В наши дни все знают, как выглядят знаменитости – их изображения встречаются на каждом шагу. Но не так давно, до Интернета, телевидения и фотографий в газетах, люди могли увидеть великого полководца или знаменитого писателя, лишь встретив их лично …или посмотрев на портреты. И то, и другое, конечно, было доступно далеко не всем. Чтобы исправить это положение, 160 лет назад в Лондоне устроили особую галерею, где собирали портреты британцев, прославивших свои имена в самых разных областях деятельности. Одним из инициаторов создания Национальной портретной галереи - первого музея подобного рода в мире - был шотландский философ и историк Томас Карлейль, считавший, что история – это «биографии великих людей». Изучение опыта лондонской Национальной портретной галереи побудило Павла Михайловича Третьякова собрать в своем детище – Третьяковке коллекцию портретов великих деятелей русской культуры.
И вот в 2016 году в рамках совместного проекта наши галереи-ровесницы на время меняются своими сокровищами – в Лондон отправились портреты великих русских, а в Москву прибыли 49 экспонатов выставки «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи, Лондон». Приглашаем вас познакомиться с английской историей и культурой с XVI по XIX век, так сказать, в лицах.
Этот персонаж в представлении не нуждается. Кстати, появление прижизненного портрета Уильяма Шекспира на выставке – большая удача для московского зрителя. Это самый первый и один из наиболее ценных экспонатов лондонской галереи, и он практически никогда не покидал ее стен. Впрочем, искусствоведы и шекспироведы так и не смогли договориться ни об авторе портрета, ни о точной дате его написания, ни даже о том, точно ли Шекспир изображен на этом полотне. Одна из многих загадок великого барда…
Не все персонажи на портретах столь узнаваемы, особенно для российского зрителя. Поэтому организаторы выставки снабдили подробной биографической справкой каждую британскую знаменитость. Поэтому на выставке можно увидеть как шедевры великих мастеров, так и не самые удачные, а то и вовсе любительские портреты.
Тезка нынешней английской монархини – королева Елизавета I – изображена стоящей на карте Британии, а сонет, помещенный на полотне, именует ее «повелительницей света». Ее называли покровительницей искусств, которые действительно расцвели в елизаветинские времена, и владычицей морей – именно при Елизавете Англия заметно потеснила Испанию и сделала первые шаги к званию величайшей морской державы. Будучи протестанткой, в государственных интересах Елизавета отказалась от преследований католиков, но жестоко расправилась с Марией Стюарт. Невзирая на требования парламента, Елизавета так и не вступила в брак, отказывая всем претендентам на ее руку (существует версия, что одним из них был Иван Грозный), оставшись в памяти потомков королевой-девственницей. Хотя это не мешало и не мешает историкам и литераторам приписывать Елизавете любовников и даже тайную беременность…В общем, очень неоднозначная королева.
Капризы исторической памяти: в одном из залов выставки соседствуют непримиримые враги.
Утонченный щеголеватый Карл I – глядя на него трудно предположить, сколь трагической будет судьба абсолютного монарха, которого Английская революция приведет на эшафот. А рядом – суровый и величественный Оливер Кромвель, вождь той самой революции и инициатор казни Карла I…
Они оба существовали, оба сыграли свои роли в истории, и оба остались в памяти потомков. Согласно концепции галереи, в нее должны были попасть, в том числе и те, кто «совершал промахи и ошибки». Наверное, это правильное отношение к прошлому…
И еще одно соседство: национальный герой, командующий английским флотом, на счету которого было множество славных побед, и прочая, и прочая - Горацио Нельсон...
...и его возлюбленная Эмма Гамильтон, женщина редкой красоты, скандальной репутации и непростой судьбы. Автор портрета – знаменитый Джордж Ромни, покоренный красотой Эммы. Сразу же захотелось пересмотреть замечательный фильм с Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли в главных ролях («Леди Гамильтон», 1941г.).
Кстати, среди портретов «лиц, дорогих нации», встречаются еще более «сомнительные» дамы. Кэтрин Мария Фишер, более известная как Китти Фишер, – знаменитая английская натурщица и куртизанка, чрезвычайно популярная в Лондоне в середине XVIII века, предмет вожделения самых известных мужчин и зависти светских дам. Тоже, наверное, определенная роль в истории…
Обратите внимание на деталь портрета кисти Натаниэля Хоуна: котенок, ловящий золотую рыбку, обыгрывает имя и фамилию модели. Как потом выяснилось, портрет куртизанки оказался в галерее в 20-е годы XX столетия, а не времена викторианской морали.
А вот, кстати, и Карлейль. Интересно, причислял ли себя основатель Национальной галереи к истинным героям, чьи портреты достойны украшать ее стены?
Думаю, что вот этот портрет философ, не одобрявший революций, демократии и равенства между мужчиной и женщиной, точно не отобрал бы для галереи.
На нем изображена одна из самых замечательных женщин своего времени – Мэри Уолстонкрафт, о которой я раньше, к стыду своему, ничего не знала. Оказывается, эта женщина с благородным лицом и в простом наряде была первой английской феминисткой, можно сказать, основательницей философии феминизма. Ее перу принадлежали труды о Французской революции, которую она горячо приветствовала, и программное эссе «В защиту прав женщин». Кстати, ее дочь – знаменитая Мэри Шелли, автор «Франкенштейна».
Все же большинство изображенных на портретах лиц хорошо известны не только англичанам.
Сэр Исаак Ньютон изображен на склоне лет и в зените славы. Быть может, он с гордостью листает собственный труд по физике? Нет, вряд ли – самолюбование не было в характере великого ученого. «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пёстрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».
Чарльз Дарвин кажется утомленным и мрачным. Может, он устал бороться с ярыми противниками своей теории эволюции? «Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса», - как с этим могли смириться викторианские христиане? Но великий ученый готов дать отпор своим противникам.
Портрет Джеймса Кука, честно говоря, несколько разочаровывает – неужели великий мореплаватель и первооткрыватель выглядел так карикатурно? Даже подзорная труба и пейзаж, явно обозначающий открытые Куком земли, не спасают положения. Или Кук недоволен тем, что стоит на суше, а не на палубе корабля?
Есть на выставке и картины лучших художников своего времени. И, в первую очередь, это автопортреты знаменитых английских живописцев.
«Портреты мне надоели до смерти; я бы предпочел …отправиться…в какую-то прелестную деревеньку, где я мог бы рисовать пейзажи, наслаждаясь в тишине и покое остатками дней своих», - так писал Томас Гейнсборо, заказать портрет у которого стремился весь Лондон XVIII века. Наверное, поэтому себя живописец изобразил в окружении любимого пейзажа.
Современник Гейнсборо - знаменитый портретист Джошуа Рейнольдс гордится своим талантом и едва ли не любуется собой...
...а Уильям Хогарт предстает перед нами простым и скромным.
Любители английской литературы легко найдут на выставке своих кумиров. Вот Байрон в самом романтическом образе, какой только можно себе представить.
Сэр Вальтер Скотт, чьими историческими романами зачитывалась вся Европа, отдыхает в своем уютном замке в Шотландии. Для шотландцев он больше чем писатель – он тот, кто впервые рассказал миру об их Родине.
И совершенно неожиданный, молодой и какой-то несолидный, Диккенс. К этому времени он уже создал "Оливера Твиста" и "Записки Пиквикского клуба", но сколько трудов еще впереди…
А этот невеселый человек – между прочим, главный английский юморист – Джером К. Джером. На портрете он изображен как раз в то время, когда писал самую известную свою книгу – «Трое в лодке, не считая собаки» - хотя собака как раз имеется! Оказывается, я совершенно не представляла себе, как выглядит Джером.
И портрета Уилки Коллинза – родоначальника английского детектива - я тоже раньше никогда не видела. Серьезному молодому человеку на полотне только предстоит написать «Женщину в белом» и «Лунный камень».
Привлекают внимание и портреты английских актеров прошедших веков – как жаль, что мы так мало о них знаем…
Это самая лучшая, как уверяют исследователи театрального искусства, леди Макбет в мировой истории театра - актриса Сара Сиддонс. Ее талант, обаяние и классическая красота вдохновляли многих художников, для которых она стала музой. На выставке нам представлен не самый известный портрет актрисы, но, согласитесь, магия этой женщины чувствуется…
Хронологически выставка завершается портретом еще одной английской актрисы – это юная Эллен Терри, которой предстоит прославиться как лучшей исполнительнице шекспировских ролей.
Автор прерафаэлитской картины-аллегории – Джордж Фредерик Уоттс был мужем актрисы, которой на ту пору еще не исполнилось 17 лет. Впрочем, прожили вместе они недолго: «С тем же успехом он мог взять в жены утреннюю зарю или вечерние сумерки, или любую другую из эфемерных красот природы». На картине Терри выбирает между скромными фиалками - простотой - и пышной камелией – суетной сценой. Ее выбор ясен…
Светлана Ветка, специально для iledebeaute.ru
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru