
Призрачно все в этом мире бушующем. Есть только миг - за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь. *** 10 марта 2016 года, композитору, автору музыки ко многим популярным фильмам, Александру Сергеевичу Зацепину исполнилось 90 лет. Наибольшей известностью и любовью миллионов людей пользуется музыка композитора, написанная к кинокомедиям Леонида Гайдая. Почему Леонид Гайдай пригласил для совместной работы именно Зацепина? Пусть это останется для истории… Только с 1965 года (выход фильма «операция Ы…» с Шуриком) тандем режиссера и композитора создал незабываемые кадры и музыку.  Смотрим и слушаем музыку Александра Зацепина в фильмах Леонида Гайдая. Этот замечательный фильм, к сожалению, не доступен к показу на других ресурсах, только на Youtube. Если будет желание можете посмотреть все 5 частей (по 10 минут) здесь. Продолжаем небольшой рассказ о нашем славном юбиляре. После того, как «Операция Ы и другие приключения Шурика» собрала огромную известность у толпы Зацепин записывал мелодии почти ко всем кинолентам Гайдая: «Лавровая невольница», «Алмазная рука», «Иван Васильевич сменяет занятие», «Спортлото 82» и др.  Годы творчества - для всех счастливые годы. Есть и другие, вспоминать о них трудно, но надо. Когда началась война, будущий композитор учился в 8-м классе. Однажды декабрьской ночью к Зацепиным приехал «черный воронок» и люди из НКВД арестовали отца. За что? Да просто, за фразу. В начале войны был издан указ: за опоздание на работу - судить. А отец Зацепина возьми да скажи: «Наконец-то советская власть взялась за лодырей!». Один из знакомых, услышавших эту фразу, донес на «врага народа»... После ареста следователь спрашивал у арестованного хирурга (!): «Выходит, советская власть раньше ничего не делала, раз только сейчас, по-вашему, взялась за прогульщиков?...» В итоге отца приговорили к 10 годам без права переписки... Окончив школу, Александр поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако не питая склонности к математике и слишком много занимаясь музыкой, Александр накопил «букет хвостов» и в марте 1945 года был отчислен из вуза. Его тут же призвали в армию и направили в Тюменское офицерское пехотное училище. Зацепин делал попытку убежать на фронт, но его отправили обратно. А вскоре война закончилась. Получив месячный отпуск и приехав домой в Новосибирск. В 1946 году его взяли в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Начались гастроли. Потом - запретили джаз, как вредное капиталистическое явление, и все оркестры, имеющие к нему отношение, расформировали. И дирижер сказал Зацепину: «Учись играть на балалайке! Или пойдешь дослуживать в армию. Другого варианта нет». Однажды во время гастролей в Алма-Ата Зацепин пришел подавать документы в музучилище, но ему сказали: «Идите сразу в консерваторию. С вашей подготовкой вас примут!» И его действительно приняли на фортепианное отделение, а на будущий год - и на композиторское. Дипломной работой Зацепина стал балет в трех актах «Старик Хоттабыч», который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета и который потом долгие годы успешно там шел. В том же 1956 году Зацепин написал музыку к фильму «Наш милый доктор» режиссера Шакена Айманова. Это был второй подарок судьбы к окончанию учебы.   С кино Александр Зацепин дружит с 1957 года. В Москве Зацепину поначалу трудно было найти работу и он подрабатывал, играя на аккордеоне в ресторанах. Тогда уже весьма популярный режиссёр Леонид Гайдай, приступил к работе над новой комедией «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», подыскивал композитора. Ему порекомендовали Зацепина и творческий тандем состоялся.  Александр Зацепин написал музыку к 11-ти фильмам Леонида Гайдая и другим фильмам разных жанров (около 80). В 1975-76 годах Александр Зацепин дважды становился лауреатом международных конкурсов в США за песни «До свиданья, лето» и «Друг друга мы нашли».  Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Союза композиторов (1956) и Союза кинематографистов (1957). Награжден медалью «За трудовое отличие». В день предыдущего юбилея Маэстро, музыковед Святослав Бэлза сказал: «Зацепин - это один из самых настоящих, оставшихся у нас композиторов, и хотя он сейчас живет больше во Франции, в России его не забывают, поскольку его мелодии забыть невозможно». «Основой музыки всегда остается мелодия, о чем забывают некоторые современные композиторы. У Зацепина же этот мелодический дар существует, что и определяет красоту его музыки и долговременность ее существования».  Странно, конечно, но пять лет назад, когда Александр Сергеевич отмечал 85-й День рождения, в нашей стране его практически и не вспомнили. Тогда он жил во Франции под небом Парижа, и скучал по Родине. Вид на жительство Зацепин получил в 1982 году (не заменяя гражданства) благодаря женитьбе на француженке.  Во Франции он записал мелодии к кинолентам и рекламным клипам. В тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году возвратился в СССР. С того периода проживал и трудился в обоих государствах - Франции и СССР. Он всегда был за кадром, а теперь его и вовсе редко узнают, писали журналисты в юбилейный 85-й год. Разве что соседи по престижному парижскому кварталу и парикмахер в салоне. Сегодня Зацепин в Париже - и состоявшийся, и состоятельный композитор. На днях он заходил в гости к коллеге - Френсису Лэю, автору вечной теме о «мужчине и женщине».  Из интервью: Фрэнсис Лэй, композитор: «Очень важно, чтобы режиссер нашел своего композитора. Это женитьба. Вот Александр женат на Гайдае, Феллини - на Нино Рота» Александр Зацепин: «Да, только наша разница в том, что музыку Лэя знает весь мир, а мою - только СССР». На свой юбилей Александр Зацепин вернулся в Россию. Помимо того, что он не просто вернулся в страну, он устраивает грандиозный концерт в ГЦКЗ «Россия», дает интервью. - Александр Сергеевич, получается что, вы, теперь гражданин Франции? - Ну, в первую очередь, я гражданин России, а уже во вторую - Франции. Вид на жительство во Франции я получил благодаря женитьбе на француженке. Сейчас мы в разводе, но под Парижем у меня остался дом с участком. Там есть замечательный сад с фруктовыми деревьями. - Скажите, а почему вы развелись со своей женой? - У нас разные характеры, да и в Россию она не хотела ехать. Она коренная француженка и очень интересная женщина. Ее отец был органистом, а Женевьева стала художницей. У нее достаточно трудная жизнь была до замужества. Он пережил четыре развода, смерть двух жён и единственного сына. Мог сорваться, уйти из профессии и тихо доживать свой век. Но Зацепина неслучайно называют «железным Шуриком». С середины 80-х он живет как бы на два дома. В Москве и сначала Париже, а теперь - в Женеве, признаётся: не может быть один. Сейчас его поддерживает семья дочери. Внуки и даже правнук. Во Франции у Зацепина полно частных заказов, и только в России он писал народные песни. Мотив «А нам все равно» - гимн русскому фатализму, автор музыки Зацепин, когда-то услышал утром в жужжании бритвы, но сейчас это уже не его тема. На острове невезения Зацепин если и оказывался в жизни, то теперь он уж точно на плаву. И держится за каждый миг, как в одной хорошей песне поется… С юбилеем, наш замечательный, любимый, народный композитор! Долгие лета... *** Бежит, бежит, бежит дорога не кончается, В пути то маки, то тюльпаны нам встречаются, Они качаются и улыбаются Нам, словно старые и добрые друзья. А в небе солнце озорное и лучистое, А небо здесь такое ровное и чистое, Что так и хочется рукой дотронуться, Оно ведь рядом, а достать его нельзя... Из песни «Дорожная» музыка: А. Зацепин, слова: О. Гаджикасимов 
Все было… Подпевайте! Пока на месте ничто не держит и не наскучил мир этот мне. Пока ночами, пускай все реже, но я летаю еще во сне. Еще как птица хочу подняться в крутое небо я иногда, И сердцу снятся, как в детстве, снятся, другие страны и города. И пусть под ноги одни ухабы… Судьба, как прежде, бросает мне, Ей благодарен, за то, хотя бы, что я летаю, еще во сне. И солнце всходило, и радуга цвела, Все было, все было, и любовь была. Пылали закаты, и ливень бил в стекло, Все было когда-то, было, да прошло. Слова этой замечательной песни Леонида Дербенёва. Музыка: Александра Зацепина |  Lyarder |
|