lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

ИГОРЬ ЯСУЛОВИЧ- АКТЕР ТЕАТРА И КИНО

 

Игорь Ясулович родился 24 сентября 1941 года в Рейнсфельде, сейчас это Самарская область, в обыкновенной семье советского офицера и матери домохозяйки. В любой момент семья по приказу по службе отца могла отправиться жить в другой город. Смена обстановки и друзей — это было привычным явлением для маленького Игоря, пока их семья стабильно не осела в Таллинне, где мальчик и пошел в школу.

Игорь Ясулович

Воспитание мальчика в том и заключалось, что его не слишком много воспитывали. Отец все время был занят, вот и гоняло юное создание по улицам босиком, играл в компаниях в войну, в казаков-разбойников, что-то придумывал.

Свободолюбивому ученику таллиннской школы Игорю Ясуловичу еще в юности хотелось заняться чем-то таким чем-то особенным, чтобы душу наизнанку выворачивало. Все это стало возможным, когда парень был принят в театральный кружок. Тогда им руководил известный актер драмтеатра в Таллине Иван Россомахин и уже скоро талантливый юноша оказался в числе лучших учеников.

В драмкружке спектакли играли на сцене Русского драматического театра. Это было очень престижно, ребята чувствовали себя, как теперь принято говорить, элитой. Иван Россомахин сыграл решающую роль в становлении будущего актера, он и помог своему ученику раскрыть талант и поверить в собственные силы.

Вкусив волшебство театрального искусства, Игорь Ясулович по окончании школы прямиком отправился в Москву, но там уже все вступительные потоки были пропущены… Юноша попытался поступить в ГИТИС и срезался на втором туре, но удача все равно ему улыбнулась — только уже во ВГИКе! Прочитав басню, стихотворение и пройдя тест на киногеничность, он был зачислен на курс к великому мастеру Ромму. Быть учеником Ромма — обязывает… Вообще-то, у гениального Ромма Ясулович учился дважды: сначала на актерском, а потом на режиссерском. На режиссерском актер учился с Кончаловским, Смирновым, Эсадзе, Трегубовичем.

Игорь Ясулович

После института полный сил и энергии Игорь Ясулович организовывал экспериментальный театр пантомимы «Эктемим», но пластические «аккорды» и «гаммы» не слишком пригодились молодому актеру в пьесах Театра киноактера, куда Ясулович поступил на службу. Зато там шли Шекспир, Лопе де Вега, мюзиклы.

Позже в ТЮЗе все же появилась возможность использовать накопленный багаж «Эктимима». В постановках «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Гроза», «Борис Годунов» Игорь Ясулович погружался в глубинные слои психологии своего героя через пластику. В театре у Ясуловича было немного крупных ролей, но его герои кроме груза собственного характера всегда несли еще и функцию «отражения». Они были движителями драмы, зеркалом, в котором герои спектакля открывали в себе новое и поэтому каждая сыгранная актером роль в стенах знаменито ТЮЗа не осталась незамеченной публикой и критиками.

Свой путь в кино Игорь Ясулович начал у своего любимого учителя Михаила Ромма с маленькой роли в интеллектуальной драме, эталоне советского кино, картине «Девять дней одного года . Хотя роль и маленькая, но Игорь Ясулович сыграл ее талантливо, в полную силу.

Игорь Ясулович с сыном Алексеем

Да он вообще по поводу маленьких ролей не особенно переживал, ведь можно и большую роль сыграть бессмысленно. Особенно, когда понимал, что играть нечего. Просто ему жалко было тратить на ерунду скоротечную жизнь, но зато если в маленькой роли был человек, тут то уж Ясулович выступал настоящим ювелиром!— Играл с несказанным удовольствием.

У Швейцера в неистовой картине «Время, вперед!» он сыграл корреспондента, энтузиаста с горящими глазами. Это была замечательная школа Михаила Абрамовича. Режиссер вытягивал из артиста его потенциал, выстраивал такую атмосферу на площадке, такой градус эмоции, что льдина «пылала».

А в быковском «Айболите-66″ актер предстал трагиком. Целое лето в белом пластическом гриме, что через несколько часов под софитами даже кожа начинала дьявольски гореть… Большой резонанс вызвала и роль Скульптора в «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Там у актера был дуэт с чудной партнершей Ольгой Гобзевой.
 

Игорь Ясулович

Игорь Ясулович никогда не боялся экспериментов. Он чувствовал себя комфортно и в комедиях, и в детективах, и в драмах, и главной виной тому была его слишком интеллигентная внешность. Такой некий худосочный интеллигент, в котором что-то есть, есть какая-то червоточинка. По этой линии режиссеры его и эксплуатировали.

Вот гражданин с собачкой, которого маленькая собачонка тягает по газонам. Там нельзя выгуливать собак, и жилец, выгуливающий собаку, страдает от этих запретов — такой герой Ясуловича в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Или бесхитростный Аппель в киноленте «Майор «Вихрь». Или через чур напыщенный адвокат в «Семейном счастье».

Для большинства кинозрителей, поклонников и тех, кто знает, кто такой актер Ясулович, это, прежде всего, инженер Щукин из «Двенадцати стульев». А самое первое и самое яркое, что приходило в голову – это голый человек на лестнице. Тогда Ясулович стал первой обнаженной натурой в советском кинематографе, открыл нечто такое эротическое. А каков эксцентрический Электрон Иванович Ясуловича в «Гостье из будущего».

Игорь Ясулович

Каждой новой ролью Игорь Николаевич открывает в себе что-то новое. Актер ювелирно и тонко прорабатывает грани каждого своего персонажа. В основе своего киноуспеха актер всегда считал полное доверие режиссеру. Он всегда был уверен, что режиссеру надо просто поверить и выполнить то, что ты, может быть, до конца и не понял. Так актер и работал над ролями и всегда был на высоте. Киномеханик Никита Зудов в комедии «Зудов, вы уволены!» В драме «Жил отважный капитан» – Макароныч. Виктор в «Городе невест». Корн в приключении «Гардемарины, вперед!», Андреич в «Друге» и Эно в сказке «Мио, мой Мио».

И почти цирковой в черном трико Кощей Бессмертный у Павла Арсенова в «Лиловом шаре». Случилась целая история, как тогда искали костюм и грим. Режиссер хотел видеть деревенского Кощея в валенках, а кости для него взять у «учебного скелета», наклеили их на черный костюм. Потом они над валенками двигались, как на шарнирах…

В кино Игорь Ясулович прожил всю жизнь… на глубокой периферии, но на нехватку работы актеру было бы грех жаловаться, он был всегда востребован. Острый характер внешнего рисунка Игоря Ясуловича с тончайшей психологической связью внутреннего ощущения героев — редчайшее свойство актерского дарования, конечно же, умноженное ежедневным тренингом.

Игорь Ясулович

В актерской биографии Игоря Николаевича нет-нет, да и проскользнет главная роль. Пчелкин пригласил актера на роль не безупречного, но тонко чувствующего людей Юзича, который пытался выжить в законах петербургских трущоб. Параллельно Ясулович блестяще снялся в своих любимых маленьких ролях в драме «Королева Марго» и Дармоедов в телеспектакле «Бледнолицый лжец».

Может маленькие роли тем и хороши, что их можно быстро отыграть, и тут же начать новую жизнь уже с другим героем. Скорее всего, Игорь Ясулович и жил по этой неприхотливой аксиоме. Актер никогда не отказывался от роли в интересном для него проекте. Туруцкий в сериале «Саломея», профессор Тараканов в комедии «Даже не думай!», психолог в сериале «Каменская» и Григорий Матвеевич «Всегда говори всегда».

Игорь Ясулович — характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. И Ясулович всем был нужен! Он очень хороший профессионал. Он дисциплинирован: утром просыпается и через пять минут уже на съемках. Актер с резким характерным, именно запоминающимся лицом. Да просто надежный актер, что очень важно для режиссера. Режиссеры любили Игоря Ясуловича – он снимался невероятно много. За один год мог сыграть до нескольких ролей. И как сыграть!

Игорь Ясулович

Суслов в политическом киноромане «Брежнев». Данила Романович в детективе «Пороки и их поклонники». В притче по мотивам рассказа Маркеса «Человек-ветер» в авторской картине Хуата Ахметова Ясулович сыграл трагичную роль стареющего ангела. А в трагикомедии «Джоконда на асфальте» успешно снялся в роли Питера, «хозяина», отца Ольги. А еще в сериале «Девять неизвестных», «Формула зеро». И это все за один только 2006 год!

С возрастом актеру грима надо было все меньше Игорь Ясулович — последний из могикан высокой театральной эксцентриады, местоблюститель прерванных традиций мейерхольдовской и таировской школ. Сам актер себя называет «фруктом позднего созревания. Делаю то, что созвучно моему внутреннему состоянию».

Лицо Ясуловича — даже мельком замеченное в кадре, врезается в память навсегда. Благородный Фирс в драме «Сад». В картине «Четыре возраста любви» Сергея Мокрицкого  актер замечательно сыграл педанта и зануду, цифрами и бумажками отгородившегося от настоящей жизни. Ярко засветился Ясулович и в комедии «Выйти замуж за генерала».

Игорь Ясулович с большой любовью занимается режиссурой. Помогает ему в этой жизни и работа со студентами. Свои режиссерские амбиции он вполне удовлетворяет тем, что возится с ребятами и делает все с удовольствием.

А вообще для Ясуловича обычная жизнь – это бесконечная работа. «Так тем профессия и хороша актерская. Она так разнообразна. Ведь не приходится делать одно и то же. Разные роли, разные люди. Смысл актерской профессии в том, чтобы разобраться в себе самом, разобраться в мире, который тебя окружает. И тогда эта профессия имеет смысл, потому что в общем, ведь это, так скажем высокопарно, ведь это – человековедение», — философски рассуждает большой человек, великий актер Игорь Николаевич Ясулович.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments