wikimedia.org
Это была скромная четырёхкомнатная квартира, расположенная на втором этаже казённого дома Мясницкой полицейской части. Хозяином квартиры был полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников, но в московских творческих кругах эта квартира была больше известна по имени супруги Дмитрия Павловича Софьи Петровны.
Одну из комнат, самую большую, она превратила в литературно-художественный салон. В Москве, наверное, не было человека, причастного к искусству и литературе, кто бы не побывал здесь. Так и говорили: "Бывать у Софьи Петровны". Вот что писал в своей книге "Москва и москвичи" известный тогда ещё только в узких кругах молодой Гиляровский: "Внизу была большая квартира доктора, где я не раз бывал по субботам, где у Софьи Петровны, супруги доктора, страстной поклонницы литераторов и художников, устраивались вечеринки, где читали, рисовали и потом ужинали. Бывал там … весь наш небольшой кружок “начинающих” и не всегда вкусно сытых молодых будущих…"
"Молодые будущие" — это драматург Гославский, литератор Голоушев (Глаголь), будущий литератор и переводчик Щепкина-Куперник, композитор и музыкальный критик Сахновский, оперный певец Донской, актёры Сумбатов-Южин и Турчанинова, художники Степанов, Досекин, Щербиновский, Ржевская. По приезду в Москву в салон Софьи Петровны обязательно заглядывал Илья Репин. Любили здесь бывать и братья Чеховы.
Как-то раз, в один из субботних вечеров, они притащили с собой Левитана. Левитан учился вместе с Николаем Чеховым, старшим из братьев, в Школе живописи, ваяния и зодчества. Они были дружны и много времени проводили вместе. Это Николай Чехов подсказал Левитану, что на его картине "Осенний день. Сокольники" не хватает переднего плана и нарисовал силуэт дамы, идущей по аллее. А Левитан, в свою очередь, помог Николаю нарисовать небо на картине "Въезд Мессалины в Рим".
Но особенно доверительные отношения сложились у Левитана с Антоном Чеховым. Им обоим тогда ещё не исполнилось и 30-ти — благодатный возраст для мужчины, не обременённого никакими обязательствами. Как сейчас говорят, самый пик сексуальной активности.
wikimedia.org |
Михаил Чехов, младший из братьев, вспоминал: "У Левитана было восхитительно благородное лицо, — я редко потом встречал такие выразительные глаза, такое на редкость художественное сочетание линий. У него был большой нос, но в общей гармонии черт лица это вовсе не замечалось. Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал". Сжигаемый страстями, Левитан был необычайно влюбчив и никогда не останавливался на полпути.
"Его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно. С первого же взгляда на заинтересовавшую его женщину он бросал всё и мчался за ней в погоню, хотя бы она вовсе уезжала из Москвы. Ему ничего не стоило встать перед дамой на колени, где бы он её ни встретил, будь то в аллее парка или в доме при людях... Благодаря одному из его ухаживаний он был вызван на дуэль на симфоническом собрании, прямо на концерте, и тут же в антракте с волнением просил меня быть его секундантом".
wikimedia.org
Софья Петровна была темноглаза и смугла как мулатка, с прекрасной фигурой и тёмными вьющимися волосами. Прекрасно играла на фортепиано, рисовала и выставлялась. Некоторые её картины были куплены Павлом Третьяковым.
Не смотря на большую разницу в возрасте, темпераментный Левитан не мог пройти мимо такой женщины, его всегда интересовали дамы бальзаковского возраста. Софье Петровне это льстило, не обращая внимания на сплетни и всяческие разговоры, она решила брать у Левитана уроки живописи. Татьяна Щепкина-Куперник, частая гостья салона Софьи Петровны, вспоминала: "Софья просто потеряла голову, а Левитан отдался вихрю её чувств, с удовольствием приняв её заботу и нежность, которых ему так не хватало в жизни — ни в детстве, ни в юности". Чем всё обернулось — известно.
Следующим летом они вместе уехали на этюды под Кинешму в город Плёс. На следующий год история повторилась. По Москве поползли уже конкретные слухи. "Среди наших друзей и знакомых стали определённо поговаривать о том, о чём следовало бы молчать" (из воспоминаний Михаила Чехова). Дмитрий Павлович тоже обо всём догадывался, и когда в его доме собирались гости, всё чаще и чаще уединялся с бутылочкой винца.
Ну а Софья Петровна, овладев Левитаном, постаралась заполнить собой всё его время и полностью посвятила себя этому. Она была женщина смелая, энергичная, душевные терзания в духе толстовской Анны Карениной ей были несвойственны. Это очень раздражало и друзей Левитана, и остальных гостей салона. Многие неодобрительно относились к связи Кувшинниковой с Левитаном, считали такое поведение замужней женщины неприличным и жалели её мужа.
Особенно раздражало происходящее Антона Павловича Чехова, который с Левитаном дружил и как доктор доктора по-мужски уважал Дмитрия Павловича Кувшинникова. Взяв за основу место действия и сложившуюся ситуацию, Чехов написал рассказ. Назвал его "Попрыгунья". В 1892 году рассказ был опубликован в журнале "Север". Что тут началось! Разразился настоящий скандал. Гости салона Софьи Петровны поспешили узнать в персонажах чеховского произведения именно себя и что самое печальное, их постарались узнать и все остальные.
wikimedia.org |
Чехов тотчас попал в опалу. Софья Петровна была жестоко обижена и навсегда закрыла для писателя двери своего дома, актёр Ленский прервал с ним все отношения, а Левитан готов был вызвать друга на дуэль. Чехов как только мог отбивался от необоснованных по его мнению нападок: "Можете себе представить, — писал он Лидии Авиловой, — одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей “Попрыгуньи”... и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у неё доктор, и живёт она с художником".
Вся эта история бурно обсуждалась в культурном московском обществе и надолго поссорила Чехова и Левитана. Впрочем, когда у влюбчивого художника завязался новый роман с другой женщиной бальзаковского возраста, друзья помирились, и доверительные отношения между ними были восстановлены. Только вот жить Левитану уже оставалось всего шесть лет. В августе 1900 года его не стало. А в июле 1904 года не стало Чехова. Софья Петровна ненадолго пережила их и ушла летом 1907-го. Всё оказалось — суета и тлен.
Сергей Расторгуев
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru