wikimedia.org
"В одной руке у него газета. В другой - почтовая открытка. В третьей руке его супруга держит талон".
И он же, рассуждая о повседневном "величии" человека:
"Раз он, сволочь такая, в центре сымается, то и пущай одной рукой поет, а другой свет зажигает". И уж совсем неподражаемой выглядит ситуация: "Музыка играла траурные вальсы".
И вот мы, современные модные люди. Мы отмечаем сегодня день рождения этого выдающегося человека. Мы скромно празднуем этот день, наперед зная, что все свои рассказы, повести и пьесы он написал не про нас, а про каких-то далеких людей, которые жили задолго до нас:
И вот мы, празднуя 9 августа день рождения Зощенко, с трудом себе представляем, чтобы этот красивый и хорошо одетый человек с щегольским зонтиком почти всю сознательную жизнь только тем и занимался, что всячески высмеивал отечественного обывателя. Иной раз весьма парадоксально, а иногда почти совсем так, как у Маяковского в "Клопе":
"Я – человек с крупными интересами… Я зеркальным шкафом интересуюсь".
Было у этого обывателя еще одно обидное название - "мещанин". Сугубо советское, даже еще и "досоветское". Но выражало кое-что с предельной прямотой и большой сатирической силой. Это были "бесчисленные хищники, деньголюбы, вещелюбы, стяжатели". То есть такие представители коммунального человечества, которых Корней Чуковский почти всех перечислил в его подробном очерке о творчестве Зощенко. И они же в условиях "революционной действительности", по словам Чуковского, "мошеннически воспользовались ее светлыми лозунгами ради того, чтобы обеспечить себе процветание и полное право на бездушную черствость, на угнетение беззащитных и немощных".
Самое интересное, что и теперь у нас "беззащитных и немощных" полным-полно, а никаких "светлых лозунгов" давно уже нет, как и самой "революционной действительности". А все остальное по-прежнему есть. И в некоторой степени даже созвучно тому, о чем писал Зощенко:
wikimedia.org
"Одна молодая особа, весьма недурненькая и развитая брюнетка, решила в этом году разбогатеть… Она хотела иметь какой-нибудь голубой фордик с постоянным, что ли, шофером. Стандартную дачку. Некоторый счет в банке. И, конечно, какое-нибудь знатное положение мужа, чтоб ей бывать повсюду и всех видать".
Когда он впервые начал писать в таком духе и стиле? Это известно абсолютно точно: в 1922 году. Он тогда, что называется, дебютировал, стал публиковаться в самых массовых изданиях, работал всеми днями напролет, сам готовил себе еду на керосинке и входил в очень известную творческую группу, которая называлась "Серапионовы братья". В эту группу входили многие выдающиеся литераторы. Они очень живо проводили свои заседания, друг над другом смеялись и давали друг другу различные прозвища и имена. Можно сказать, что это была такая выдающаяся группа, досконально не изученная до сих пор.
wikimedia.org
Но не о "Серапионовых братьях" речь. Мы сегодня отмечаем день рождения писателя Михаила Зощенко, и нужно нам вспомнить, что до того, как он стал знаменитым автором своих литературных произведений, он прошел через Первую мировую войну, через войну Гражданскую и сменил множество разных профессий, которые в автобиографии сам же и перечислил. Их оказалось больше двадцати. От сотрудника уголовного розыска до контролера поездов. |
"Недавно в нашей квартире драка произошла, - рассказывает один из них с большим удовольствием. – И не то что драка, а целый бой… Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилычу последнюю башку чуть не оттяпали…"
Это, конечно, очень смешно, но не так чтобы слишком. Ведь мало того, что Гаврилыч и так инвалид, так ему ещё собирались увечий добавить. А при переносе в наши дни вообще не кажется забавным. Поэтому и стали называть Зощенко писателем не очень смешным, а очень даже грустным. Почти трагическим. То есть просто трагическим. Без "почти". Тем более что последние двенадцать лет его жизни не выходило в свет никаких произведений Михаила Зощенко.
Это произошло еще тогда, когда по всем нашим просторам с песнями и транспарантами разгуливала советская власть. Был тогда такой высокопоставленный человек в советской партийной иерархии - по фамилии Жданов. Это был особый тип в полувоенном кителе, сапогах и с таким лицом, какое бывает у наших придорожных милиционеров (полицейских). И был он наделен огромными государственными полномочиями. За всю советскую идеологию отвечал. И за кормежку самого себя черной икрой во время ленинградской блокады. |
wikimedia.org |
А потом десятилетия прошли, а Зощенко так и остался бессмертным. А кто такой Жданов и почему с такой "будкой" и такими полномочиями, не знает подавляющее большинство населения бывшего Советского Союза. |
wikimedia.org |
И в наши дни земля поворачивается какой-то своей странной фазой. Нам не всегда удается понять, кто такой для нас, жителей этой земли, писатель Михаил Зощенко и почему что-то щемяще необъяснимое звучит в таких его словах:
"Вот в другой раз идешь, предположим, по городу. Поздно. Вечер. Пустые улицы. И идешь ты, предположим, в огромной тощище – в пульку, скажем, проперся или какая-нибудь мировая скорбь обуяла.
Идешь, и все кажется до того плохим, до того омерзительным, что вот прямо взял бы, кажись, и повесился бы сию минуту на первом фонаре, если б он освещен был.
И вдруг видишь – окно. Свет в нем красный или розовый пущен. Занавесочки какие-нибудь этакие даны. И вот смотришь издали на это окно и чувствуешь, что уходят все твои мелкие тревоги и волнения, и лицо расплывается в улыбке.
И тогда кажется чем-то прекрасным и великолепным и этот розовый свет, и оттоманка какая-нибудь там за окном, и какая-нибудь смешная любовная канитель".
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru