wikimedia.org
Сюжет бесконечно печальный, но и оптимистический. С верой в человека и его великое упорство перед лицом, казалось бы, непреодолимых обстоятельств. И Олег Павлович на сцене МХТ показывает этого человека, который старше самого артиста ровно на 10 лет. Показывает со всеми его "атрибутами" в процессе жизни "долгой, прожитой и невозвратной". Так, как однажды сказал: "Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не кончается".
Одну из самых жизнеутверждающих специальностей Олег Павлович в юности осваивать отказался. Он вырос в семье врачей, и мама настаивала, чтобы Олег стал врачом-гинекологом: в те времена докторам дамского профиля платили хорошие деньги. Но он им не стал. По его словам, это был его "личный вклад в отечественную медицину". И тут он бесконечно прав: талантливому человеку лучше не быть плохим гинекологом, ему лучше быть кем-нибудь еще. Например, прекрасным артистом. Сыграть впоследствии такие роли, которые помнит каждый. Одни на всю жизнь запомнили, что Табаков – это Шеленберг из "Семнадцати мгновений весны", другие, что он – не кто иной, как Мисс Эндрю из "Мэри Поппинс", а для третьих Табаков – Кот Матроскин, поскольку Матроскин слова "Ребята, давайте жить дружно!" произносит голосом Олега Павловича. Такая артистическая "многоликость" бывает крайне редко и исключительно только в силу призвания и выдающегося трудолюбия.
Сухая биографическая справка напоминает, что Табаков Олег Павлович "за год до окончания школы начал готовиться к поступлению в театральный институт". Из той же справки узнаем, что он "прочитал все труды К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, О.И. Пыжовой, М.О. Кнебель, книгу Михаила Чехова "Путь актера", которая и по сей день остается одной из самых любимых". О том, что он, уроженец Саратова, приехал в Москву и после короткого знакомства с городом и его обитателями подал заявления сразу в два высших театральных учебных заведения: в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени Вл. Немировича-Данченко... Вступительные экзамены сдал с блеском в оба ВУЗа, и в оба его приняли с большим удовольствием. Но учился он только в одном - в Школе-студии МХАТ. Ее и закончил с ощущением, что данная Школа-студия является "вершиной театральной педагогики.
wikimedia.org
И еще из той же справки, чтобы картина была, так сказать, более насыщенной и не имела расхождения с хроникой жизни Олега Павловича: "С 1957 года актер и режиссер театра "Современник", с 1983-го - МХАТа. С 1986-го ректор Школы-студии при МХАТе, профессор (1987), с 1974-го - руководитель "Театра-студии под руководством О. Табакова" (Табакерка). С июня 2000-го художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Много раз принимал участие в озвучании мультфильмов. Лауреат Государственной премии СССР (1967, за театральную работу). Народный артист СССР (1987). Более 150 киноролей и громадное число театральных".
wikimedia.org
А о том, как Олег Павлович Табаков относится к себе, говорит он сам. Его, к примеру, спрашивают: "Олег Павлович, вы ведь, наверное, очень счастливы?" А он отвечает: "Говорить про себя "Я счастлив!" может только дурак. Счастье - это, по сути дела, секунды или несколько секунд. Случаются они, потом долгое время этого нет, и когда они случаются вновь, особенно остро ощущаешь это". К нему опять с вопросом: "Но цену-то вы хоть себе знаете?". А он: "Цену себе я знаю. И давно. Поэтому свободен от суеты, мешающей другим… Это – с одной стороны. А с другой – не надо бояться быть глупым, смешным, нелепым. Человек так устроен, что в нём масса интересного, но это часто остаётся за кругом нашего внимания". |
И тут же мы погружаемся в бездну ассоциаций. И почти все они у нас настолько образны, что мы не можем не ассоциировать себя с нашим любимым Котом Матроскиным. Он голосом Табакова нам говорит: "Средства у нас есть. У нас ума не хватает"... Действительно, не всегда хватает. Порой до смешного доходит. Может быть, потому, что, по словам юбиляра, "во все времена смешно от одного и того же - от несовершенства человека".
С днем рождения Вас, Олег Павлович! Долгих и плодотворных лет жизни!
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru