lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

"ХОРОШИЙ ХОРОШИХ ИГРАЕТ". КАК НИКОЛАЙ КРЮЧКОВ ВСЕ СОВЕТСКИЕ ЭПОХИ ПЕРЕЖИЛ

 

За что любили и ненавидели легендарного артиста.

Жизнь у Коли была не сахар. На первые заработки мама отправила его уже в 9 лет. Но работал он вовсе не артистом. Николай брался за любое мелкое дело, чтобы хоть чем-то помочь маме. В 14 лет Николай уже был гравером-накатчиком. Мама радовалась: «Коленька занялся серьезным делом, будет большим человеком». Но Коленька вскоре понял, что это серьезное дело радости ему не приносит, а нравилось Коле играть на гармони, лихо отплясывать, петь. Со своими увлечениями он и попал в художественную самодеятельность, а оттуда уже и на театральную сцену. 

Там Крючкова и приметили кинорежиссеры. Эпизод за эпизодом, фильм за фильмом — молодой человек из самодеятельности постепенно стал считаться звездой и мэтром советского кинематографа.

 

Кадр из фильма «Окраина», 1933 год

«Первым делом – самолёты». 10 ролей Николая Крючкова
Свою первую роль в кино Крючков сыграл в возрасте 22 лет – ему достался образ сапожника Сеньки в фильме Бориса Барнета «Окраина». Позже эта картина попала в советскую кинопрограмму на венецианском кинофестивале.
 

Но у мэтра были свои изъяны. О том, что Николай Крючков неравнодушен к алкоголю, знали многие. Но все режиссеры закрывали глаза на слабость артиста, терпели его загулы. Не выдержал только Михаил Ромм. В 1936 году он начал работать над фильмом «Тринадцать». Крючкову досталась роль командира отряда пограничников. Актер не раз опаздывал на съемочную площадку, иногда просыпал, несколько раз вовсе пропадал. Ромм был в бешенстве. Но выгнать просто так заслуженного актера он не мог. Тогда режиссер пошел на хитрость. Снимали сцену битвы. Ромм закричал Крючкову: «Коля, падай!» Актер, конечно же, послушался режиссера, упал. Ромм тут же скомандовал: «Стоп, снято!» А Крючкову добавил: «Можешь, Коля, ехать домой в Москву. Твой герой сражен вражеской пулей». 

Говорят, к спиртному Николай пристрастился еще в школьные годы. Ведь мальчишке пришлось общаться с простыми работягами, которые учили мальчишку «уму — разуму». У них-то Коля и научился пить, долго не пьянея. 

Во время работы надо одной из самых знаменитых своих картин «Трактористы» Николай Крючков поспорил с Петром Алейниковым и Борисом Андреевым, что сможет выпить десять стаканов водки и остаться «в человеческом облике». Конечно, коллеги не поверили. Тогда Крючков принес бутылки и стал наливать: «Первый пошел, второй, третий... десятый». Крючков смотрел на Алейникова и Андреева незамутненным взглядом. 

Кстати, после окончания съемок «Трактористов» Николай Крючков стал женатым человеком. Тогда он безумно влюбился в молоденькую студентку ГИТИСа Марию Пастухову. Он тут же предложил девушке руку и сердце. Но, как потом оказалось, сердце свое Николай Крючков отдал ненадолго. 



Коллега- актриса Алла Парфиньяк увела его из семьи, о чем впоследствии очень пожалела. Она надеялась, что душа компаний Николай Крючков после рождения их сына одумается, остепенится, бросит гулять, пропадать и возвращаться домой под утро. Но не тут-то было. Николай так и остался самим собой. Алла ушла от него кМихаилу Ульянову

Крючков долго не переживал. Вскоре он познакомился со спортсменкой Зоей Кочановской. Сыграл свадьбу, сделал ремонт в новой квартире, а затем отправился вместе с женой в Ленинград. В Москву возвращались на машине. Зоя попросила притормозить у магазина. У прилавков девушка не задержалась, торопилась к мужу, выбежала из стеклянных дверей, помахала ждущему ее в машине на другой стороне улицы Крючкову и пошла через дорогу. Через несколько секунд она умерла прямо у него на руках — водитель грузовика не заметил ее и сбил насмерть.

Он долго не мог прийти в себя, снова пил, пропадал, друзья постоянно дежурили у актера дома, чтобы он не натворил глупостей. Постепенно боль притупилась, рана затянулась шрамом, а новая любовь помогла справиться со скорбью. 

Именно тогда Николай Афанасьевич, как говорят, бросил и пить. Он сам признавался, как однажды заглянул в свой холодильник. А там, на самом видном месте, в центре всего стояла бутылка водки, она была холодной, запотевшей и слишком манящей. Крючков вздохнул, посмотрел на нее и захлопнул дверцу холодильника. С тех пор он больше не пил.

С тех пор у него осталось только одна страсть — рыбалка. Ради рыбалки актер брался даже за самые плохие роли, лишь бы посидеть с удочкой у воды.

Народный артист СССР Николай Крючков в роли Герасима Васильевича в фильме Павла Чухрая
Народный артист СССР Николай Крючков в роли Герасима Васильевича в фильме Павла Чухрая. Фото: РИА Новости

Так Крючков снялся в бюджетной и провальной картине для «Казахфильма», лишь бы порыбачить на озере. Затем попал в Монголию — по приглашению местных киношников отыграл небольшую роль, а в перерывах между съемками ловил крупную рыбу. Однажды на Азовщине Николай Крючков рано утром пошел порыбачить. Бриться не стал, надел тулуп, на голову накинул кепку и засел с удочкой до полудня. Когда солнце начало палить, Крючков смотал лески, взял улов и зашел в первый попавшийся деревенский домик, постучал, попросил у хозяйки воды попить. Она нехотя налила ему кружку. Крючков пил и осматривал помещение. В маленьком коридоре висела верхняя одежда, были разбросаны сапоги, а на стене, на самом видном месте красовался портрет артиста Николая Крючкова. «Кто ж это такой?» — полюбопытствовал Крючков у хозяйки. «Артист Николай Крючков. Хороший. И людей хороших играет», — ответила она ему.

Крючкова любили за искренность, за талант и ненавидели за то, что умел наслаждаться жизнью, и никогда не шел на компромисс со своими принципами. 

Николай Афанасьевич никогда не лебезил, не просил и не выслуживался. Однажды актер поехал на гастроли в глубинку. А в это время из столицы по испорченному телефону шли новости о состоянии здоровья главы НКВД Генриха Ягоды: то ли болен, то ли нет, то ли умер, то ли жив. Конечно, увидев именитого артиста, зрители тут же начали расспрашивать его и о Ягоде. Крючков не растерялся, не моргнув глазом, ответил: «Ягода? Боюсь, новости неутешительные. Идет на поправку». Удивительно, но Крючкову прощали подобные выходки, его, несмотря на несоветское поведение, очень ценили и уважали вышестоящие.

Николай Крючков. Кадр из фильма «Царь Иван Грозный», 1991 год
Николай Крючков. Кадр из фильма «Царь Иван Грозный», 1991 год

Но так было до поры до времени. После перестройки актера перестали приглашать в кино. Он стал неугоден, его за глаза называли символом коммунизма. Хороший актер и очень хороший человек Николай Крючков в конце своей такой яркой жизни стал никому не нужным, одиноким и нуждающимся пенсионером. Он умер в нищете. Говорят, у родственников даже не хватило денег на достойные похороны.

Еженедельник АиФ/Персона/06.01.2016

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments