lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... УЛЬЯНОВА ИННА ИВАНОВНА

Заслуженная артистка РСФСР (1989)
Лауреат Государственной премии России (2000, за театральную работу) 




Инна Ульянова родилась 30 июня 1934 года на Украине, в городе Горловка Донецкой области. 

Ее отец был горным инженером, а мама работала строителем. После переезда в Москву семья Ульяновых поселилась в доме Совета Министров, три подъезда которого были отданы известным кинематографистам. И юной Инне доводилось почти каждый день встречаться с кем-то из знаменитостей: Сергеем Герасимовым, Инной Макаровой, Мариной Ладыниной, Иваном Пырьевым и Алексеем Консовским, сыгравшем принца в сказке «Золушка». 

После окончания школы Инна Ульянова подала документы в Щукинское театральное училище, но шансов поступить у девушки было мало. Театральные кружки она не посещала, внешне выглядела как ребенок, приемная комиссия во время чтения прозы не дала ей дочитать отрывок до конца. Но чтение стихотворений у Инны получились хорошо. Впоследствии Инна Ивановна рассказывала: «Я стала громко - как научили другие абитуриенты - читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее автоматически. И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у Крылова! Я читала и заливалась смехом на каждой строчке. Члены комиссии подняли головы, потрясенные такой оригинальной интерпретацией. Стихотворение было еще круче. Я выбрала не популярного Пушкина, а малоизвестное стихотворение Ходасевича. Там был и «грошовый дом свиданий», и «сомнительные девы в непотребном хороводе». Комиссия вновь встрепенулась». 

В итоге комиссия решила принять неординарную абитуриентку, но с условием: если в течение полугода она разочарует преподавателей, не проявив свой талант - то будет отчислена. Сомнения преподавателей оказались напрасными. Инна Ульянова училась на «отлично» на курсе вместе с Юрием Яковлевым, Олегом Стриженовым, Василием Лановым и Александром Ширвиндтом. 


В Ленинграде Ульянова дважды вышла замуж. 

В 1956 году Ульянова окончила Щукинское училище, и после его окончания Инну Ульянову приняли в труппу Ленинградского государственного театра Комедии под руководством Николая Павловича Акимова, в котором она играла как лирических героинь, так и комедийных - в пьесах Шекспира, Сухово-Кобылина, Гоголя. Особенно ей удавалось создание комедийных образов - достаточно актрисе было просто выйти на сцену, и зал начинал хохотать. «Он одевал нас сам, он рисовал и создавал все костюмы. Он всё знал о женской красоте! - вспоминала об Акимове Инна Ивановна. - И если у кого-то были красивые ножки - будьте уверены! - зритель их видел. Если были красивые плечи, грудь - это всегда было оголено и оценено по достоинству! И в таких ролях я купалась. Конечно, по шпалам в тундру я не пойду, и тётка в бушлате и телогрейке, которой я потом оказалась у Любимова на Таганке, - не моё».



Актрисе приходилось упорно работать над повышением своего мастерства, так как Николай Акимов считал, что «до комедии не опускаются, а поднимаются». Этому правилу и следовала Инна Ульянова. Одной из лучших работ актрисы была роль Юлии Джулии, исполненная Инной Ульяновой в спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца. 

Инна Ульянова рассказывала: «Николай Петрович Акимов мне тогда сказал: «Инна, у вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться!» Он не просто формировал из нас артистов, он воспитывал нас, не позволял лгать, доносить.  Шесть с половиной лет в Ленинградском театре комедии - это была не школа, и даже не Университет, это, как черный пояс у каратистов. Да с таким учителем передо мной ни один мужчина не мог устоять - весь Невский у ног лежал!».



В 1964 году Инна Ульянова покинула Ленинград из-за развернувшейся «антиакимовской» кампании. Актриса переехала в Москву и устроилась в только что созданный Юрием Любимовым Театр драмы и комедии на Таганке, и очень скоро в театре за Инной Ульяновой закрепилось прозвище Инезилья. Так актрису прозвали за темперамент, остроумие и талант. Вениамин Смехов впоследствии отзывался об Инне Ульяновой: «Артистизм и интеллигентность из самого высококачественного материала. Человек неподдельной радости. Недаром она была любима всеми». 



Параллельно с работой в Театре на Таганке Инна Ульянова играла в театре Василия Ливанова в спектакле «Детектив» («Ловушка для одинокого мужчины»). 

Карьера в театре на Таганке, тем не менее, у Инны Ульяновой складывалась непросто. Отношения с режиссером были натянутыми, ролей актрисе доставалось немного. В начале 1990-х годов в Театре на Таганке возник конфликт, расколовший труппу на два лагеря. В 1993 году Николай Губенко со своими сторонниками ушел из театра, организовав «Содружество актеров Таганки». И Инна Ульянова последовала за ним, но сыграла в «Содружестве…» всего лишь одну роль, а потом стала работать в антрепризах. 

Ульянова впервые появилась на киноэкране в 1956 году в комедии «Карнавальная ночь», и ее роль гостьи на карнавале была столь маленькая и незначительная, что фамилия актрисы не была указана в титрах. В дальнейшем Инна Ульянова снималась в небольших характерных ролях, среди которых Калерия Ивановна в драме «Цветы запоздалые», учительница пения Марья Николаевна в детском фильме «Чудак из пятого «Б», мама Терещенко в школьной ленте «Переступи порог».



В 1973 году актриса сыграла в эпизоде в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Героиней Инны Ульяновой стала пьяная дама с лисой. Ее героиня была всего несколько минут на экране, но роль оказалась настоящим шедевром: «Вы должны меня послушать, Вы должны мне поверить! Когда о нас, о математиках, говорят как о сухарях - это ложь! В любви я - Эйнштейн!». 


После «Семнадцати мгновений» Ульянова продолжала играть в кино характерные второплановые роли - член родительского комитета школы Эльвира Павловна в детском фильме «Когда я стану великаном», соседка Петровых Роза в фильме «Иванцов, Петров, Сидоров», миссис Гринье в военной драме «Бархатный сезон», тетя Тоня в молодежной ленте «К кому залетел певчий кенар», Алла в мелодраме «Опасный возраст». Резкий поворот в судьбе актрисы настал после исполнения ею роли в картине «Покровские ворота»… 



Пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота» была впервые поставлена в 1974 году на сцене Театра на Малой Бронной. В репертуаре она продержалась семь лет и неизменно шла с успехом. В начале 1980-х годов Михаил Козаков решил поставить по пьесе кинокартину, но рукводство «Мосфильма», недовольное сценарием, долгое время не разрешало начать съемки, и лишь помощь актрисы Софьи Пилявской, сыгравшей в картине одну из ролей, помогла Козакову осуществить задуманное. 

Первоначально на роль Маргариты Хоботовой режиссер планировал пригласить Наталью Гундареву. На другие главные роли также планировались звездные актеры: Евгений Лазарев, Андрей Миронов и Никита Михалков. Однако накануне съемок Козаков отказался от этой мысли и пригласил малоизвестных на тот момент актеров. Исключение составил лишь Леонид Броневой. Так Маргаритой Хоботовой стала Инна Ульянова, Львом Хоботовым – Анатолий Равикович, Костиком – Олег Меньшиков, Саввой Игнатьевичем – Виктор Борцов. К

Инна Ивановна вспоминала: «Атмосфера на съемках была чУдной, настолько теплых, родственных отношений между актерами я больше не встречала. В этом заслуга Миши Казакова - режиссера картины - гениальный человек. …На съемках «Покровских ворот» мне кажется, я была влюблена во всех наших мужчин. И Витенька Борцов - Савва Игнатьевич с которым мы дружим до сих пор, и Анатолий Равикович – «мой первый муж», мне дороги одинаково. А как не полюбить совсем юного Олега Меньшикова - непосредственного, талантливого, изящного и, самое главное, не пошлого». 

Инна Ульянова великолепно справилась с созданием образа властной и авторитарной женщины, считающей, что лишь ее вмешательство в дела близких ей людей, делают их счастливыми. За легким, веселым сюжетом скрывался едкий политический подтекст - советскую интеллигенцию в лице Хоботова, правящая партия в лице Маргариты Павловны упрятывала в больницу за требование свободы. 

Фильм был снят в 1982 году, но на телеэкраны попал лишь в 1983-м. Причиной тому, что его «положили на полку» стал отъезд в США Елены Кореневой, сыгравшей в фильме Людочку. Картина сразу же понравилась зрителям. Инна Ульянова стала всенародно известной актрисой, хотя сама актриса в жизни совсем не была похожа на Хоботову. 


Широкая известность после съемок в фильме «Покровские ворота» ничего не изменила в актерской судьбе Ульяновой. Маргарита Хоботова так и осталась ее единственной заметной ролью в кино. В 1980-е и 1990-е годы Инна Ульянова снялась в фильмах «Осторожно - Василёк!» (воспитательница Елена Михайловна), «Не ходите, девки, замуж» (дама, охотящаяся за потенциальными женихами), «Где находится нофелет?» (Клара Семеновна, начальница Павла), «В городе Сочи темные ночи» (Маруся), «Биндюжник и король» (Макевна), «Наша дача» (Элла Андреевна), «Утомленные солнцем» (Ольга Николаевна, мать Маруси). 



Инна Ивановна много работала на телевидении. Ульянова вела на ТВ телепрограммы «Дело хозяйское» и «На здоровье». Она принимала участие в съемках популярного киножурнала «Ералаш», в конце 90-х актриса много снималась в рекламе чистящего порошка «Comet». В рекламе этого средства она использовала любимый ею образ Маргариты Хоботовой. Ролик получился удачным и запоминающимся. Однако в то время участие звезд кино было не столь распространенным, и многие поспешили упрекнуть Инну Ивановну в меркантильности.

У Инны Ульяновой не было детей, но несмотря на это, в жизни Инна Ивановна была невероятно обаятельной и жизнелюбивой женщиной, пользующейся успехом у мужчин. 

Инна Ульянова рассказывала: «Я люблю вкусно поесть, люблю готовить, хороший стол - это уже праздник, особенно в наше время. Ну а самый любимый праздник - это Новый год». 

Устройством судьбы Инны занимались и ее друзья, в том числе олимпийский чемпион по прыжкам в высоту Валерий Брумель.

Так же расположения актрисы добивался летчик эскадрильи «Нормандия-Неман» Константин Фельдзер. Инна Ивановна рассказывала: «Он горел в самолете, был в плену, а после войны остался работать в России, здесь у него были и друзья и сердечные привязанности, а там, во Франции только двухэтажная вилла, домоправительница, которая была старше на десять лет и племянник. Героический француз сотрудничал с журналом «Техника молодежи», а у меня был хороший друг, который работал в этом издании. Он и пригласил Костю, как я его потом называла, к нам в гости. Я, конечно, не возражала, только попросила привезти что-нибудь из еды - в стране вечного дефицита вопрос харчей всегда звучал актуально. Когда я открыла дверь, первые слова, которые я услышала, были чисто русскими: «Вашу мать, как же трудно у вас поймать такси!». «О! - отвечаю, - Я волнуюсь, заслышав французскую речь!». Был чУдный вечер: А потом наш театр поехал с гастролями в Париж. И Костя полетел следом за нами. После первого спектакля выхожу из театра и вижу - стоит мой кавалер и дежурно скалится. Я даже немного обиделась. Оказалось, что он плохо видит и, чтобы не пропустить меня, улыбался всем женщинам подряд. Все свободное от театра время мы проводили вместе. Для меня этот человек был воплощением настоящего мужчины: добрый, вежливый, мужественный, заботливый, ответственный и предельно честный - он даже не мог соврать по телефону, что меня нет дома. И я влюбила его в себя. Он, как истинный француз был гурманом, но приходил в восторг даже от простой жареной картошки с селедкой, которой я его угощала. Когда мы расставались, мы писали друг другу дивные письма, он посвящал мне стихи. А потом пришло письмо от племянника Кости - он сообщил, что его дядя умер. Французский роман длился всего четыре года».



 

В конце 1990-х и в начале 2000-х годов Ульянова много играла в антрепризах Михаила Козакова, Сергея Арцыбашева и Геннадия Хазанова. В начале 21-го века актриса сыграла несколько ролей в кино, самой яркой из которых стала хозяйка борделя в музыкальной комедии Дмитрия Астрахана «Леди на день». 

Её партнер Виктор Борцов вспоминал: «Когда мы снимались в «Покровских воротах», мы все были ещё чужие. Лишь потом я понял, что когда-то давно видел её в дипломном спектакле, где она великолепно играла с Лёвой Борисовым и Ширвиндтом. Как ни странно, выяснили мы всё это совсем недавно, когда вместе снимались в комедии Астрахана «Леди на день» и, так как жили в Минске, могли много общаться. Инна Ивановна была в прекрасной форме, настолько энергичной, что после очень тяжёлых съёмок, когда я заваливался спать, шла в ресторан, по магазинам, прогуляться. Но в последние год-два она сильно похудела, стала уставать. Её утомляли многочисленные поездки с антрепризами, и не всегда в таких поездках с артистами поступали по-человечески. Бывало, даже обижали, заставляли ходить по городу в качестве саморекламы. Инна Ивановна воспринимала это очень тяжело». 

Роль Элеоноры Яковлевны в детективном сериале «Даша Васильева. Любительница частного сыска» стала последней в жизни Инны Ульяновой. 

Инна Ивановна всегда тщательно следила за собой, за своим здоровьем. И в 60, и в 70 лет она продолжала оставаться энергичной и подтянутой. Она прекрасно выглядела, гордилась своей стройной фигурой, и каждое утро начинала с долгих процедур ухаживания за лицом. Но со здоровьем у актрисы, тем не менее, были проблемы. Ульянову обследовали в больнице, и были обнаружены проблемы с сердцем и печенью. Несмотря на это, она Ульянова продолжала ездить на гастроли. С 10 по 15 июня планировала выступить в Коми со спектаклем «Французская кадриль». Но вечером 9 июня 2005 года актрисе стало плохо, и в 23.15 она скончалась. 



Инна Ульянова похоронена на Ваганьковском кладбище, на Васильевской аллее. 



Фильм "Как уходили кумиры"

Использованные материалы: 

Материалы сайта www.rusactors.ru
Материалы сайта www.nsvisual.com
Материалы сайта www.rian.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments