<table style="border:0px solid #cccc99" background="https://imgprx.livejournal.net/f93b26c5ec3c6feb1bfbee8eb4ba6231dfb842fc/eRqWgF1N2lvOgKlhHi0mGZYWqUNWoAiGjbZfSiRmZlb2TQoU3j28KYEcjVuMyQgWdyQ22ZuvwxUda_jEf_9SrHMMCVGCIZJZ1nwsI7pPYsJEnSBIt5TwofrRX8t9Ix2T" cellspacing="0" cellpadding="0"> - Дни бегут, 1932 год - Мадам, уже падают листья, 1930 год - Классические розы, 1925 |
Так редко поют красиво в нашей земной глуши… Гитара аккордом несложным заливала пробелы слов, Напомнила неосторожно, что музыка, как любовь... *** Бывает, что у времени есть конкретное имя. Слышим «пушкинская эпоха» - и сразу все ясно. Или по-другому: слышим «Александр Вертинский» - и реально возникает эпоха начала ХХ века, весь немыслимый драматизм и невыразимое очарование жизни, которой больше никогда не будет. Александр Николаевич Вертинский  21.03.1889 - 21.05.1957 Он родился в день весеннего равноденствия. Не потому ли обаяние манерного и при этом искреннего дарования Вертинского сродни мартовской погоде, балансирующей между холодом и теплом, мраком и светом. Оно - в мальчишеском хулиганстве, почти без перехода сменяемом жеманным заламыванием рук, во врожденном юморе, упорно борющемся с декадансом, который в то время вошел в моду. Вертинский был слишком артистичен, чтобы принимать моду всерьез, он сам был ее законодателем.  В 30-е годы великий Фёдор Шаляпин написал на своем портрете, подаренном Александру Вертинскому: «Сказителю Земли Русской Александру от странника Феодора». В жизни и творчестве Вертинского уникально сочетаются разные полюса. Интеллигентность и демократизм. Модернизм и реализм. Столичный дендизм и эстетика провинции. Ленинград и родной город артиста Киев, где были сделаны первые шаги в искусстве, и дух эмиграции, влекущий вскоре после революции за границу - Париж, Америка, Китай, и любовь к родине, требующая вернуться во время войны домой, как калейдоскоп событий жизни артиста.  Феномен Вертинского находится в самом основании формата русского кабаре, с его ролью посредника между классикой и эстрадой, дедами и внуками, Россией и диаспорой. При этом Вертинский до сих пор является символом, эмблемой этой очень продуктивной среды, которая воспроизводится и по сей день.   Наверно, многим современным слушателям некоторые ранние песенки и «ариетки» Александра Николаевича Вертинского могут показаться манерными, вычурными и какими-то невсамделишными. Между тем, в них отразился не только вкус давно ушедшей эпохи, но и некоторые обстоятельства биографии исполнителя, которые тоже можно назвать и вычурными и показательными для его времени.  Предлагаю посмотреть небольшой фильм «Русский Пьеро. Александр Вертинский» (2004) режиссера Александра Шувикова. В фильме использованы неизданные воспоминания вдовы певца Лидии Вертинской, интервью с его внуком Степаном Михалковым. Звучат песни в исполнении Александра Вертинского: Я сегодня смеюсь над собой 1915; За кулисами 1916; Ты успокой меня, скажи, что это шутка... 1930; Танго «Магнолия» 1931; Дорогой длинною; Классические розы 1932; Маленький креольчик 1916; Маленькая балерина 1938, а также песни Вертинского исполняет Олег Погудин.  Вы потратите менее сорока минут времени, но окунетесь в мир этого удивительного явления музыкального мира. Досмотрите до конца, возможно, вы почувствует ту роль, которая отвела судьба обаятельному артисту. До сих пор остается загадкой неизменная популярность Вертинского в любой аудитории. Нашему миру часто безразлично, что смерть близкого человека, разлука с любимой женщиной, безответная любовь и, наконец, банальная измена являются, может быть, самой страшной трагедией в масштабах маленькой вселенной отдельно взятого человека. Но, об этом говорил Вертинский в своих песнях. Может быть, именно поэтому они оказались близки каждому.  Сам Вертинский, играл в кино, и это было важно для его эволюции. Но только жанр песни становится для него той Минуточкой, в которой артист поистине предстает «задумчивой лампадой» пред ликом Родины, перед благодарным зрителем и перед своим Творцом, исполняя то назначение поэта, о котором сказал его тёзка, брат по песне и товарищ по «балаганчику» Александр Блок. … Всё сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся воплотить.   Родоначальник русского шансона, Вертинский был так талантлив, что и после ухода из жизни недовоплощенная часть его натуры перетекла в актерскую звездность дочерей - Марианны и Анастасии. Впрочем, вопреки его категорическому запрету.   После эмиграции, Вертинский прожил на родине 14 лет. Все это время он интенсивно работал, постоянно выступал с концертами и имел успех. География его гастрольных поездок простиралась от Мурманска до Еревана, от Риги до Петропавловска-Камчатского. Советская публика была ошеломлена. В элегантном фраке, с гвоздикой в петлице он выпадал из декораций сталинской эпохи, казался чем-то вроде булгаковского Воланда, бросающего в зал песенки как ассигнации, где вместо портретов вождей революции - какие-то «пани Ирэны» и «лиловые негры»!.. Казалось бы, жизнь на родине складывалась крайне счастливо и удачно. Однако, из ста с лишним песен из репертуара Вертинского, к исполнению в СССР было допущено не более тридцати. На каждом концерте присутствовал цензор, который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки.  А залы были переполнены. Выступал он в основном в провинции, в маленьких отдаленных городках, где были тяжелые бытовые условия, крайне долгая дорога несколькими видами транспорта, а Вертинский был уже немолод, и это тоже создавало ему проблемы.  Конечно, артист не нуждался, по-своему был востребован. В 50-х гг. он снимался в кино: «3аговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег», «Анна на шее». В 1951 г. он получил государственную премию.  Но общение с Родиной всё же, оказалось совсем не таким, как представлялось в эмиграции. И потихоньку еще при жизни Вертинский стал превращаться в «уходящую натуру». Незадолго до своей смерти в 1957 году предсказав: «Через 30-40 лет меня вытащат из подвалов забвения и начнут во мне копаться...».  Киев, Владимировская, 43 А в Киеве последний раз он был в 45-м. И в письме написал жене: «Если Москва была возвращением на Родину, то Киев - это возвращение в отчий дом… Как бы я хотел жить и умереть здесь. Только здесь!..». Уже после его смерти Лидия нашла стихотворение: Киев - родина нежная, звучавшая мне во сне, Юность моя мятежная, наконец ты вернулась мне! Я готов целовать твои улицы, прижиматься к твоим площадям. Я уже постарел, ссутулился, потерял уже счет годам. А твои каштаны дремучие, паникадила Весны, Все цветут, как и прежде, могучие, берегут мои детские сны… Здесь тогда торговали мороженым, а налево была каланча... Пожалей меня, Господи Боже мой, догорает моя свеча.  За 14 лет жизни в СССР Вертинский написал всего чуть более двадцати стихов. Гражданин мира, живший в Старом и Новом свете, только о единственном городе мог сказать: «Киев - Родина нежная, звучавшая мне во сне». Умер Александр Вертинский 21 мая 1957 г. в ленинградской гостинице «Астория» в возрасте 68-ми лет. Похоронили его в Москве, на Новодевичьем кладбище. *** На сайте «Барды.ru» опубликовано много стихов Александра Вертинского Здесь ссылка  Полвека своей жизни кумир эстрады Александр Вертинский оставался неизменным поклонником примадонны оперетты Екатерины Орловской. Посмотрите два клипа Евы Ахтаевой: Александр Вертинский «За кулисами» и «Прощальный ужин». Предположительно, эти песни посвящены певице. В Шанхае, после последнего предложения Орловской руки и сердца, он предупредил, что если она опять откажет ему, он все равно женится. Слово данное Вертинский сдержал... и спустя пару лет, в 1942 - женился на Лидии Владимировне Циргваве - актрисе и художнике, которая была моложе его на 34 года... Судьбы примадонны и певца навсегда разошлись. Но тем не менее, осталось документальное свидетельство еще одной встречи - пластинка, датированная 56-м годом, подписанная его рукой:  «Старому другу Катюрочке от её давнишнего поклонника на добрую память. Александр Вертинский...». Екатерина Орловская до конца жизни так и не вышла замуж. Не трудно догадаться, что этот образ остался во многих песня всемирно известного русского Пьеро. Печальные, с бездонными глазами, Горевшие непонятой мечтой, Беспечные, как ветер над полями, Пленявшие капризной красотой…  О, сколько их прошло передо мной! О, сколько их искало между нами Поэзии и страсти неземной! И каждая томилась и ждала Красивых мук, невысказанной неги.  И каждая безгрешно отдала Своей весны зеленые побеги… О, ландыши, грустящие о снеге,- О, женщины! У вас душа светла И горестна, как музыка элегий… Александр Вертинский  |  Lyarder |
| |
|