуированы, но сам Исай Григорьевич остался. Зимой 1942–го он умер от голода. Ценой его жизни была сохранена большая часть личных вещей Шаляпина. Сотрудники Театрального музея вывезли архивные материалы и небольшие предметы в музей, а остальное опечатали. Уже после войны наследники Дворищина передали музею мебель, картины, предметы декоративно–прикладного искусства. Дальнейшая судьба шаляпинской квартиры драматична. Как и большинство перенаселенных петербургских коммуналок, она представляла собой удручающее зрелище: закопченные потолки, прожженные буржуйками паркетные полы, отстающие от стен грязные обои, вереницы электрических счетчиков.
Как при жизни Шаляпина
В 1960–х было принято решение о создании в Ленинграде музея Шаляпина. Были воссозданы интерьеры и декоративное убранство квартиры. Слуги Шаляпина, домоправительница Полина Ивановна Хвостова и ее муж Николай Николаевич, повар, которые в деталях помнили «как было», помогли с расстановкой мебели, развеской картин и прочим. Дети Федора Ивановича передали хранителям письма, фотографии, личные вещи артиста, некоторые картины, а ленинградские театры предоставили костюмы, афиши и предметы обстановки грим–уборной артиста. В 1975 году экспозицию открыли для посетителей. Однако сначала музей числился отделом «Русского оперного театра». Имя Шаляпина в названии появилось уже в годы перестройки с подачи Раисы Максимовны Горбачевой.
Сегодня там всё воссоздано, как при жизни Шаляпина. Прихожая, столовая, спальня, большая и малая гостиные. Представлены и письма фотографии, личные вещи певца и предметами быта, эскизы декораций к спектаклям, в которых играл оперный бас. Хранится и коллекционное оружие, подаренное певцу Максимом Горьким. А на стене знаменитый портрет кисти Б. Кустодиева. В 1968 году дочери певца Марфа и Марина передали портрет в дар Театральному музею. Так что, кажется, еще минута и зайдет сам хозяин, как тогда, 22 июня 1922 года…
Еженедельник АиФ/Персона/29.6.2016
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru