lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ИСКРЯЩИЙСЯ РАДОСТЬЮ БАЛЕТ МИНКУСА "ДОН-КИХОТ". ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЛУЧШИЕ НОМЕРА И ИСПОЛНИТЕЛИ

 

000018 (500x700, 211Kb)

История создания

В 1869 году хореограф Мариус Петипа (1818—1910) предложил Минкусу, бывшему в то время профессором Московской консерватории по классу скрипки, написать музыку к балету «Дон Кихот», сценарий которого он разработал сам. Француз Петипа, родившийся в Марселе и учившийся у своего отца, видного артиста, балетмейстера и педагога Ж. А. Петипа, а также у выдающегося танцовщика театра Королевской академии музыки О. Вестриса, с 1838 года выступал в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида в качестве танцовщика и балетмейстера. С 1847 года он стал работать в России. Петипа придерживался строгих схем чередования пантомимы и танцев, классических и характерных. Основой его спектакля был классический танец, выражавший чувства главных героев. Характерный танец вносил бытовые и социально-исторические краски, нес функции дивертисментного номера. С именем Петипа связан блестящий расцвет русского балета.

Leon_Minkus_-photo_by_B._Braquehais_-circa_1865 (476x700, 233Kb)

С 1862 года Петипа официально числился балетмейстером петербургской сцены, но выступал в основном как танцовщик вплоть до отъезда из России главного балетмейстера — Сен-Леона. Славу Петипа принесла «Дочь фараона» по сценарию, написанному им вместе с Ж. А. Сен-Жоржем в 1862 году. С 1857 года Петипа почти ежегодно создавал новые балеты.

5087baf9876b3787ddcc0e9b251f9d9b (543x700, 647Kb)

В 1869-м Петипа задумал балет на сюжет, почерпнутый из романа М. Сервантеса (1547—1616) «Дон Кихот» (1605—1615) и не раз воплощенный на балетной сцене: еще с XVIII века во многих театрах Европы шли спектакли под этим названием на музыку разных композиторов.

5619f7be42cc4 (700x563, 270Kb)

Однако в них использовался не сам знаменитый роман Сервантеса, а лишь вставные новеллы о свадьбе богача Камачо (во французском варианте — Гамаша) и о Китерии и Басильо (главы XX и XXI второго тома романа). Петипа тоже использовал именно этот вставной сюжет. Музыка была написана быстро, и 14 (26) декабря 1869 года в московском Большом театре состоялась премьера комического спектакля, в котором лишь Дульцинея истолняла чисто классический танец, остальные же герои были представлены характерными. В 1871 году для постановки в столичном Большом Каменном театре Петипа сделал новую редакцию балета.

2014-1120-1 (700x466, 235Kb)

«Дон Кихот» — одно из лучших творений Петипа. Много странствовавший по городам Испании, проникшийся духом и традициями танцевального фольклора этой страны, хореограф сумел воплотить на сцене все его богатство и своеобразие. В свое время Сервантес писал об испанских плясках: «Казалось, <...> носится сама Радость и скачет само Веселье».



Площадь Барселоны. Танец тореадоров и Мерседес

Великий мастер сумел воплотить на сцене эти радость и веселье, создал яркий праздничный спектакль, навечно вошедший в классику жанра.

ab0021_enlarge (483x700, 142Kb)

Однако история его бытования сложна и отличается неясностью. Известно, что в 1900 году новую хореографическую редакцию балета осуществил молодой, только что окончивший Петербургское театральное училище Александр Горский (1871—1924). Насколько Горский использовал хореографию Петипа, точно не установлено. Сам Петипа в своих мемуарах с горечью вспоминал, что Горский выдал его спектакль за свой. Некоторые исследователи считают, что в сохранившемся варианте, якобы Горского, 70 процентов принадлежит Петипа.

cebd32e1ce62eb58dff193d201edcfae_25006381_Sergey_Luppov_Mayya_Pliseckaya_v_Don_Kihote (700x573, 327Kb)

KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пролог
Начитавшись рыцарских романов Дон Кихот решает отправиться на поиски приключений вместе со слугой Санчо Пансой, сделав того своим оруженосцем.

Действие первое
В Барселоне, на площади у кабачка Лоренцо, веселится народ. Здесь и задорная Китри, дочь хозяина кабачка, и влюбленный в нее цирюльник Базиль.



Танец Китри в исполнении несравненной Майи Плисецкой. Запись примерно 1959 года

Лоренцо неугоден бедняк, ему более по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри.

_photocat_28 (700x493, 154Kb)
Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду.

Don3 (700x566, 228Kb)

Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над толстяком Санчо Пансой.
Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульцинеи являлась ему в грезах?

maxresdefault (700x465, 259Kb)

Действие второе
Китри и Базиль сбежали от Лоренцо и Гамаша. Они забрели в цыганский табор.



Цыганский танец. Мариинский театр

Вскоре в таборе появляется и Дон Кихот.

07b33a1bdd_1000 (700x554, 247Kb)
Дон Кихоту чудятся опасности, и он вступает в бой с ветряной мельницей.

Уснувшего Дон Кихота преследуют видения: он – в царстве дриад, среди которых Китри в образе прекрасной Дульцинеи.



Сцена сна Дон-Кихота. Большой театр 2013 год

011 (1) (700x466, 250Kb)

Китри и Базиля настигают Лоренцо и Гамаш, но влюбленным удается скрыться. Дон Кихот направляет преследователей по ложному пути, но простодушный Санчо Панса исправляет «ошибку» своего господина. Погоня продолжается.

Действие третье
В кабачке веселится и танцует молодежь.



Сегидилья на площади. Запись из Большого театра

Среди них Китри и Базиль.

06134405 (700x463, 300Kb)

Лоренцо настигает влюбленных. Мужем Китри должен стать Гамаш.
Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри умоляет Дон Кихота уговорить отца выполнить предсмертную просьбу Базиля – благословить их любовь. Как только Лоренцо исполняет желание дочери, Базиль «оживает». 
Свадьба Китри и Базиля.



Па-де-де танцуют Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Запись 1969 года

Почетное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту. 

donquixote (700x564, 290Kb) 
Пожелав молодоженам счастья, благородный рыцарь отправляется в путь. Его ждут новые подвиги.

orig (700x508, 231Kb)

Источник: бельканто

Фотографиями и видеороликами оформила Валерия Польская

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments