lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ: ИЗ ЕГО ВОСПОМИНАНИЙ

 

 

В «Ностальгии» мой герой — а это и мое было ощущение — мучается в Италии не потому, что давно березок не видел. А из-за потери ощущения своей личности. Роберту де Ниро так же, как в Америке, хорошо и в Италии, и везде. Он — Роберт де Ниро. Олегу Янковскому комфортно в России и не совсем комфортно во Франции и Америке. Потому что я там никто.
http://image.tsn.ua/media/images2/original/Sep2012/383673998.jpg
С уважением отношусь к русским блокбастерам. Хотя я и воспитан на более тихих картинах, таких, как «Судьба человека». Молодые режиссеры задаются теми же вопросами — о предназначении человека, о смысле существования — просто решать их пытаются иными средствами: не при помощи диалогов, а, скажем, при помощи действия, сюжета. Был бы сегодня жив Тарковский, наверное, он бы подумал, как снимать тот самый десятиминутный проход со свечой. Имеет ли он право так снимать?
http://ktoestkto.ru/netcat_files/Image/teuh(1).jpg
Опасно встречать женщин, с которыми был знаком в молодости. Особенно, если тогда это было одно создание, а теперь другое. И приходится делать вид, что все хорошо, говорить:  как ты хорошо выглядишь. Лучше вообще их не встречать.
http://media.filmz.ru/photos/full/f_112745.jpg
С мужчинами еще ничего. Несколько лет назад был в саратовском театре на юбилее, а я в 60-х там работал, я же сам из Саратова. Подходит ко мне технический работник, кажется, пьющий, с таким вот перекошенным лицом. — «Олег, привет!» — «Привет». — «Помнишь меня?» Делаю вид, что помню. И он с таким перекошенным лицом говорит: «Олег, как ты постарел!»
http://www.shownews.com.ua/pictures/25087.gif
Востребованность в профессии определяет твою открытость по отношению к миру. Не играл бы я спектаклей через день, не снимался, — тогда, наверное, тоже сидел бы дома и тихо злился.
http://icdn.lenta.ru/images/0000/0101/000001012385/pic_1358536562.jpg
Чему можно поучиться у моего сына и внука — их совершенно неосознанному умению вписываться в условия, предлагаемые жизнью, пропускать через себя тысячу нюансов жизни. Это как у животных.
http://zn.by/userfiles/ynka4.jpg
Если видишь, что на спектакле сидят молодые девушки — значит, дела у тебя идут хорошо. Мы как-то со Збруевым оказались в Магадане у певца Вадима Козина, он уже отсидел тогда. У него огромное количество кошек, вонища такая. Но это же Козин, целая эпоха. Говорим: «Вы бы приехали в Москву». Это было бы как возвращение Вертинского. Он так посмотрел на нас: «Нет, дорогие мои. Я когда приеду сейчас — на концерт придут одни бабушки. Вот этого я не выдержу».
Янковский и Збруев:

Иногда тупо смотрю телевизор. Многие мне говорят: «Олег, ну как тебе не стыдно? Телевизор смотришь!» Но я это делаю, не потому что интересно. Я получаю какой-то сигнал для себя: вот это, говорю себе, пошлость, это вообще не имеет права на существование, а вот это что-то интересное, и я могу даже использовать. Научиться чему-либо можно даже у своего кота. У меня кот, и я за ним наблюдаю. Он, например, на меня вот так пристально смотрит и, медленно-медленно закрывая глаза, засыпает. Сыграю это в кино где-нибудь.
http://www.film.ru/img/photo/323/26.jpg
Я доверчив. А потом тебя в очередной раз мордой об стену. Анализируешь, переживаешь — и все равно бежишь защищать Белый дом. Опять думаешь: и как это нас так вспять развернуло, и политическую систему, и экономическую? Но всегда хочется верить, что грядет что-то новое и неплохое.
http://2actor.ru/files/images/yankovskii-oleg-ivanovich-2.jpg
Когда я снимался в «Ностальгии», в соседнем павильоне снимался Де Ниро в «Однажды в Америке». Для него приход и знакомство с Андреем Тарковским было большим событием. У де Ниро работал специальный человек, который ему составлял программу на вечер. И он выбирал, куда идти, и все время брал меня с собой. Есть много замечательных актеров, но по каким-то принципиально творческим делам именно он мне оказался близок. Он изнутри все делает. И мне тоже не надо клеить усы и бороду, чтобы почувствовать себя другим человеком. Надо просто поверить, что ты моряк Жевакин — и сразу другой глаз у тебя, и осанка. Не изображать, а почувствовать. Это называется «я» в предлагаемых обстоятельствах.
http://kinoshljapa.net/uploads/a/1313053955_nostalgiya.2.jpg
Русское кино? Летом была такая забавная история. Снимаюсь на Мосфильме в «Анне Карениной». Жарко. Вышел подышать в сквер. Учительница ведет школьников на экскурсию. Видимо, шепнула им: «Вон артист сидит». Подходят. — «Здравствуйте. Вы актер?» — «В общем, да». — «А снимались где?» Я подсчитал свои картины: «За сто фильмов у меня. А вы что, российское кино не смотрите?» Без паузы: «Не. А фамилия ваша как?» — «Янковский». Без выражения: «А-а-а».
http://expert.ru/data/public/213197/213221/507736pic21.jpg
Какую бы сложную роль ты ни играл, из театра ты должен выходить не Петром I, а Олегом Янковским. Иначе самому противно. Потому что я очень хорошо помню, как всем было неловко за эту странинку Смоктуновского: великий актер, а в реальной жизни вдруг начинал вести себя, как князь Мышкин.
http://photo.psychotype.ru/ph/32/4/yankovskei4.jpg
------------------

В последние годы своей жизни Татьяна Пельтцер уже забывала слова, когда играла в спектаклях Ленкома. Как-то она играла Клару Цеткин в спектакле «Синие кони на красной траве», где Олег Янковский играл Ленина. Она вышла на сцену и вдруг сказала: «Господи боже мой! Батюшки мои! Ну ничего не помню». Олег Янковский не растерялся и спросил: «Клара, вы, наверное, хотите сказать, что пролетариат должен объединяться?» Пельтцер ответила: «Да, батюшка, хочу!». И весь оставшийся диалог Янковский вёл сам.
http://i071.radikal.ru/0905/9d/755031595d60.jpg
--------------------
Одна из несостоявшихся ролей Олега Янковского — в фильме «Нечаянные радости» о великой актрисе немого кино Вере Холодной режиссёра Рустама Хамдамова. Когда фильм был уже снят наполовину, дирекция «Мосфильма» обнаружила, что отснятый материал совершенно не соответствует сценарию. Съёмки были прерваны, плёнка смыта, режиссёр отстранён от съёмок. На основе этого сценария Никита Михалков снял свой фильм «Раба любви» с Еленой Соловей в главной роли. Роль, которую в фильме Хамдамова играл Янковский, исполнил Евгений Стеблов.
--------------------------
Олег Янковский как-то признался, что на решение стать артистом его подвигла первая любовь. Когда он жил в Минске и учился в 10-м классе, его друг познакомил его с Лилей Болот, спортсменкой, очень красивой девушкой (она была старше Олега на 3 года). Чтобы произвести на неё впечатление, он представился ей артистом минского театра. Но обман раскрылся, и он поклялся стать артистом, чтобы доказать Лиле, что он действительно может им быть.
http://2actor.ru/files/images/yankovskii-oleg-ivanovich-1.jpg
-------------------------------
Как известно, детство Олега Янковского - это рудники Казахстана, куда семья будущего актера была сослана после ареста отца - бывшего штабс-капитана Семеновского полка. Мать Янковского сожгла все семейные документы, указывающие на их дворянское происхождение, не уцелели ни дворянская грамота, ни отцовский Георгиевский крест. Говорят, отец писал маме, настойчиво предлагал отказаться от опальной фамилии “Янковская”. Но она, сама дворянка, отказалась. 
Окружение - специфический контингент: семьи ссыльных интеллигентов и уголовников. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в четырнадцатиметровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. 
Олег Янковский вспоминал: “Я от себя такой прыти ожидать не мог. И место рождения - Джезказган, и то, что я был сыном репрессированного, не располагали к блестящей карьере... Отец был другом Тухачевского, за это и погорел. В нашей семье об этом говорили только шепотом. Мама объясняла нам как-то туманно, где отец. Но у меня-то в памяти же остался арест отца. Это было на моих глазах. Но, видимо, у моей семьи столько в свое время было отнято, что теперь Судьба восполняет потери”.
Еще один удивительный факт. Ростислав Янковский, старший брат и тоже актер: “Наша бабушка родилась в Симбирске, в семье Ненастьевых. Они соседствовали с семейством Ульяновых, были в дружеских с ними отношениях. И бабушка радовала нас историями про свое детство. Например, с удовольствием рассказывала, как ее, еще девочкой, Володя Ульянов катал на лодке по реке. И как мама потом ругала Володю за то, что на лодочную прогулку они отправились в шторм и Володя чуть не утопил всех детей... Другая история была еще лучше: “Мне подарили куклу, у которой закрывались глаза. Большая редкость по тем временам, - рассказывала бабушка. - Так вот Володя решил разобраться, как же работает этот механизм, и выковырял ей глазки!” Маме становилось дурно от таких рассказов! А мы с Олежкой от страха прятались под стулья!.. 
Олег вообще был очень смешной в детстве. Мама очень ждала девочку, а родился мальчик. Но у Олежки были длинные белокурые волосики, и мама как-то привязала ему пышный бант - так с этим бантом мы его и сфотографировали. Эту фотографию я храню до сих пор”.
http://ki.ill.in.ua/a/510x0/12777059.jpg
-------------------
Ростислав Янковский: “В первый раз Олежка вышел на сцену именно в Минском театре, где я тогда работал, - в спектакле “Барабанщица” заменил актрису, игравшую одну из второстепенных ролей - мальчишку Эдика. И я помню, как, сидя в зале, смотрел на сцену, на брата и думал: “Какая удивительная органика у этого мальчишки!” Даже не органика, а, как сейчас модно говорить, харизма - она чувствовалась уже тогда. Но пришла пора определяться с институтом. Я очень хотел, чтобы Олег получил высшее образование. В Минске поступить в институт ему было невозможно - нужно было знать белорусский язык. И Олег вернулся в Саратов и стал студентом театрального училища. История его поступления заслуживает отдельного рассказа. Он, собственно, в театральный и не рвался. Но как-то, проходя мимо училища, решил зайти, чтобы узнать про экзамены. Прием студентов тогда уже был окончен, но Олег рискнул зайти к самому директору, чтобы расспросить того обо всех подробностях. Директор же вместо объяснений спросил: “Как ваша фамилия?” - и, сверившись со списками, сказал, что абитуриент Янковский зачислен на первый курс. Уже позже выяснилось, что на самом-то деле сдавал документы и проходил все экзамены наш средний брат - Николай. Он тогда уже работал, помогал маме кормить семью и о своей попытке пойти в театральный никому не сказал. А когда Олег объявил о том, что зачислен в училище, Коля решил не признаваться, что младший брат занял его место”. 
Самое удивительное, что у самого Николая Янковского абсолютно другая версия. 
Николай Янковский: “Нет, на самом деле все было совсем не так - по временным рамкам не сходится. Да, я поступил в театральный, но потом меня забрали в армию. Олег Иваныч тоже поступил сам, только он опоздал и пришел поздно. Но звезды сложились так, что директор посмотрел, ему понравилось, и он решил взять Олега. Так что брат и сам поступил, и сам учился”.
Братья Янковские:
-----------------
Ростислав Янковский: “Наверное, нас мама так воспитала. Когда каждый из нас приводил свою невесту к маме, она на нее смотрела, а потом и говорила жениху: “Ну хорошо. Но запомни, что раз и навсегда!” Она всем нам это говорила, и мы все исполнили, хотите верьте, хотите нет”. 
Николай Янковский: “Олег познакомился с Людмилой на втором курсе училища, она училась курсом старше. Она действительно была очень красивая, высокая, стройная. И умненькая. Когда они на курсе посмотрели друг на друга, что-то вспыхнуло... А потом и свадьбу сыграли скромненькую, родственники два-три человека да друзья. Из Волгограда привезли колбасы, вина... Саратов-то нищий был в плане питания. Люда на свадьбе была в костюмчике, а мы с Олегом, кстати, делились костюмами, женились-то с разницей в полгода. А потом выяснилось, что и Олег перед свадьбой в церковь сходил, помолился, и моя жена сходила, и сам я сходил. Бабушка сказала: надо бы в церкви помолиться. Но сделали это отдельно... Ведь тогда были времена, что, только там появись, и завтра тебя в партком вызовут”. 
Сам Олег Иванович на вопрос о самом главном в жизни отвечал: “Многое. Но, наверное, дороже семьи ничего нет. Вообще-то я плохой воспитатель. Но я безумно люблю внуков. И то свободное время, которое у меня есть, пытаюсь отдать им”.
Олег с женой:
http://www.uznayvse.ru/person/inkovkii/08df8929ed.jpg
--------------
Первый же фильм “Щит и меч” сделал актера Саратовского театра известным всему Советскому Союзу. О том, как Олег Янковский попал на эти съемки, существует множество легенд. Вспоминает актриса Валентина Титова, жена режиссера картины “Щит и меч” Владимира Басова: 
“Басов перепробовал многих актеров, но долго не мог найти актера на роль Генриха Шварцкопфа, хотя съемки уже начались. Однажды мы - Басов, художник, оператор и я - поехали на поиск натуры во Львов. А в это время Саратовский театр, где работал Олег и где ведущей актрисой была его жена Людмила Зорина, гастролировал там. И вот сидим в ресторане, заходит Олег. Я была поражена: какое лицо! Вообще такая внешность ведь редкость величайшая, потому что в 1917-м и 1929-м просто вырезали всех, имевших лицо, прекрасные манеры, породу. А тут такой красавец... Я сказала Басову: “Смотри, твой Генрих пришел!” Но он не поверил, что с такой внешностью человек может быть артистом. Ответил: “Нет, таких лиц у актеров не бывает. Скорее какой-нибудь физик”. Мы уехали. А через неделю, уже в Москве, Басов прибежал счастливый со студии: “Надо же! Твой-то и правда оказался артистом. Генрих у нас есть!” Фильм “Щит и меч” вышел на всесоюзный экран в 1968 году и вскоре стал гвоздем сезона, собрав на просмотрах более 68 млн зрителей. 
http://bestefilms.ru/sites/default/files/u27/shchit_i_mech.jpg
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова “Служили два товарища”. Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: “Этого человека мы Врангелю не отдадим!” В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий. 
Олег Янковский: “Там вообще на съемках чудесная компания собралась. Но Быкова мне даже сложно с кем-то сравнить. В нем было заложено что-то такое наставническое. Он сразу меня опекать начал. Он был такой выпивающий и увлекающийся человек, водил меня в ресторан ВТО и все рассказывал, рассказывал. А я, как жадная губка, впитывал все, что он мне говорил. А с другой стороны - Высоцкий. У него как раз тогда было начало романа с Мариной Влади. Но она мне была не так интересна, как он сам. Хотя он тем Высоцким, какого мы сейчас знаем, еще не был. Вот это были настоящие университеты. Ни с какими учебными заведениями они не сравнятся. Разве можно актерству научить! И я стараюсь то, что я получил, узнал от них, тоже отдавать. А не так знаете: у меня что-то есть, но я никому не покажу. Надо щедро дарить то, что ты умеешь”.
------------------------
Благодаря этим двум картинам вскоре и в театре пошли серьезные большие роли, и в кино - масса предложений. По воспоминаниям коллег Олега Янковского, на съемках одного из фильмов - “Гонщики” - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражен, что, приехав в Москву, без конца рассказывал всем о “счастливчике Янковском”. Так это имя услышал режиссер театра “Ленком” Марк Захаров... Вскоре Янковский вышел на сцену “Ленкома” - сцену, со временем ставшую ему ближе родного дома. 
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/5075/209710.jpg
Марк Захаров: “Я впервые увидел Янковского в саратовском театре в 1973 году. По настоятельному совету Евгения Павловича Леонова я отправился в Саратов, чтобы посмотреть этого актера в роли князя Мышкина в спектакле “Идиот”. Его игра произвела на меня очень сильное впечатление. В Театре Ленинского комсомола Олег Янковский начинал в том же 1973 году с нашего безумного спектакля “Автоград XXI”. Ему тогда пришлось не просто дебютировать, но и впервые в жизни запеть на сцене. В “Ленкоме” он сыграл целый ряд потрясающих ролей, которыми может гордиться. Он одинаково успешно играл и Тригорина в “Чайке”, и роли в наших политических спектаклях по пьесам Михаила Шатрова. Мне было очень радостно, когда его дар перешагнул за порог “Ленкома” и он стал одним из самых заметных актеров в российском кино. Олег Янковский азартен, непредсказуем и красив в любом возрасте. Когда ушла его первая молодость, он сумел найти в себе какую-то новую, незнакомую красоту...”.
http://lenkom-bilet.su/photogallery_actor/849.jpg
------------------
О поклонницах:
“Я никогда не верил, что буду очень популярным, известным. Помню, совсем еще молодой Павел Лебешев на первой моей картине “Щит и меч” твердил: “Олег, ты ничего не смыслишь в жизни. Вот выйдет фильм на экран, приедешь в родной Саратов и глазам не поверишь, когда увидишь поклонниц, бегущих к трапу самолета с цветами”. И они побежали... Правда, не к трапу самолета, но в театр стали ходить косяком. Видимо, девочкам хотелось посмотреть на живого артиста, которого они до этого видели на экране”.
“Мне это досаждало и нравилось одновременно. В первые годы я даже боялся. От любви до ненависти, сами знаете, один шаг. Плеснет что-нибудь в лицо с криком: “Не доставайся же ты никому!” - тут не убережешься. Был же случай, когда какой-то сумасшедший вообразил, будто Ирина Алферова его жена, и встретил Абдулова с топориком. Хорошо, что Саша человек не самый слабый, успел увернуться и как-то справился с этим маньяком, а ведь все могло закончиться гораздо хуже. Меня от таких эксцессов Бог уберег, хотя домой звонили, жене гадости говорили, в подъезде ночевали. Неприятно. Даже в милицию приходилось обращаться. А что касается приятной стороны, то в молодые годы работа в кино и в театре не позволяла нормально жить, а вот рассказы о том, как ты играл и снимался, позволяли. Я имею в виду творческие встречи в разных городах и весях. Тут заработок прямо зависел от силы женских чувств. А силы были большие - выйти было невозможно, машину поднимали, не давали отъехать. Особенно после фильма “Мой ласковый и нежный зверь”. Но нормального артиста это не должно сбивать с толку. Надо себя держать. Потом, все это так быстро забывается”. 
“Я только одно знаю: артист и артистка должны быть сексуальными. Артист должен нравиться женской аудитории, актриса, соответственно, мужской. Это обязательно должно присутствовать, мачо должен быть. Если актер вызывает отвращение, ему нужно из профессии уходить... Шутить-то можно сколько угодно по этому поводу, а на самом деле на этом многие ломались. У меня как-то ума хватило устоять. Спас внутренний стержень, воспитание”.


Источник: nuga.nibb.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments