lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

ЛИКОВАНИЕ ДУШИ. "ПЕСНИ НАШЕГО ДВОРА"

 

300x400

 

300x400 pictures 1-2

teatrunikitskihvorot.ru 

На майские праздники население городов покидает мегаполисы, на радость автомобилистам наступают самые "беспробочные" две недели в году. Любители огородничества отправляются на свои сотковые угодья, убеждённые туристы — к тёплым морям или музейным ценностям. И если под концепцию праздника освобождённого труда такое "празднование" с некой натяжкой отнести можно, то День Победы на приусадебном участке или на пляже кажется почти кощунством.

Если не думать об этом, следующие поколения неминуемо в ещё большей степени, чем нынешние будут считать майские праздники законодательно закреплёнными каникулами, которое население "оплачивает" демонстрацией своей лояльности. Вместе с участниками войны, из памяти о ней уходит душа, жизнь, тот самый праздник, который "со слезами на глазах", всё больше становится неизбежной, но пустой формальностью.


300x280

 

300x280 pictures 3-4

teatrunikitskihvorot.ru 

По счастью, остаются люди, которые пытаются объяснить своим детям, что за время пришлось на Великую Отечественную войну, и привить, нет, не любовь — какая уж тут любовь! — уважение к людям, которые в таких нечеловеческих условиях умудрялись оставаться людьми. И делают это очень по-разному — кто-то смотрит семейные альбомы и читает чудом сохранившиеся треугольники фронтовых писем, кто-то ездит по местам боёв, в которых участвовали их прадеды, кто-то смотрит военные фильмы и слушает песни.

А кто-то предпочитает "интерактив с погружением". Нет, я сейчас не имею в виду игры реконструкторов — хотя и любителей побегать с муляжом автомата Макарова в старинной форме — немало. Я говорю о людях, которые в тёплые весенние вечера стекаются к углу Большой Никитской и Никитского бульвара. Там, во дворе театра под руководством Марка Розовского, играют "Песни нашего двора".


300x280

 

300x280 pictures 5-6

teatrunikitskihvorot.ru 


Есть спектакли — их немного, но есть пока — которые заряжают своей энергией и своим настроением на уровне физических ощущений. "Песни" — как раз из таких. Не знаю, уместным ли будет это сравнение, но мне он напоминает фильм Этторе Сколы "Бал", где ощущение времени и вообще вся драматургия каждого эпизода "рассказывалась" зрителю без помощи диалогов — жестами, взглядами, костюмами, мизансценами.

При этом невербальный сюжет фильма невероятно превосходил тот, который можно было описать словами. Марк Розовский, почти 30 лет назад поставивший в своём театре "Песни нашего двора", пользуется другими художественными средствами для достижения такой же цели.

 

300x280   300x280 pictures 7-8
teatrunikitskihvorot.ru 

Этот спектакль (хотя, наверное, корректнее назвать это зрелище театрализованным представлением) напрямую не имеет никакого отношения к войне — разве что некоторые песни — того времени. А вот форма посиделок во дворе безошибочно датирует происходящее теми до- и послевоенными годами, когда небо было голубее, трава — зеленее, а если у кого-то случалась радость или горе, об этом непременно узнавал весь двор. И обязательно реагировал — ведь тогда дворы были не просто парковочным пространством с непременным сооружением под названием "детская площадка" посередине, а настоящим клубом, объединявшим людей гораздо крепче и сильнее, чем какие-то интересы и хобби — ощущением общей судьбы.

Именно это ощущение, которое дороже театрального мастерства и ладно скроенной пьесы — и есть то, за чем из года в год идут в этот двор люди. И когда через два с половиной часа они выходят с театрального двора на розовый от весеннего заката Никитский бульвар, создаётся впечатление, что что-то в них необратимо поменялось, что отныне и вовек они станут внимательнее к другим, обретут общую память, радость и боль, станут слышать друг друга гораздо лучше, станут со-обществом — моделью и частью общества, где всем есть дело до каждого.

300x280   300x280 pictures 9-10
teatrunikitskihvorot.ru 

Таково заразительное воздействие соприкосновения с этой искрящейся субстанцией, которую называют актёрским куражом, и которую историк и теоретик театра Михаил Бахтин определял как anima allegra — ликующая душа.

А если "целительный" эффект пройдёт, или просто притупится, они снова придут по знакомому адресу.
 
superstyle.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments