Американский актёр
Джона Уэйна называли Королём Вестерна. Его настоящее имя — Марион Майк Моррисон. Он родился 26 мая 1907 года в городке Винтерсет, штата Айова. В детстве Джон Уэйн был тихим и забитым мальчиком. Он мечтал стать похожим на актера Рудольфо Валентино. Его отец Клайд из-за болезни легких вынужден был вместе с женой Мэри и сыном Марионом переехать в более теплый климат южной Калифорнии, где на ранчо, расположенном поблизости от пустыни Мохаве, пытался заниматься сельским хозяйством. Пока ранчо не обанкротилось, Марион и его младший брат Роберт плавали в оросительных каналах и верхом на лошадях ездили в школу.
Потом семья переехала в Глендейл, где Марион помогал отцу, разнося лекарства заказчикам, и продавал газеты. Марион сдал экзамены в университет, собираясь стать адвокатом. В Глендейле у Мариона был эрдельтерьер по кличке Дюк - ставшей и его прозвищем. В школе дела шли хорошо как в учебе, так и в футболе.
Во время студенческих каникул парень подрабатывал в качестве статиста, реквизитора, а затем и каскадера на киностудии «ХХ век Фокс», пока этого высокого, светловолосого парня с открытым, добродушным лицом и обезоруживающей, чуть смущенной улыбкой, не приметил режиссер Джон Форд. Именно его кино был близок такой герой — простой, незамысловатый, но надежный мужчина, на которого можно положиться. В начале своей актерской деятельности он выступал под псевдонимом Дьюк Моррисон, после чего за ним прочно закрепилось прозвище Дьюк — Герцог. И именно Форд, придумал псевдоним «Джон Уэйн», и по его же рекомендации «молодое дарование» получило первую большую роль в вестерне Рауля Уолша «Большая тропа» в 1930 году.
Лучшие работы Джона Уэйна были в фильмах Джона Форда. На рубеже 1930-х годов он снял его в эпизодах таких своих картин, как «Приветствие» в 1929 году и «Мужчины без женщин» в 1930 году. Впоследствии, когда Форд стал одним из ведущих режиссеров Америки, редкий его фильм обходился без участия Уэйна. Для американцев 1930-х годов Уэйн был воплощением мужественности и индивидуализма. Начиная с ковбойской саги «Большая тропа» в 1930 году, особый успех сопутствовал актеру в «боевиках» с драками и погонями, хотя зачастую весьма малобюджетных.
В 1939 году все тот же Джон Форд предлагает своему протеже главную роль Ринго Кида в фильме «Дилижанс».
Это была самая яркая роль — в масштабном вестерне «Дилижанс», который с успехом был показан и в советских кинотеатрах . Ринго Кид — таинственный и загадочный, легендарный и человечный, суровый мститель и бесстрашный защитник — навеки впечатался в сознание зрителей этого «лучшего вестерна всех времен», как образ настоящего американца, первопроходца Дальнего Запада. С той поры этот весьма живой человек стал кинематографическим мифом: символом американского индивидуализма и хранителем патриотических традиций.
За шесть съемочных недель Джон Уэйн хорошо усвоил и взял на вооружение три фордовских правила хорошего кино. Во-первых, побольше действия. Во-вторых, поменьше болтовни. И, в-третьих — опять побольше действия. В результате первой совместной работы Форда и Уэйна на экраны вышел фильм, названный критикой «основополагающим вестерном», «базой для всего, что последовало за ним» и «картиной, в которой кино поет песню». Дилижанс» стал визитной карточкой жанра, а Джон Уэйн нашел своего героя на многие десятилетия вперед. С тех пор мы говорим «вестерн», подразумеваем — Джон Уэйн, мы говорим «Джон Уэйн», подразумеваем — вестерн. Кстати, «Дилижанс» был единственным вестерном, вышедшим в советский прокат.
Вестерн, несмотря на регулярно переживаемые взлеты и падения популярности, по сей день остается «корневым» жанром не только американской киноиндустрии, но и американского киноменталитета. Менялись имена героев, не менялся сам герой Джона Уэйна. То, что он делал на экране, нельзя назвать игрой, творчеством или лицедейством. Джон Форд в свое время метко охарактеризовал манеру Уэйна как «работать работу».
А работоспособность актера была поразительной. Он осваивал просторы киновестерна с таким же усердием, с каким его предки осваивали Дикий Запад. Проработав в кино полвека, снявшись более чем в 200 фильмах, Джон Уэйн переиграл бесчисленное множество благородных шерифов, симпатичных бандитов, честных солдат и суровых ковбоев.
На экране и в жизни он был одиночкой (даже несмотря на трех жен и семерых детей). Но, как настоящий профессионал, умел работать в команде. Всю жизнь он занимался тем, что умел лучше всего. Каждое десятилетие карьеры Уэйна отмечено фильмами, ставшими гордостью и вестерна, и американского кино, и мирового кинематографа.
Во время Второй Мировой войны, не попав в армию по состоянию здоровья, Уэйн стал солдатом на экране. Он снялся в фильмах «Летающие тигры» в 1942 году, «На линии огня» в 1944 году и «Возвращение в Батаан» в 1945 году. Он снимался во многочисленных постановках на военные темы. С 1942-го по 1943-й год он участвовал в радиопередаче «Море по колено», а в 1944 году помог организовать «Союз кино за сохранение американских идеалов», позже став его президентом. По окончании войны вместе с сыновьями основал особую студию, которая специализировалась на производстве вестернов.
Однако следующий актерский успех пришел лишь в конце 1940-х годов в фильме Хауарда Хоукса «Красная река» в 1948 году. Актер весьма тонко показал психологическую эволюцию переселенца Тома Дансона — человека грубоватого, авторитарного, несгибаемого в своих пристрастиях и взглядах, но в котором в финале все-таки пробуждается подлинная человечность. Джон во многом играл здесь самого себя.
За фильм «Пески Иво Джимы» в 1949 году Джон Уэйн был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль, а за исполнение роли Рустера Когберна в фильме «Настоящее мужество» в 1969 году получил «Оскара». В честь актера была выбита памятная медаль конгресса. Однако в некоторых из лучших фильмов он воплотил в жизнь совсем других героев, далеких от историй освоения Дикого Запада, Это такие ленты как «Тихий человек» в 1952 году и «Долгая дорога домой» в 1940 году.
Об «Аламо», снятом в 1960 году, шутили: «Этот фильм идет дольше, чем сама битва». Сам Уэйн сыграл легендарного героя Дикого Запада Дэви Крокета — участника обороны техасского форта Аламо от мексиканской армии генерала Санта-Аны. Его зрителями были тысячи американских солдат и ветеранов вьетнамской войны. Вообще Уэйну лучше всего удавалось показывать на экране людей, близких ему по духу. Недаром он сам утверждал, что не играет, а реагирует, будучи звездой, но не актером.
И действительно, среди 200 его работ, главным образом, в вестернах, приключенческих и военных фильмах, сверкает несколько подлинных жемчужин. «Рио Браво» Хауарда Хоукса в 1959 году, где он блестяще сыграл шерифа Чэнса, погрузневшего и погрустневшего, но все столь же мужественного Ринго Кида. Тома Донифона — героя, оказавшегося ненужным новому времени, но упрямо ни в чем не отступающего от кодекса ковбойской чести, Уэйн показал в ленте «Человек, который убил Либерти Вэланса» Джона Форда в 1962 году.
Однако счастливая судьба Джона Уэйна бросила серьезный вызов мужеству этого человека, когда в 1964 году, во время операции по поводу рака, пришлось удалить левое легкое и два ребра. «Большой Джон» не сдался и последние 15 лет своей жизни продолжал активно работать, сниматься, ставить и продюсировать фильмы, стал ревностным деятелем противоракового общества, жертвовал ему большие суммы денег.
В 1969-м Джон получил своего первого и единственного «Оскара» за роль Рустера Когберна — одноглазого помощника шерифа в фильме «Настоящая выдержка», у которого, несмотря на возраст, есть еще порох в пороховницах. Лучшим его актерским достижением в 1970-х годах оказался «Самый меткий» в 1976 году, где умирающий «человек с ружьем» только теперь начинает осознавать смысл своей жизни и собственной легенды.
Это был реквием самому себе, ибо Уэйн знал, что жить ему осталось недолго. Последний крупный проект Уэйна — «Самый меткий» — вышел на экраны США в 1976 году.
Пятнадцать лет спустя гнездившийся в этом могучем теле враг все-таки доконал его. В 1976 году умирающий от рака Уэйн играет… умирающего от рака Джона Бутса, знаменитого в прошлом легендарного стрелка, который ищет последнее пристанище в настоящем.
Больной, разбитый, измученный болью старик (и герой, и актер) подъезжает к салуну — месту своей последней схватки…
Должно быть, сила всех его шерифов, солдат и ковбоев вселилась в этот миг в Уэйна, потому что в конце 70-х он вошел в двери салуна так же легко, элегантно и небрежно, как входил в десятки таких же салунов в 1930-х, 1940-х, 1950-х и 1960-х годах: скупая улыбка, походка вразвалочку и чуть согнутая правая рука, готовая метнуться к револьверу. И это был уже не актерский имидж или маска героя. Это был он сам — великий для вестерна и незаменимый для истории кино Джон Уэйн.
Джон Уэйн не только на экране воплощал образ «стопроцентного американца», он был его примером и в жизни. По слухам, в 1968 году партия республиканцев предложила Уэйну баллотироваться в президенты США. Тот отказался, ответив, что Америка никогда не воспримет актера, решившего стать президентом, всерьез.
Джон Уэйн остался в истории американского кино «последним героем», до конца не изменившим ни себе, ни своим идеалам чести, цельности, любви к своей родине, в которой он руководствовался принципом: «Права она или не права, но это — моя страна». У женщин он пользовался неизменным успехом, а среди его партнерш — такие знаменитые актрисы, как Марлен Дитрих, Полетт Годар, Джоан Кроуфорд и др. Был трижды женат и 2 раза разведен. Все 3 его жены были испанками.
Джон Уэйн в самом деле достоин титула «Король Вестерна» - множество фильмов этого жанра (да и не только картины о Диком Западе имеются в фильмографии) и все они высокого качества, являются настоящей классикой благодаря таланту, магнетизму и обаянию актёра.
В последнем фильме Джона Уэйна его партнершей была актриса Лорин Бэколл, вдова знаменитого Хэмфри Богарта (тоже умершего от рака). Она вспоминает, что на все ее жалобы по поводу житейских и творческих неурядиц Уэйн отвечал своей любимой поговоркой: «Если утром ты проснулся, считай этот день счастливым!»
Сегодня ежегодные рейтинговые опросы показывают, что своим любимым актером большинство американских кинозрителей считает человека, скончавшегося 11 июня 1979 года в Лос-Анджелесе.
Смерть, наконец, сломила американского героя, в честь которого в этот день во всей стране были приспущены государственные флаги.
Легенда Голливуда Джон Уэйн
SVETLA
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru