lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

ФРАНЦУЗСКИЙ ВЗРЫВНОЙ: САМЫЕ "АДРЕНАЛИНОВЫЕ" ФИЛЬМЫ ЛЮКА БЕССОНА

 

Люку Бессону, поставившему французское кино на поток, исполняется 57 лет. Пока кинематографист работает над новыми проектами, АиФ.ru вспоминает самые яркие прошлые работы мастера.

Люк Бессон.
Люк Бессон. © / www.globallookpress.com
 
 
 
На его счету почти полторы сотни фильмов, и ещё восемь уже находятся в производстве, он экранизировал историю Жанны д’Арк и явил миру Натали Портман, опускался на дно океана, чтобы снять документальное кино о дельфинах, и написал несколько книг для детей, продававшихся миллионными тиражами, а сейчас работает над фильмом о гибели подводной лодки «Курск». Но в истории мирового кино Люк Бессон останется как автор зубодробительных блокбастеров, события в которых развиваются на околосветовых скоростях.

«Никита»: «Она убивает. Чтобы выжить»

Триллер «Никита» о похищенной спецслужбами и ставшей секретным агентом девушке вышел на экраны в 1990 году — это был уже четвёртый фильм, в котором Люк Бессон выступил в качестве режиссёра и сценариста. Главную роль режиссёр отдал своей супруге Анн Парийо и не прогадал — актриса настолько удачно создала образ загнанной в ловушку девушки, что «Никита» стала её билетом в Голливуд. Сам фильм добился оглушительного успеха: девять номинаций на премию «Сезар» и статус первой французской картины, собравшей в прокате США и Великобритании более пяти миллионов долларов. «Я за равноправие и не согласен, что женщины — слабый пол, — рассказывал Бессон. — Мне всегда было интересно изучать характеры сильных женщин». Позже этот интерес проявится ещё в нескольких картинах и в первую очередь в фильме…



«Пятый элемент»: «Должен быть найден»

В 1997 году состоялась премьера комедийного боевика «Пятый элемент» — самого дорогого на тот момент фильма, снятого за пределами Голливуда. Разгоняющийся с каждой сценой фантастический боевик повествует о борьбе землян с угрозой инопланетного вторжения и поисках таинственного артефакта — «пятого элемента», который должен спасти человечество. Возможно, этот фильм затерялся бы среди других научно-фантастических побоищ, популярных в конце 90-х, но Бессону удалось собрать на площадке целое созвездие актёров, придавших картине уникальное очарование и неповторимый юмор: Брюс Уиллис в роли бойца элитного отряда в отставке, эксцентричный и неуравновешенный торговец оружием в исполнении Гэри Олдмена, известный стенд-ап комик Крис Такер, очаровательная Милла «Биг-бада-бум» Йовович и музыкант Эдриан Тоус, более известный как Tricky, в роли лидера монголоров — вот главные элементы успеха картины.



«Такси»: форсаж по-французски

Максимальных оборотов Люк Бессон достиг при работе над сценарием к фильму «Такси» (режиссёром выступил Жерар Пирес), комедии о погоне за грабителями банков. Безбашенный таксист, презирающий правила дорожного движения, и захиревший в кабинете инспектор волею судеб вынуждены фактически собственными силами ловить неуловимые красные «Мерседесы». «Такси», триумфально прошедший по кинотеатрам Европы и США, явил миру сразу нескольких восходящих звёзд французского кино: Сами Насери, Фредерика Дифенталя и Марийон Котийяр, которая через десять лет получит «Оскар» за лучшую женскую роль в картине «Жизнь в розовом цвете». «Такси» завоевал целую армию поклонников по всему миру и впоследствии превратился в самостоятельную франшизу из четырёх серий.



«Васаби»: «Для тех, кто любит поострее»

В 2001 году Люк Бессон отправил героя Жана Рено спасать молодую девушку — его дочь, за которой охотится мафия. Сюжет во многом перекликается с другой работой Бессона — знаменитой драмой «Леон», в которой наёмный убийца в исполнении всё того же Рено взял шефство над девочкой-сиротой. На этом (и нескольких отсылках) сходство заканчивается: «Васаби» — это лёгкий приключенческий боевик с очаровательным французским юмором в декорациях якудзы, драк и перестрелок. Увы, в прокате картина провалилась, с трудом отбив половину бюджета, но среди российских зрителей оказалась довольно популярной, и в первую очередь, за счёт грубоватой, но ироничной харизмы Жана Рено.



«Ямакаси: Новые самураи»

В том же году на экраны вышел приключенческий фильм «Ямакаси» — рассказ о семи паркурщиках, изворотливо бегающих от жандармерии по крышам небоскрёбов и вызывающих настоящий трепет у детишек в округе. В комплекте с фильмом идут французский хип-хоп в формате саундтрека, фирменный юмор Люка Бессона и огромное количество умопомрачительных трюков в декорациях городских пейзажей. Именно трюки являются главным двигателем фильма. Роли «Ямакаси» исполнили настоящие паркурщики, до этого гастролировавшие с мюзиклом Notre Dame de Paris. Выход фильма спровоцировал небывалый рост популярности паркура, после чего он был признан в качестве спортивной дисциплины.



«Перевозчик»: «Правила создаются, чтобы их нарушать»

В 2002 году Люк Бессон написал сценарий и спродюсировал боевик «Перевозчик» — ещё один экшн, в котором машины в скорости не уступают пулям. Главные роли в картине исполнили Джейсон Стейтем и чёрная BMW, вокруг которых развиваются все события. Отчаянные погони и драки в лучших традициях боевиковДжона Ву сделали тогда Стейтема суперзвездой и заработали в прокате свыше 40 миллионов долларов — вдвое больше бюджета. На волне успеха картины Бессон спродюсировал ещё три части и два сезона сериала, где Стейтема в роли главного героя сменил Крис Вэнс.



«Мишель Вальян: жажда скорости»

Автомобильную тему Люк Бессон закрыл для себя экранизацией комиксов Жана и Филипа Гратонов о гонщике по имени Мишель Вальян. События в фильме разворачиваются вокруг соперничества двух фаворитов марафона «24 часа Ле-Мана» — самого престижного соревнования Франции. Чтобы помешать Вальяну одержать победу, враги похищают и угрожают убить отца главного героя, и тому приходится выбирать между жизнью отца и победой в гонке. Фильм не вызвал большого ажиотажа среди широкой публики, но для тех, кому Мишель Вальян дороже Спиди Гонщика, стал настоящим подарком — Бессон трепетно воспроизвёл комикс, постаравшись передать реальную атмосферу автомобильных гонок.



«13-й район»: разборки в гетто

Через три года после выхода «Ямакаси» Люк Бессон возвращается к паркуру, только теперь со спецназовцем под прикрытием, тоннами оружия и нейтронной бомбой. Одну из главных ролей в картине исполнил Давид Белль, входивший в группу «Ямакаси», но отказавшийся сниматься в том фильме, а компанию ему составилСирил Раффаели — профессиональный каскадёр. По сюжету, в недалёком будущем (в 2010 году) неблагополучные пригороды обнесены стенами, внутри которых всем заправляют вооружённые головорезы. Главным героям предстоит спасти похищенную мафией девушку и обезвредить разрушительную ракету, нацеленную в самое сердце Парижа. В качестве бонуса — Биби Насери, младший брат звезды фильмов «Такси», в роли жестокого сверхзлодея. «13-й район», собравший в прокате в девять раз больше, чем потрачено на съёмки, впоследствии обзавёлся двумя продолжениями, в одном из которых поучаствовал Пол Уокер, известный по серии фильмов «Форсаж».



«Дэнни цепной пес»: «Связанный насилием, освобождённый музыкой»

В 2004 году на экраны вышел остросюжетный боевик «Дэнни цепной пес» о воспитанном британскими гангстерами наёмном убийце, беспрекословно выполняющем любую волю хозяина — Барта в исполнении Боба Хоскинса. Картина могла бы остаться ещё одним банальным парадом восточных единоборств, если бы не музыка бристольской группы Massive Attack, ставшая скелетом фильма. Сценарий к картине Бессон написал специально для Джета Ли, а поэтому количество сцен драк превосходит любые нормы — ради такого экшна фильм и задумывался.



«Револьвер»: детище Бессона и Ритчи

В 2005 году на экраны вышел криминальный триллер «Револьвер», снятый Гаем Ритчи по сценарию Люка Бессона. Совместный проект стал настоящим откровением для обоих — бессоновский текст в эстетике Ритчи получил неожиданный видеоряд, а самому режиссёру позволил отойти от приёмов, обкатанных в фильмах «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Помимо перестрелок и головоломок аферистов, «Револьвер» также может похвастаться удивительно гармонично сработавшимся дуэтом Джейсона Стейтема и Рэя Лиотты, а также запоминающимся образом Утилизатора в исполнении Марка Стронга.



Еженедельник АиФ/Культура/18.3.2016

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments