© iStock
Обход гоголевских мест в городе стоит начать именно с дома 126 по via Sistina, расположенной между баром и ювелирной лавкой, где можно сфотографироваться на фоне соответствующей мемориальной доски, поднявшись с площади Испании на 138 ступеней к церкви и повернув направо. |
Комната Николая Васильевича была довольно просторна, с двумя окнами, имевшими решётчатые ставни изнутри. Обок с дверью стояла его кровать, посередине большой круглый стол; узкий соломенный диван, рядом с книжным шкафом, занимал ту стену её, где пробита была другая дверь…
…У противоположной стены помещалось письменное бюро в рост Гоголя, обыкновенно писавшего на нём свои произведения стоя. По бокам бюро — стулья с книгами, бельём, платьем в полном беспорядке. Каменный мозаичный пол звенел под ногами, и только у письменного бюро да у кровати разостланы были небольшие коврики. Ни малейшего украшения, если исключить ночник древней формы на одной ножке и с красивым желобком, куда наливалось масло. Ночник, или, говоря пышнее, римская лампа, стоял на окне, и по вечерам всегда только эта лампа и употреблялась вместо свечей. Гоголь платил за комнату 20 франков в месяц.
А вот описание самого Николая Васильевича:
Рим! О, Италия! Чья рука вырвет меня отсюда? Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше и весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай. У меня теперь в Риме мало знакомых, или, лучше, почти никого. Но никогда я не был так весел, так доволен жизнью. Никогда я не чувствовал себя так погружённым в такое спокойное блаженство. Моя квартира вся на солнце: StradaFelice, N 126, ultimopiano (верхний этаж).
Гоголь — А. С. Данилевскому, 2 февр. 1838 г., из Рима. Письма, I, 468.
© iStock |
Квартира Гоголя была на третьем этаже, который в то время был последним; теперь над ним уже надстроен новый. Надпись на мраморной доске, которой русская колония почтила весною 1902 года память писателя, гласит:
Il grande scrittore russo
Nicolo Gogol
in questa casa, dove abito dal 1838 al 1842,
penso e scrisse il suo capolavoro.
Кстати, недалеко от гоголевской римской обители дом ещё одного знаменитого писателя, жившего в "центре Мира" за свой счёт — Андерсена (ориентир для девушек: напротив него на втором этаже — магазин интересных свадебных нарядов авторской работы) |
© iStock
Это кафе являлось своего рода интернациональным клубом искусств, местом встреч и времяпрепровождения многочисленных художников, писателей и композиторов всего мира. Тут сиживали Гёте, Байрон, Стендаль, Шелли, Андерсен, Бизе, Гуно, Мицкевич, Россини, Берлиоз, Мендельсон, Лист, Вагнер, Тосканини. Тютчев, Шаляпин, Ницше, Шопенгауэр. Здесь на стенах возле старинных мраморных столиков на стенах и витринах можно осмотреть автографы, рисунки и личные вещи посещавших кафе знаменитостей. А при входе висит мемориальная доска со словами "Старинное кафе Греко, основанное в 1760 году. Взято под охрану государства, как ценный памятник старины".
В глубине кафе на стене среди других лиц можно увидеть миниатюрный портрет Николая Васильевича Гоголя, а чуть далее под стеклом копия письма к Плетнёву от 17 марта 1842 года, со знаменитыми словами: "О России я могу писать только в Риме, только там она предстаёт мне вся во всей своей громаде..."
…Идите в сторону площади Пополо по аллее Тринита дей Монти до виллы Медичи (Villa Medici) постройки XVI века, которая в XIX веке перешла к Франции и стала резиденцией Французской академии изящных искусств (Accademia della Francia), учреждённой королем Луи XIV для молодых французских художников. И сквозь ограду виллы Медичи с её итальянским парком полюбуйтесь на белое здание о двух башнях.
И как в Мастере и Маргарите, горько посетуйте, что Бог не наградил вас каким-нибудь художественным талантом. В здании, как когда-то в наших домах творчества, на всём готовом живут и творят современные западные молодые писатели, композиторы и художники. |
Позже, Волконская купила старинную виллу в Латерано (тогда это окраина города), которая в дальнейшем была названа её именем. В 1951 году вилла официально приобретена Великобританией, в настоящее время здесь разместилась резиденция английского посла (Villa Wolkonsky, Piazza di Villa Wolkonsky, 10 минут от станции Manzoni или Сан-Джовани). Поэтому попасть туда трудно, хотя ходы существуют. Надо подать официальную заявку от какой-то культурной российской организации, какое-то время она рассматривается и потом вам назначается день официальной экскурсии.
© iStock |
Под террасой этой виллы проходил водопровод, построенный ещё Юлием Цезарем, а участок земли, на котором располагается здание, принадлежал ещё святой Елене — матери Императора Константина. На вилле бывали Вяземский, Жуковский, Брюллов, Глинка, Иванов, Тургенев и, конечно же, Гоголь. Частыми гостями княгини были кардиналы и другие представители католического духовенства (Волконская сначала была тайной, а потом и полновесной католичкой). Неслучайно в Риме её виллу называли "Малым залом Ватикана".
На вилле княгиня устроила в парке аллею воспоминаний: кипарисы, лавр и "дорогие тени" в виде мраморных стел. Памятник Пушкину стоит здесь и поныне. Он представляет собой небольшую античную беломраморную стелу, на которой высечено имя поэта. И это бесценная реликвия русской культуры, по сути, первый памятник поэту (разрешение на памятник в Святогорском монастыре Наталья Пушкина выпросила только в 1841 г.).
© iStock |
По воспоминаниям современников, Гоголь любил показывать Рим своим знакомым, приезжавшим его навестить. Ощущая себя настоящим старожилом, он обычно водил их по Римскому Форуму, Капитолию, также требовал восхищений по поводу громадности Собора святого Петра... |
Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь. Словом, вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
Гоголь — А. С. Данилевскому, апрель 1837 г., из Рима. Письма, I, 438.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru