Одной из самых известных, выдающихся и вместе с тех спорных и скандальных работ Ильи Репина является картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (другое название – «Иван Грозный убивает своего сына»). Первый скандал разразился, когда полотно было представлено на выставке в 1885 г. – тогда Александр III запретил публичный показ картины. С тех пор вокруг этой работы не утихают споры – а имеет ли картина историческую достоверность или Грозный все-таки не убивал своего сына?
Илья Репин написал это историческое полотно на основе одного из сюжетов «Истории государства Российского» Н. Карамзина. В свою очередь Карамзин опирался на свидетельства иезуита Антонио Поссевино. В его изложении царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» жены царевича и в приступе гнева посохом ударил его в висок. Но сам Поссевино не был очевидцем событий – он прибыл в Москву уже после похорон царевича, и об убийстве ему рассказал переводчик-итальянец, который якобы слышал при дворе такую версию событий. Как видим, источник нельзя назвать достоверным и надежным.
Некоторые уверены в том, что история Поссевино – намеренная клевета. Он прибыл в Москву по поручению польского короля, с требованием подчинить русскую церковь папскому престолу. Иван Грозный ответил отказом, после чего и появились наветы.
Английский дипломат Д. Горсей, ссылаясь на своих осведомителей при дворе, утверждает, что ссора действительно была, но Грозный ударил сына не в висок, а в ухо. Царевич не умер тут же – он впал в нервную горячку и скончался через несколько дней. Но дело в том, что причиной болезни царевича был все-таки удар, нанесенный отцом.
Некоторые историки говорят о том, что царевич умер не в Кремле, а в Александровской слободе – за сто верст от Москвы. Там он находился и задолго до описываемых событий, так как продолжительное время болел, от чего и скончался. По одной из версий, он был отравлен сулемой.
Когда картина Репина была представлена публике на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 г., произошел скандал. Император, разгневанный такой интерпретацией трагедии в российской истории, запретил публичную демонстрацию картины. Позже запрет был снят, но на этом злоключения не прекратились.
В январе 1913 г. страдавший психическим заболеванием иконописец А. Балашов набросился на полотно с ножом и в трех местах разрезал его. Репин с реставраторами быстро восстановили картину.
В 2013 г. снова разгорелся скандал: группа православных активистов выступила с заявлением о том, что в Третьяковской галерее есть целый ряд полотен, «содержащих клевету на русский народ, на Русское государство, на русских благочестивых царей и цариц… Прежде всего речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной, как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Трудно судить об исторических событиях по прошествии стольких лет. Вполне понятно желание многих докопаться до истины и воссоздать историческую правду. Однако в пылу споров часто забывают о том, что перед нами – не исторический документ, а произведение искусства, автор которого имеет право и на собственную трактовку событий, и на художественный вымысел. Тем более, картина имеет бесспорную эстетическую ценность – что бы ни говорили о достоверности источников, эта работа остается одним из самых выдающихся шедевров Ильи Репина.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/201215/27663/
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru