Популярный эстрадный танцовщик
Заслуженный артист РСФСР
Владимир Шубарин родился 23 декабря 1934 года в Сталинске (сейчас – Новокузнецк).
Владимир с детства участвовал в художественной самодеятельности, учился народным танцам и основам степа, и любил джазовую музыку, ставшую позже его пожизненным увлечением. Хореографические успехи Владимира Шубарина были настолько значительны, что в 1951 году он был принят в танцевальную группу хора имени Пятницкого, где вскоре стал солистом. С 1954 года Владимир Шубарин проходил военную службу в армейских ансамблях, где осваивал технику русских и военных плясок. Владимир Шубарин изучал также классический танец, занимался у педагога Г.Фарманянца и посещал экспериментальный класс Московского хореографического училища. Во время зарубежных гастролей Краснознаменного ансамбля песни и пляски Владимир Шубарин изучал танец модерн у Хосе Лимона и джазовый танец. Широкое знание различных танцевальных стилей позволило впоследствии Шубарину создавать эстрадные номера, вырабатывая свой стиль исполнения, основанный на сложнейшей и разнообразной танцевальной технике. Исполняя танцевальный номер любой сложности, Владимир в непринужденной манере держался на эстраде в образе простого и обаятельного парня.
В 1961 году широкую известность получил номер Шубарина, получивший название «Полет космонавта», и созданный на музыку советских песен. Этот номер был Шубариным впервые исполнен в день полета Гагарина в космос.
В 1962 году Владимир Шубарин перешел в Хореографическую мастерскую Москонцерта. Постоянно работая с джазовой музыкой, он стремился выразить ее мелодию и ритм хореографическим языком с элементами классического и народного танца. В своей работе Шубарин использовал движения, взятые из негритянских и испанских танцев. Наравне с этими движениями им использовалась хореография, взятая из танцев народов нашей страны в сочетании с динамикой спортивных движений и пантомимы. На основе такого пластического синтеза им был создан в 1962 году номер на музыку Лундстрема, получивший название «Экспромт», и другой номер, заложивший основу будущей программы Владимира Шубарина - под названием «Танцы в современных ритмах». Эта программа окончательно сложилась в период с 1967-го по 1969 годы, и в нее вошли номера «Уличный танцор» на музыку Джорджа Гершвина, «Русская вариация» на музыку Савари, «Красный дьяволенок» на музыку советских песен и танцевально-пантомимный этюд «Борьба» на музыка А. Хиркли.
В некоторых номерах Владимир Шубарин развивал движения чарльстона, твиста, летки-енки и других танцевальных стилей, придавая им законченность формы и превращая в настоящие произведения искусства.
Сам он свой танцевальный стиль определял как свинг, разновидность джаза и степ, который часто отождествляется с чечёткой. Эти стили похожи, но между ними есть разница - во время исполнения чечётки танцор не ударяет каблуком и нога после удара довольно высоко отскакивает от пола, тогда как при исполнении степа нога чаще всего находится у самого пола и во время удара работают ступня и каблук.
В 1977 году Шубарин организовал свой первый танцевальный коллектив, просуществовавший до 1980 года. В этот период им была поставлена сюита «Карнавал на одного» на музыку Джеймса Ласта. В 1984 году Шубарин создал свой второй коллектив, названный «Танцевальная машина», и распавшийся в 1989 году. Оба этих ансамбля, фактически, выполняли функцию антуража для самого Владимира Шубарина. В это время он поставил номера «Композиция» на музыку М.Фергюссона, «Такое настроение» на музыку Джеймса Ласта и «Скачущий джип» на музыку Дюка Эллингтона.
Со своими выступлениями Шубарин побывал на гастролях почти в 40 странах. Его также часто приглашали сниматься в кино. Вот как Владимир Шубарин описывал своё участие в фильме «Женщина, которая поёт», в котором главную роль исполняла Алла Пугачёва: «Я в этом фильме был постановщиком танцев. В этой картине есть эпизод, когда Аллу Борисовну балетная группа берёт в кольцо, а я как солист этой группы должен был вокруг неё протанцевать. Взяли известную песню 1940-годов «О любви не говори». Мы с аранжировщиком задумали её сделать в свинге, в джазовом напряжении, а она всё тянула на такой попсовый рок. Музыканты расстроились. Они хотели свинговать, а тут нужно играть по-другому. И вот я как-то раз пришёл на запись, когда она должна была накладывать голос на ритм-группу, а потом к ней должны были наложить медь и всё остальное. Я вижу: ругаются. «Что тут у вас происходит?» - спросил я. «Да вот, никак не сговоримся», - отвечает Алла Борисовна. «Давай мы сейчас с тобой споём, и всё встанет на свои места» - предложил я. «А ты что, поёшь что ли?» - удивилась Пугачёва. Я и слов-то почти не знал. Мне написали слова, распределили, кто и что должен петь. Ей дали два уха, мне - одно. Она не слышала, что я пою. В первом дубле Алла Борисовна ошиблась в слове. Дали дубль-два. После того, как его спели, говорят: «Готово». Обычно пишут по десятку дублей. Звукорежиссёр мне говорит: «Прекрасно! У тебя такая плотная середина, а где верха микстовые, там ты улетел выше её». Микст - это такой крытый фальцет, признак академического голоса. Некоторые иногда говорят, что они поют микстом, хотя на самом деле они поют крепким фальцетом. Микст - это такая стенобитная нота. В общем, у меня такой диапазон получился в три октавы. Алла Пугачёва, прослушав дубль, от восторга захлопала в ладоши. Дубль пошёл в фильм. Более того. В канун «Олимпиады-80» на Запад пошёл рекламный ролик о Советском Союзе, в который был включён этот наш дуэт с Аллой Пугачёвой, представляющий советскую эстраду».
Владимира Шубарина часто называли в прессе «человек-пружина» и «летающий мальчик», и журналисты никак не могли придумать название жанра, в котором работал этот талантливый исполнитель – то ли он исполняет оригинальный танец, то ли эстрадный, то ли джазовый… Популярность Шубарина в 1960-70-е годы была фантастической, а любовь зрителей - огромной.
Владимира Шубарина часто приглашали выступать на телевидение, с его участием снимали музыкальные программы, состоящие из хореографических номеров.
С конца 1960-х годов Владимир Шубарин начал сочинять слова и музыку к песням и выступал в качестве вокалиста. Во время выступлений он сам себе аккомпанировал на гитаре. Им были записаны три альбома - «Неожиданный поворот» в 1987 году, «Сидячий образ жизни» в 1988 году и «Мое открытие Италии» в 1990 году.
«Сидячий образ жизни» - имелся в виду не малоподвижный, а пребывание за колючей проволокой. В одной из песен с этого альбома были такие строчки:
Гоп со смыком - это буду я.
Граждане, послушайте меня.
Расскажу я вам, граждане,
Как однажды в Магадане
Не допелась песенка моя.
Сколько дали, столько отсидел.
На лесоповале попотел...
Часто во время своих выступлений Шубарин исполнял песни о том, о чем в те времена петь не рекомендовалось. В частности, во время его концерта могла прозвучать песня с текстом:
Мы по мелочи щипали,
А они гребли ковшом,
Да ещё увещевали
Воровать нехорошо.
Слово «они» было намеком на руководителей государства. А после исполнения песни, содержавшей строчку: «Я беззащитен с поднятым ружьём» - компетентные органы допытывались у него: «На кого это вы ружьишко подняли, гражданин Шубарин?».
Но все же более всего Шубарину удавались лирические и эстрадные номера в его вокальных выступлениях.
Владимир Шубарин снялся вместе с Владимиром Высоцким в фильме «Опасные гастроли».
Кадр из фильма «Опасные гастроли».
В жизни оба артиста были тоже дружны. Однажды Марина Влади предложила Высоцкому написать песню, использовав строчку из стиха Франсуа Вийона «От жажды умираю над ручьём». Разговор происходил в ресторане, и Высоцкий отказался, предложив сделать тоже самое бывшему вместе с ними Шубарину. Тот сочинил стихотворение за несколько часов, и в дальнейшем исполнял песню, написанную на это стихотворение, как посвящение памяти Высоцкого.
От жажды умираю над ручьём,
От сытости голодным умираю.
Я время продаю за нипочём,
А жизнь свою по крохам собираю.
Я, кажется, старею по утрам -
По вечерам, уверен, молодею.
Я юноше на вид лет сорок дам,
А старцу двадцати не пожалею.
Я вижу в темноте, а днём слепец.
Я слышу шёпот трав и глух к обвалам.
В начале каждом вижу я конец.
За каждым же концом я жду начала.
Я слаб, в себя не верю и ещё -
Я малодушный трус, но лезу в драку.
Мне пёс порвал штаны и кровь течёт,
А я, страдая, всё ж люблю собаку.
От жажды умираю над ручьём,
От анекдотов не смеюсь, а плачу.
Я беззащитен с поднятым ружьём,
Но я силён, когда за горло схвачен.
В конце 1990-х годов Владимир Шубарин часто исполнял на эстраде сложный номер «Стаккато», сочетая степ с игрой на ударных инструментах.
В последние годы своей жизни Владимир Шубарин тяжело болел артритом, и практически не танцевал из-за нестерпимой боли. Владимир Шубарин планировал издать свои мемуары «Танцы с барьерами», но этому помешала его кончина в 2002 году. Он скончался от обширного инфаркта в реанимационной машине, когда его везли в институт Склифосовского с подмосковной дачи 16 апреля 2002 года. Работу над рукописью завершала его жена актриса Галина Шубарина. Она постаралась максимально сохранить его особый стиль повествования. В этой книге Владимир Шубарин описал свой жизненный путь с момента отъезда из Сибири в 16 лет.
Владимир Шубарин был похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
В 2007 году о Владимире Шубарине был снят документальный фильм «Артист забытого жанра».
link
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru