
Французский поэт и философ Поль Валери сказал о живописи как об искусстве, которое открывает перед нами вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью. Именно такое ощущение появляется, когда смотришь на картины Эрмитажа.  У всех туристов, посещающих Санкт-Петербург, возникает вопрос: что посетить во время поездки. Однако почти все стремятся оказаться на Дворцовой площади и посетить крупнейший музей мира – Эрмитаж. Опытные гиды рекомендуют своим клиентам посещать эту лучшую в мире галерею во время непогоды. Потому что вы там проведёте не менее 4х часов.  Этот музей удивительным образом собрал в себе художественные сокровища всех поколений от позднего средневековья и до наших дней. Более четырех тысяч великолепных произведений, которые появились под кистью величайших мастеров из разных уголков мира. Это ли не считать настоящим богатством сегодняшнего времени?!  Сегодня посетитель Государственного Эрмитажа воспринимает один из величайших и сложнейших музейных комплексов как архитектурное целое и единое художественное пространство.  На самом деле музей включает несколько разных по времени, стилю и назначению построек: Зимний дворец (1754–1762), Малый Эрмитаж (1764-1769), Большой или Старый Эрмитаж (1771-1779), Эрмитажный театр (1783–1789) и, наконец, Новый Эрмитаж (1839-1851).   Название «Эрмитаж» получило здание, построенное рядом с дворцом по приказу императрицы Екатерины Великой. В переводе на русский язык оно означает «уединение». Действительно, эти покои предназначались для частного времяпрепровождения царицы. Здесь она любила проводить часы отдыха, устраивала званые ужины для избранного круга. Датой основания дворцового музея является 1764г. Новый Эрмитаж в Петербурге открылся повелением императора Николая I - 5 (17) февраля 1852 года.  Никаких торжественных речей в тот день произнесено не было. Днем, не нарушая обычного распорядка, император в очередной раз осмотрел залы музея. А вечером замечательное событие в жизни столицы было отмечено пышным празднеством, на котором присутствовал весь цвет аристократического общества.  Представление закончилось к полуночи, после чего собравшиеся проследовали в Новый Эрмитаж к торжественному ужину. Столы были накрыты в «зале картин итальянской школы на 156 персон, в зале картин испанской школы на 200 персон, в зале Рубенса и Вальдека (Ван Дейка) на 103 персоны». Таким образом, приглашено было около 500 человек, а «кушало», как сообщает дежурный камер-фурьер, 457 гостей.  «Все, что роскошь и богатство, в сочетании с искусством, могли представить в своем соединении, блистало на этом празднике… Зрелище было единственное… в котором казалось как бы блеск Востока сочетался с тем, что тонкий вкус Европы имеет самого изысканного и изящного», - писал современник, хранитель одной из коллекций музея Флориан Жиль.  Так завершилась почти столетняя история формирования архитектурного пространства дворцового комплекса, вмещавшего одно из величайших художественных собраний Европы.  Альбом с видами Нового Эрмитажа Уже в декабре 1852 года, когда экспозиция музея упорядочилась, Николай I распорядился: «…заказать академику Ухтомскому и художникам Гау и Премацци рисунки внутренностей Нового Эрмитажа» Выбор исполнителей высочайшего заказа не был случайным: художники были известны, их талант был признан.  Константин Андреевич Ухтомский (1818–1881) - сын известного гравера Андрея Григорьевича, окончил Петербургскую Академию художеств и получил звание архитектора. Однако строил мало и больше прославился своими акварелями.  Известность пришла к нему в 1838 году, когда он получил премию за «Перспективные виды комнат в Александрии» - незадолго до этого созданной в Петергофе частной резиденции Александры Федоровны, жены Николая I. В 1843 году он был признан академиком, а с 1850 по 1859 год состоял хранителем музея Академии художеств.  Эдуард Петрович Гау (1807–1887) - сын пейзажиста Иоганна и брат портретиста Вольдемара (Владимира), родившись в Ревеле, учился в Академии художеств в Дрездене. С 1840 года он жил в Петербурге и совершенствовался в изображении перспективных видов дворцовых интерьеров. В 1854 году за участие в подготовке увража, посвященного Новому Эрмитажу, Советом Петербургской Академии художеств был избран академиком.  Наконец, Луиджи Премацци (1814–1891) - окончил Миланскую Академию художеств, где учился у знаменитого театрального живописца Джованни Мильяра (1765-1837). В 1848 году он оказался в роли учителя рисования в доме князя С.С. Гагарина в Петербурге. С этим городом связана вся последующая жизнь художника.  За восемь лет художники выполнили сорок девять акварелей (позднее был добавлен пятидесятый лист), точнейшим образом запечатлевших архитектурно-декоративную отделку залов и первоначальную экспозицию музея. Инициатор создания видов Нового Эрмитажа император Николай I мог видеть только первые листы серии, так как в феврале 1855 года он скончался. Наследовавший ему Александр II продолжал курировать работу.  В декабре 1860 года работа была закончена и заслужила самую высокую оценку. После чего последовало новое распоряжение о выполнении новой большой серии акварелей - видов комнат Зимнего дворца.  После поднесения увража (т.е. богато убранного фолианта) Александру II - акварели были исключены из каталога оригинальных рисунков и определены на хранение в личную библиотеку императора. Только в 1922 году они воссоединились с основным собранием рисунков Эрмитажа, сохранив при этом первоначальные инвентарные номера.  Благодаря своей документальной точности «Виды Нового Эрмитажа», представляя безусловную эстетическую ценность, являются также необходимым материалом, к которому постоянно обращаются реставраторы, оберегающие художественную отделку здания, уточняя цвет окраски или характер той или иной утраченной детали.  Воспроизводимые акварели дают возможность в полной мере оценить роскошное великолепие интерьеров нового музея, где обширное архитектурное пространство здания стало фоном для богатейшей экспозиции живописи и скульптуры. Разнообразная золоченая мебель, изделия из цветного камня, новые массивные золоченые рамы сделали залы еще более эффектными.  Запечатленные на акварелях картины составили основу современного собрания живописи Эрмитажа. Правда, в XX столетии, в силу политических событий, пережитых страной, музей понес большие утраты.  В 1920-е годы значительная часть картин была передана в Музей изящных искусств Москвы (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина) и другие музеи страны. А в 1928 - 1933 годах ряд шедевров был продан через Антиквариат при Госторге СССР.  Еще недавно тщательно скрывавшиеся документы в последние годы стали доступны общественности. В те годы Эрмитаж лишился произведений Рафаэля, Тициана, Тьеполо, Перуджино, Боттичелли, Яна ван Эйка, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, Ватто, Шардена и многих других ценнейших полотен, рисунков, предметов прикладного искусства, которые теперь украшают музеи и коллекции всего мира, главным образом США. Особенно ценны акварели Эрмитажа тем, что некоторые из утраченных шедевров - можно узнать на акварелях. Так что сегодня, разглядывая акварели, вы можете сказать, что посетили Эрмитаж 150-ти летней давности. Приятных впечатлений! *** Музыка: М. И. Глинка «Вальс-фантазия». Большой симфонический оркестр им. Чайковского. Дир. В. Федосеев  |  Lyarder |
|
Comments