lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ВЛАДИМИР МАСС: СЦЕНАРИСТ "ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ", КОТОРОМУ БЫЛО СОВСЕМ НЕ ВЕСЕЛО

Первая советская кинокомедия «Веселые ребята» вышла на экраны страны в 1934 году и до сих пор считается классикой. Именно после этого фильма на всю шестую часть суши загремели имена Любови Орловой и Леонида Утесова, Исаака Дунаевского и Григория Александрова. Долгие годы они пожинали лавры славы, получали награды и премии… и с горечью вспоминали иногда о тех, с кем работали на съемочной площадке, кто написал сценарий фильма «Веселые ребята». Этим ребятам было тогда совсем не до веселья. Имена литераторов не попали в титры, а вместо заслуженной популярности они получили по десять лет ссылки. Это Николай Эрдман и Владимир Масс. 
 


Владимир Масс родился 18 февраля 1896 года в Москве, в зажиточной семье купца Захара Масса. Его детство прошло в роскошном особняке в центре Москвы в Камергерском переулке - напротив будущего МХАТа. Владимир мечтал стать художником и даже в свое время брал уроки у Марка Шагала. До 17-года он успел закончить два курса филологического факультета МГУ, а потом, поддавшись общему революционному порыву, как и многие творчески настроенные личности, взялся делать новое искусство! Но не как живописец, а как литератор-драматург. В 18-20 годах он работает в Театральном отделе Наркомпроса, выступает с критическими статьями и пишет свою первую пьесу «Народ Парижской коммуны». В 20 году Масс работает в Студии театра Сатиры, где ставились тогда одноактные пьесы Владимира Маяковского. Это было время необычных театральных постановок. Цирк, танец, акробатика, драматургия, музыка, песни, стихотворная декламация – на сцене все происходило одновременно. Можно только представить, в какой атмосфере создавались такие спектакли. И под влиянием глашатая революции двадцатипятилетний Владимир Масс вместе с Субботиным пишет для такого театра пьесы-агитки. Названия говорят сами за себя - «О том, кто крестьянам помог — агроном или бог», «Скотинушку водить — не разиня рот ходить» и другие в том же духе. С 1922 года Масс становится постоянным автором знаменитого тогда в Москве Театра современных масок при московском Доме печати. Это была мастерская Николай Фореггера, в которой в то время занимались Осип Брик и Сергей Эйзенштейн, Игорь Ильинский и Сергей Юткевич. Музыкальной частью заведовал молодой Матвей Блантер, который писал музыку в ритмах модных «музыкальных машин». Тогда-то и родился их знаменитый фокстрот «Джон Грей».

До конца 1920-х годов В.Масс неутомимо творит один за другим сценарии театрализованных буффонад. По большому счету все они – сатирические карикатуры. Их ставят на разных театральных площадках – во МХАТе и в кабаре с уникальным названием «Нерыдай», в Камерном театре и в театре Сатиры. Имя Владимира Масса становится известно как одного из самых плодовитых и профессиональных литераторов. Тогда же, в середине 20-х, Масс начинает сотрудничать с другим известным к тому времени театральным сатириком – Николаем Эрдманом. В театре Мейерхольда тогда с огромным успехом прошла его первая пьеса «Мандат». Н.Эрдман и В. Масс вместе сочиняли пародии, басни, интермедии, обозрения для Ленинградского мюзик-холла. Именно они написали большую часть сценических экспериментов знаменитого оркестра Леонида Утесова для его «Теа-джаза».

 


На постановку самого популярного в то время представления утесовского оркестра под названием «Музыкальный магазин» пришел как-то тогдашний председатель Комитета по кинематографии Борис Шумяцкий. Он-то и предложил Утесову снять музыкальную «звуковую фильму» по этому спектаклю. Однако в ходе исполнения госзаказа от изначального утесовского «Музыкального магазина» осталось разве что имя главного героя – Костя Потехин. Весной 1933 года Владимир Масс, Николай Эрдман и режиссер Григорий Александров создали киносценарий под названием «Пастух из Абрау-Дюрсо», который и стал потом на долгие годы всенародно любимой комедией «Веселые ребята».
Во время съемок фильма осенью 1933 в Гаграх года ничего не предвещало невзгод. Шел обычный рабочий киношный процесс – днем съемки, вечером бурные гуляния в гостинице “Гульрипш”. Масс и Эрдман, как балагуры и острословы, были всегда в центре внимания всей компании. Веселье закончилось вечером 11 октября 1933 года. К гостинице подъехал открытый легковой автомобиль, а в нем — двое в черной коже, с пистолетами. Первым увезли Масса, через час вернулись за Эрдманом.





Поводом для ареста стал инцидент, происшедший на одной кремлевской вечеринке у Сталина. Знаменитый артист В.И. Качалов, который был по-своему неравнодушен к алкоголю, читал там своим чарующим бархатным голосом что-то из классики. Собравшиеся исполнить почитать что-нибудь повеселее. И он прочитал две басни, написанные Массом и Эрдманом еще в 30-ом году.

Вот одна из басен, прочитанных В.И.Качаловым перед Сталиным.

Мы обновляем быт
И все его детали.
Рояль был весь раскрыт,
И струны в нем дрожали.
«Зачем дрожите вы?» – 
спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.
«Нам нестерпим такой режим.
Вы бьете нас – и мы дрожим!»
Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
«Когда вас бьют, вы издаете звуки.
Коль вас не бить, вы будете молчать».
Конец сей басни ясен:
Когда б не били нас, мы б не писали басен.

Послушав выступление знаменитого артиста, Сталин поинтересовался, кто автор этих стихов…

Той осенью 1933-го года арестовали четырех писателей-сатириков и юмористов – Владимира Масса, Николая Эрдмана, Николая Вольпина и Эммануила Германа, который писал под псевдонимом Эмиль Кроткий. Рассказывали, что после ареста Эрдмана и Масса бедный Качалов чуть не покончил с собой, запил, приходил к родным пострадавших, предлагал денежную помощь. В.Масс за свое «антипролетарское» творчество получил десять лет ссылки и вернулся в Москву только в 43 году. 
Вначале он жил в Тобольске, потом в Тюмени, перед войной – в Горьком (сегодня это Нижний Новгород). Работал художественным руководителем местных театров, завлитом, режиссером, порой сам организовывал театральные коллективы. В соавторстве с актером Николаем Куличенко написал пьесу «Сады цветут», которая обошла перед войной суть ли не все театры страны.

 



С началом Великой Отечественной Масс организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду, которая обслуживала военные части Красной армии. После реабилитации стал заведующим литературной частью Московского театра миниатюр. Тогда же началась их совместная работа с Михаилом Червинским. Этот драматург-литератор вернулся с фронта после тяжелого ранения. Творческий тандем Масс-Червинский стал на два десятилетия - вплоть до смерти Червинского в 65-ом году - одним из самых востребованных в театре и на эстраде. 





За двадцать лет совместной работы Владимир Масс и Михаил Червинский написали несколько удачных драматических пьес, обошедших многие театры страны. Много писали для эстрады. Тогдашние кумиры эстрады Аркадий Райкина, дуэты Миронова и Менакер, Тимошенко и Березин, Миров и Дарский, а потом Миров и Новицкий во многом обязаны своей популярностью искрометному юмору авторов-текстовиков. В.Масс и М.Червинский писали для них конферансы и частушки, сценки и целые юмористические пьесы. А еще были стихотворные фельетоны для центрального сатирического журнала «Крокодил», песенки и либретто для оркестров Эдди Рознера и Леонида Утесова. 

Но главным в их творчестве 50-х - начала 60-х годов стало создание так называемой «Советской оперетты». Они написали либретто для самых популярных музыкальных спектаклей - «Самое заветное» на музыку Василия Соловьева-Седого, «Трембита» на музыку Юрия Милютина, «Белая акация» - музыка Исаака Дунаевского).



Дуэт Наконечникова и Ларисы из оперетты "Белая акация"

«Москва, Черемушки» - музыка Дмитрия Шостаковича. Имена композиторов, с которыми работали Масс и Червинский говорят сами за себя.

После смерти друга и соавтора Владимир Масс, которому было тогда уже за семьдесят, работал один. Опубликовал несколько книжек стихотворений лирического жанра. Писал статьи на тему эстрадной драматургии. Подготовил к изданию сборник "Комедии", куда вошли произведения, написанные совместно с М.Червинским.

 



И еще на старости лет в нем прорезался художник, долгие годы заглушаемый писателем. В его портретах, композициях, пейзажах столько свежести, музыкальности, света, словно он под конец жизни вложил в них всю нерастраченную молодость души. 

Умер Владимир Масс 30 ноября 1979 года, в возрасте 83-х лет, в Москве. 

Сегодня его вспоминают как одного из лучших авторов, писавших для эстрады в 50-60 годы, как сценариста первой советской музыкальной кинокомедии «Веселые ребята», как создателя жанра советской музыкальной оперетты. А еще как поэта, который писал иногда грустные, иногда искрометно-сатирические, иногда озорные, но всегда такие добрые песни…

Источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments