Редакция АиФ.ru составила список ярких и самых трогательных картин о Великой Отечественной войне.
Действия происходят в оккупированной немцами Белоруссии зимой 1942 года. Пытаясь добыть продовольствие для своего отряда, партизаны Рыбак и Сотников отправляются в село. На обратном пути они сталкиваются с немецким патрулём, между ними завязывается перестрелка, есть раненые как с одной, так и с другой стороны. Мужчины пытаются спрятаться в деревне, но скрыться от преследователей им не удаётся. Желание сохранить жизнь приводит одного из героев фильма к предательству.
Людмила: «Для меня Лариса Шепитько — один из любимых советских режиссёров. Этот фильм — такой пронзительный, что после просмотра остаётся, без шуток, то самое ощущение «обухом по голове». «Восхождение» снято по повести Василя Быкова «Сотников». Это история о предательстве, мужестве и трусости, мучительном выборе, который тем не менее всегда есть. При этом она лишена дешёвого пафоса. Это рассказ о вечном — Христе и Иуде, обрамлённый прекрасной музыкой Шнитке. Между прочим, фильм получил 4 приза на Берлинском фестивале 1977 года — в том числе главную награду — „Золотого медведя“».
В бой идут одни "старики"
Вторая эскадрилья известна как «Поющая», ведь после боевой работы она превращается в самодеятельный оркестр, где дирижёром выступает капитан Титаренко по прозвищу Маэстро.
Его «старикам» было не больше двадцати, именно они и выполняли основные задания. «Желторотиков», только что пришедших на фронт из лётных училищ ускоренного выпуска, капитан по возможности в бой не пускал. Но постепенно приходит их время показать себя в деле.
Анна: «Я нежно люблю этот фильм и смотрю каждый раз, когда показывают. Хоть он и про войну, но снят так, что нет тяжёлых и затяжных картинок боёв. Картина больше про песни и свободное время, но при этом понимаешь, как всё вокруг хрупко, временно и страшно».
Женя, Женечка и "катюша"
Совсем юный рядовой Евгений Колышкин возвращается из госпиталя на фронт. Он постоянно попадает во всевозможные смешные переделки и приключения. Этот парень — настоящая «головная боль» командира подразделения. Однажды молодой человек знакомится со связисткой полка «Катюш» Женей Земляникиной. Между ними возникают чувства. Но события складываются так, что День Победы у Рейхстага Колышкину предстоит встречать уже без своей возлюбленной.
Владимир: «Это невероятно добрый и очень трогательный фильм. Главный герой в блистательном исполнении Олега Даля показывает, как среди быта и абсурда войны можно нести какие-то несусветные, кажется, романтические идеалы. В которые никто, кроме него самого, не верит, но которые постепенно меняют всё вокруг. Эта картина не для сторонников реализма или демонстрации эпических битв, а для тех, кто верит — можно быть рыцарем (в романтическом понимании этого слова) даже в портянках под пронизывающим дождём. Приправлено песнями Окуджавы».
Дачная поездка сержанта Цыбули
Отправляясь на подмогу к партизанам, сержант Цыбуля случайно попадает в тыл к немцам. Но даже этот факт не может заставить его потерять самообладание. Его задача — прорваться к своим, и он сделает это, причём весело и задорно.
Евгения: «Почему-то во времена моего детства я не видела этот фильм, хотя, казалось бы, пересмотрела всё, что только можно было. В моё поле зрения он попал, когда я была уже взрослой, и картина невероятно мне понравилась. В советское время комедий о войне почти не снимали, а этот фильм — именно комедия. Актёр Сергей Иванов в роли сержанта Цыбули поразил моё воображение своей игрой — он и смелый, и находчивый, и жизнерадостный, и в то же время очень трогательный и лиричный. Человек с улыбкой на губах и очень грустными глазами».
Иди и смотри
Деревенский подросток Флера уходит в партизанский отряд. В начале фильма он совсем ребёнок, но, пройдя весь ужас карательной акции фашистов, становится не просто взрослым, а пугающе старым — от его детских черт не остаётся и следа.
Андрей: «Возможно, это самая страшная картина о войне, об ужасах нацистской оккупации. Натурализм, с которым всё это показано в фильме Элема Климова, шокировал многих в середине 1980-х. Но сегодня, по-моему, эту картину нужно показывать обязательно, для того чтобы никто не забывал, с чем на самом деле столкнулись советские люди и против чего они боролись».
Порох
Фильм основан на реальном факте из истории обороны Ленинграда. В начале сентября 1941 года уполномоченный Народного комиссариата государственного контроля Никонов получает задание доставить из Кронштадта в Северную столицу образцы пороха для организации производства взрывчатого вещества в городе, учитывая его возможную изоляцию.
Специальная группа людей переправляется на катере в Кронштадт и приступает к выполнению задания. Погрузка отобранного пороха на баржи осуществляется днём в условиях господства немецкой авиации. Чтобы спасти положение дел, Никонов предлагает организовать ложную погрузку.
Мария: «Цепляет, как передана атмосфера военного времени: постоянная, очень тяжёлая работа многих людей. Ежедневный подвиг на грани между тылом и фронтом. Но при этом нет надрыва, пафоса, взрывов, батальных сцен, фильм очень тихий. И от этой тишины руки дрожат. И Юрий Беляев… Он потрясающий».
Туман
В наше время отряд солдат российской армии совершает марш-бросок. Желая сократить путь, ребята решают идти по болоту и попадают в сплошной туман. Через некоторое время они оказываются в деревне, которой нет на карте и в которую вторгаются немцы.
Солдаты в растерянности. Они убеждены, что это всего лишь съёмки фильма о Великой Отечественной войне. Но после убийства лейтенанта парни осознают, что попали в 1941 год, а значит, им придётся сражаться с немцами. Каждый из них проявляет себя в этой ситуации по-своему.
Анна: «Отличное решение — посмотреть на прошлое глазами современных молодых людей. В картине хорошо показано, как потребительские интересы меняются на жалость к людям, желание отстоять свою Родину. И происходит переоценка главных человеческих качеств».
Под ливнем пуль
Фильм рассказывает о разведвзводе младшего лейтенанта Бесфамильного. Сам он — бывший беспризорник, отчаянный сорвиголова, которого «пуля не берёт». Бойцы в его взводе подобрались разные, но хорошие, именно им командование доверяет самые опасные задания.
Евгения: «Фильм местами трагический, местами — комический, местами — фантастический. Но очень интересный и захватывающий. Когда я первый раз смотрела — не могла оторваться, так целый день и провела перед телевизором, хотя изначально были совершенно другие планы».
Судьба человека
В начале Великой Отечественной войны шофёр Андрей Соколов расстаётся с семьёй и уходит на фронт. Уже в первые месяцы боевых действий он попадает в плен к немцам. Пережить весь ад фашистского концлагеря и избежать расстрела ему помогает мужество. Мужчине даже удаётся бежать. Вскоре он узнаёт, что его жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. А затем получает известие о смерти сына.
После войны Соколов работает вдали от родных мест, где встречает сироту Ваню. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Мужчина говорит мальчику, что он и есть его отец.
Мария: «В первую очередь — это фильм о людях, стойких, крепких, преданных своей стране, готовых её защищать, защищать любого, кто в ней живёт. Что им пришлось пережить, как им пришлось воевать, что они видели и что, дай Бог, мы никогда не увидим. Возможно, это всё звучит немножко пафосно, но так и есть. Как раньше говорили: „Гвозди бы делать из этих людей“».
А зори здесь тихие...
События фильма происходят в 1942 году в Карелии. В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вступает в неравный бой с врагом. Эти девчонки мечтали о любви, семье и нежности, но война приготовила для них совсем другой сценарий.
Андрей: «Лучший фильм о судьбе женщин на войне».
Еженедельник АиФ/Культура/8.05.2016
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru