Я не могу сказать, что являюсь знатоком оперы... Скорее, любителем, возможно, ценителем... Но многое в мире оперы мне неизвестно. Будучи поклонником рок-музыки, я и не думала, что могу обратить внимание на оперу. Кто бы мог подумать... Единственное имя, бывшее более-менее знакомым мне тогда в мире оперы – Монтсеррат Кабалье. Но тогда я еще не слышала ее голоса... И кто бы мог подумать, что именно моя любовь к рок-музыке откроет новую музыкальную страничку. Однажды я купила сольный альбом моего любимого музыканта – Фредди Меркьюри. Альбом назывался «Барселона». Тогда я еще не знала, что меня ждет. Я поставила кассету и была удивлена, услышав практически оперную музыку. Присмотревшись к обложке, я увидела, что Фредди Меркьюри поет вместе с Монтсеррат Кабалье. Я прислушалась к музыке и была зачарована. Зачарована не знакомым до тех пор женским сопрано, таким мягким, нежным, наполненным светом... И я спросила себя: кто же она? Мне захотелось узнать побольше.
Монтсеррат – необычное имя. Мать певицы, Анна Кабалье, назвала дочку в честь горы в Каталонии, у подножия которой когда-то пастух увидел саму Деву Марию. В честь того события был возведен монастырь...
Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. В свое время докторам пришлось немало потрудиться, чтобы она родилась живой... Монтсеррат родилась в бедной семье, и ей даже приходилось работать на ткацкой фабрике. На ее голос обратили внимание еще в барселонской консерватории, но слава, как это бывает, пришла внезапно – в Нью-Йорке, «Карнеги-холл», Монтсеррат спела арию из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа» вместо заболевшей знаменитости Мерилин Хорн. На следующее утро она сама становится знаменитой. Успех позволяет получить контракт в «Метрополитен-опера». Она выступает в Ковент-Гардене, Ла Скала, на многих музыкальных сценах мира... Среди лучших записей также заглавные роли в операх "Мария Стюарт" и "Лукреция Борджиа" Доницетти, "Тоска", "Адриана Лекуврёр", "Саломея" и другие.
Она часто выступает в концертах (в 1995-97 в Москве, в 2001 в Петербурге). Активно работает в области грамзаписи (около 30 партий). Так же стоит отметить редкую запись "Вильгельма Телля" (французская версия, партия Матильды, дирижёр Гарделли, EMI), партию Лиу (дирижёр Мета, Decca), "Саломею" (дирижёр Лайнсдорф, RCA-Victor). Она обладает уникальным репертуаром, в котором свыше 125 оперных партий. Когда Кабалье поет, кажется, что она вся растворяется в звуке. При этом всегда любовно выводит мелодию, стараясь тщательно отграничивать один пассаж от другого. Ее голос звучит ровно во всех регистрах. Монтсеррат выступала с такими известными дирижерами, как Бернстайн, Караян, Ливайн, Мета, Солти, а также с известными певцами: Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго, Мерилин Хорн, Альфредо Краусом и Лучано Паваротти... Так же она выступила и с Фредди Меркьюри, и этот дуэт по праву следует считать самым необычным. Началось все с того, что Барселону избрали столицей летних Олимпийских игр 1992 года, и Мотсеррат попросила дать ей возможность спеть что-то современное, а не оперу, и ее брат и одновременно менеджер подумал о дуэте с Фредди Меркьюри. Началось все с одной песни, но вскоре уже шла работа над целым альбомом.
Вот что говорил Фредди Меркьюри в одном из интервью 1987 года:
– Неделю назад мы встречались. Я думал, что речь идёт о записи одной песни дуэтом, но Монсеррат спросила: "Как, почему только одна песня? Почему одна?". Я ответил – "Давайте попробуем. Но если вам понравится моя музыка"... Монсеррат спросила: "Сколько обычно песен в рок-альбоме?" - "Около десяти" - "Ну, значит, будет десять!". И добавила: "Завтра напишите десять песен!"
Первое их совместное выступление произошло в мае 1987 года, на Ибице. Второй раз Фредди и Монтсеррат выступили 8 октября 1988 года на концерте La Nit в честь прибытия олимпийского флага. Они закрывали концерт, исполнив в присутствии короля и королевы Испании песни "Barcelona", "The Golden Boy" и "How Can I Go On".
Но как бы ни была важна работа, семья важнее. Когда однажды сын Монтсеррат заболел, она, не задумываясь, села на самолет и полетела к нему, хотя предстояли концерты, билеты на которые были уже распроданы. Вот ее собственные слова:
- Думаю, человечество не умрет, если Монтсеррат Кабалье перестанет петь. И музыка не умрет без меня — музыка вечна. Зато я умру без своей семьи. Вот и все.
У Монтсеррат Кабалье есть муж Бернабэ Марти, прекрасный оперный певец, с которым она несколько лет счастлива в браке, а также двое детей. В Испании девочек принято называть по имени матери, а мальчиков — по имени отца. Поэтому сына Монтсеррат Кабалье зовут Бернабэ Марти, а дочь — Монтсеррат Марти. Дочь, кстати, тоже уже известная оперная певица. Одним им самых неожиданных открытий европейского оперного сезона 1997/98 года стало выступление Монтсеррат Кабалье с дочерью. Семейный дуэт исполнил вокальную программу «Два голоса, одно сердце».
Монтсеррат Кабалье неоднократно посещала нашу страну. Там же живут родственники Монтсеррат по материнской линии, которых она навещает при каждом визите в Россию. Она очень тепло отзывается о нашей стране и культуре, даже встала на колени перед Еленой Образцовой. Приведу слова Монтсеррат:
- Я была восхищена. Лена заставила меня плакать! И Образцова тогда тоже очень удачно пошутила. Она сказала, что позвонит на стройку и попросит доставить домкрат — чтобы поднять мое огромное тело.
Монтсеррат никогда не переживала по поводу форм, наоборот, полагая, что оперному певцу объемы необходимы, чтобы держать диафрагму.
С 1974 года Монтсеррат Кабалье является Почетным Послом ООН и Послом Доброй Воли ЮНЕСКО, часто выступает с благотворительными концертами, учредила фонд помощи больным детям под эгидой ЮНЕСКО. Несмотря на доброе сердце, гнев Кабалье может быть страшен. За долгую жизнь в театре она хорошо усвоила его законы: нельзя быть слабой, нельзя уступать чужой воле, нельзя прощать непрофессионализм. К счастью, в отличие от большинства примадонн у Монтсеррат на редкость легкий характер. Она отходчива, и у нее великолепное чувство юмора. Байка это или нет, но история известная - на концерте в Театре на Елисейских Полях во время исполнения очередного номера Монтсеррат Кабалье неожиданно замолкает, в наступившей оглушительной тишине выходит на авансцену, наклоняется и спрашивает у кого-то: “Все в порядке? Можно продолжать?” Потом объясняет ошеломленной публике: “Извините, но здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, но у него кончилась пленка, пока он ее менял, я решила прерваться на минутку”.
Монтсеррат увлекается живописью. Поначалу она писала акварелью, карандашом, а позже – и маслом. В поездки часто берет альбомы, чтобы иметь возможность рисовать.
О своих мечтах Монтсеррат говорила просто: она хотела бы дожить до третьего тысячелетия. Ну а о прожитой жизни — ещё проще: «У меня потрясающая, блистательная певческая судьба. Уверена, что с моей помощью люди соприкоснулись с настоящей музыкой, и эта уверенность дарит мне абсолютное удовлетворение, о котором художник только может мечтать. С материальной точки зрения у меня есть все. Но это мало что значит в моей жизни. Семья — единственное, без чего я не могу жить. Это для меня — самое важное, самое главное!»
via
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Comments