Один из талантливейших актеров нашего времени, кумир миллионов зрителей, который даже не помнил, в скольких картинах сыграл. «Около ста», - говорил Александр Абдулов. 29 мая мы могли бы отметить его 63-й День рождения. Но, увы! Судьба отмерила кумиру лишь 54 года. Обидно! 29.05.1953 - 08.01.2008 Трудно сказать, к какого рода героям актер тяготел прежде всего. Александр Гаврилович был достаточно пластичен и многогранен и, подобно многим театральным актерам, способен был, кажется, сыграть любую роль. Только в кино Абдулов снялся в более 140 ролях. Разносторонность таланта актера проявлялась и в том, что он играл в картинах различного жанра. Творческие удачи Абдулова несомненно связаны с режиссером Марком Захаровым. В 1975 году, в дипломном спектакле актера заметил Захаров и пригласил в труппу «Ленкома». Но в целом это было нелегкое время для молодого актера. Он снимался в его фильмах и играл на сцене театра, главным режиссером которого был Захаров. Сам Абдулов впоследствии вспоминал, как во время учебы ему приходилось по ночам разгружать вагоны, сниматься в массовке. Тогда же Абдулов пережил и первую несчастную любовь, даже пытался свести счеты с жизнью, к счастью, неудачно. Первая роль Абдулова - Медведь в фильме М. Захарова «Обыкновенном чуде» (1978) стала началом их творческого союза. В 1979 году актер снялся в очередном фильме Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», в 1983 году - в «Дом, который построил Свифт», в 1984 году - в фильме «Формула любви». Помните, «Уно, уно, уно, ун моменто…» Особенное признание зрителей получили его герои, как: Митя в мелодраме П. Арсенова «С любимыми не расставайтесь» (1979), Никита в «Карнавале» (1981), лирический герой Иван из «Чародеев» (1982) и … список можно продолжать и продолжать. А кто не помнит роль актера в фильме «Гений», «Тюремный романс», «Шизофрения» (кстати, здесь Абдулов был и сценарист)! Фильмы «Next» и «Next-2» - эти работы в 2002 году были отмечены на фестивале «Сполохи» призом «За лучшую роль первого плана». В этом же 2002 году на кинофестивале «Виват, Россия» Александр Абдулов был признан лучшим актеров года. Что говорить, личность Абдулова была столь же ярка, феерична и многогранна, как его многочисленные роли в кино и театре. Ирина Алферова и Александр Абдулов - Рассвет, Закат... Абдулов был одним из самых красивых советских артистов, а с первой женой, красавицей Ириной Алферовой, они вообще казались нездешней парой. Но эффектная внешность никогда не мешала ему (как это часто бывает) играть интересные роли. Одна из последних ролей - Коровьев в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005) показала и без того многопланового актера совсем с неожиданной стороны. «Из-за таких ролей я стал заниматься профессией артиста», - говорил Абдулов в интервью. А поклонники театрального таланта Абдулова наверняка запомнили его в спектакле «Затмение» по роману «Пролетая над гнездом кукушки» (2005), где Абдулов сыграл Макмерфи. Казалось бы, что можно добавить к образу, созданному Джеком Николсоном? Но это был удивительный Макмерфи. Режиссер Александр Морфов, приглашенный для постановки в Ленком, сразу сказал актеру: «Я не хочу, чтобы ты играл, я хочу, чтоб на сцене ты был самим собой». В реальной жизни Александр Абдулов был так же фееричен, как и в профессии. И его было так же много, его амплуа было столь же необъятно. Для начальства - это вечный бунтарь, крайне неудобный персонаж, от которого столько неприятностей. Друзья и коллеги вспоминают его как совершенно безудержного и в то же время невероятно надежного человека. Все в один голос говорят, что Абдулов был талантливейшим организатором, он фонтанировал разными идеями и проектами. И умел добиться своего - иногда самым неожиданным способом. В 1992 году, став президентом ММКФ, он буквально из небытия возродил Московский Международный кинофестиваль. Причем действовал как гениальный стратег - первым делом обратился к мэру Лужкову с предложением внести в список соучредителей фестиваля и правительство Москвы. Умел управляться не только с чиновниками, но и с братьями-артистами, и с музыкантами - что иной раз еще сложнее. Александр Абдулов был инициатором и организатором театрального благотворительного фестиваля «Задворки» А вы знаете, что Александр Абдулов внес большой вклад в восстановлении московского Храма Рождества Богородицы в Путинках. Это один из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры в стиле «русского узорочья». С конца 80-х годов по его инициативе во дворе театра им. Ленинского комсомола проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. После смерти актера в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло и отпевание Александра Гавриловича 5 января 2008 года. О любимом актере Александре Абдулове, как и о его ролях, можно говорить бесконечно, не хватит времени на описание короткой и яркой жизни. Да и нет в этом необходимости. Его роли останутся с нами, как образ обаятельного человека с грустными глазами. Послесловие. Любимой историей Александра Абдулова, которую он часто рассказывал, такова: Один журналист незадолго до смерти знаменитого спортсмена провел с ним все дни напролет, узнал всю изнанку его жизни. Но когда герой его репортажа умер, единственное, что сказал корреспондент: «Он прекрасно играл. Он был замечательный человек». - Я считаю, что легенда должна оставаться легендой, - обычно завершал этот рассказ Александр Абдулов. - И я тоже хочу оставаться легендой… В завершение цитаты от Александра Абдулова • Для меня любая роль здоровья-то не несет. Это я абсолютно точно знаю. Если ты по-настоящему сыграл - то кусок сердца отдал, часть крови, часть сил. Чем серьезнее работа, тем опаснее она для здоровья. • Ну, не могу сказать, что я себя не люблю. Я к себе, любимому, хорошо отношусь. Знаете, человека нужно принимать таким, какой он есть. Только точно знать грань, что принимаешь, а что - нет. • От вечной погони за деньгами мир стал очень жестоким. • Домой прихожу не я - тень, руины мои приходят. Терпеть все время руины тяжело. Я бы не хотел, чтобы ко мне руины приходили. По идее это невыносимо. • Я знаю себе цену как артисту - не по газетам, а по зрительному залу. Кроме того, я не сижу, не жду, чтобы меня позвали. Сам хожу. • Недавно снимали бал Сатаны, когда 300 самых красивых манекенщиц и стриптизерш города Санкт-Петербурга ходили голыми вокруг меня одного, одетого. Это были самые сложные съемки! • Грех уже то, как мы живем. Особенно в России. • Более грязных дел, чем политика, нет. Я и без депутатства или губернаторства могу кого-то наказать, у этого отобрать, а тому, наоборот, дать. • Как-то рассказал одной журналистке, что у меня была сестра - Поля Абдулова. Уехала Поля на Запад и стала знаменитой. Теперь ее Пола Абдул зовут. Поделился я с журналисткой на условиях секретности - на следующий день все было в газете. • Когда-то давно, лет 25 назад, я посмотрел «Кукушку» и хотел вообще уходить из профессии, потому что понимал, что мне никогда такую тему сыграть не удастся. Не дадут. Никогда в жизни. И вот через столько лет это пришло на круги своя. • Я не понимаю и мужчин, которые пишут о своих любовных победах. Сразу возникают сомнения по поводу их сексуального здоровья. Раз утверждаются в женских «тиражах» - значит, есть какие-то проблемы. Если я сейчас стану писать, кто у меня был, ну, трехтомник будет точно. • У меня однажды была замечательная ситуация на спектакле. На первом ряду сидели муж с женой. Они смотрели-смотрели, и вдруг жена, ни слова не говоря, развернулась и - бац: залепила мужу по роже увесистую пощечину, наотмашь, со всей силы. И он голову спрятал, отвернулся. А она дальше смотрит. Значит, так: история из спектакля совпала с ними, с их жизнью… Я понял, что точно попал в цель, в этот нерв. Все близко знавшие Абдулова люди, родственники, коллеги и друзья, отмечали, что Александр был неординарной личностью, человеком взрывного характера, но в то же время - отзывчивым, добрым и заботливым. Он не знал слова «нет», мог сорвать съемки ради шутки, а мог работать на износ, не жалея ни себя, ни коллег. Человек-праздник, «человек-цунами», так характеризовали его многочисленные знакомые, и все отмечали верность профессии, редкостную самоотдачу Абдулова. Он действительно не берег себя - выкуривал немыслимое количество сигарет в день, снимался без дублера в сложных трюках, смеялся над предупреждениями врачей. Абдулов много снимался и в переломные для отечественного кинематографа моменты - в 90-е и «нулевые» годы, в том числе и в многосерийных телефильмах. Так, среди наиболее известных его последних работ - картина Эльдара Рязанова «Тихие омуты», роль Коровьева в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита», «О любви», «Желтый карлик», а также сериалы «NEXT» «NEXT-2» и «NEXT-3». После смерти Абдулова на экран вышли два фильма с его участием: «Анна Каренина» в 2009 году, где он сыграл Стиву Облонского, и в 2012 году «Правосудие волков», где он исполнил роль писателя Володи. • Если не знаешь, как играть, то играй странно и прослывёшь гением. • Гениальность - она сродни болезни, абсолютно здоровый человек с нервной системой, как у спокойной коровы, ничего не сможет сотворить. Александр Абдулов Музыка: David Garrett «Viva la vida» | Lyarder |
|