lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

СЛОВО И СУДЬБА. НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ

 

320 450
wikipedia.org 
Впервые я прочитал стихи Гумилёва в те времена, когда он проходил по списку запрещённых поэтов. Имя его было мне незнакомо. Он разительно отличался от тех поэтов, которых я читал до этого. В его стихах открывались призрачные таинственные миры. В них были мужество и своеобразная красота, изящество, переходящее в изысканность. Они завораживали своим ритмом, энергией.

Незнакомое имя

У друзей я раздобыл "Неизданные стихи и письма", изданные в Париже в 1980 году, и ещё раз убедился — у поэтов нет биографий, есть судьбы. История мировой и отечественной поэзии подтверждала эту мысль. Гумилёв исключением не был, его судьба вычитывалась из его стихов.

Он многое взял от Кольриджа, Вордсворта, Саути. Франсуа Вийон был близок ему, как поэт-бродяга, Теофил Готье — как нежный романтик. Гумилёв почитал астрологов, интересовался оккультизмом, изучал каббалу и магию. В его стихах конквистадоры преодолевали бездну, в лесу резвились дриады, маги говорили "нездешние слова". А ещё были Люцифер, Летучий Голландец и император Каракалла. Строки: "Когда из тёмной бездны жизни…", "Они шептались меж собой // О тайнах Бога и Вселенной…", "Крикну я… но разве кто поможет // Чтоб моя душа не умерла?" — цепляли сознание.

Слово в стихах Гумилёва приобретало магическую силу. До конца своих дней он сохранил веру, что Словом можно останавливать солнце, разрушать города:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

Но Слово было только у Бога и у Поэта. Господь создал этот мир, поэты были призваны им править. Правда, для этого надо было пройти определённый путь — путь воина, конквистадора, первооткрывателя.

И ещё Гумилев писал о том, что:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и любит Бога.

А в стихотворении "Рабочий" предсказал свою судьбу в этом мире — погибнуть от рабочей пули. Что и произошло.

630 300
wikipedia.org 

Будда, Христос… и Гумилёв

Николай Гумилёв родился в 1886 году в семье кронштадтского морского врача. Детство проходило под сенью Пушкина в Царском Селе. На первые стихи, написанные в восьмилетнем возрасте, родители смотрели как на развлечение одарённого ребёнка. Однако развлечение вскоре перешло в серьёзное увлечение, а близость к Иннокентию Анненскому в юношеские годы, очевидно, повлияла на сознательный выбор.

Первый сборник стихов "Путь конквистадоров" (1905) — ученический не только в литературном отношении, но и в житейском (он увидел свет за год до окончания гимназии), замечает и отмечает Валерий Брюсов. Мэтр отечественной словесности разглядел в начинающем стихотворце — Поэта. Вскоре Гумилёв уехал учиться в Сорбонну.

320 400
wikipedia.org 
Зинаида Гиппиус вспоминала, когда Гумилёв с рекомендацией Брюсова явился к ней на парижскую квартиру, он всё время нюхал эфир и говорил, что он один может изменить мир: "До меня были попытки… Будда, Христос… Но неудачные". Для Гиппиус это были всего лишь "сентенции — старые как шляпка вдовицы, едущей на Драгомиловскую". А Гумилёв искренне верил в то, что говорил. Он мыслил себя в только этом ряду… Ему было тогда 20 лет.

Визит кончился полным провалом.

Через два года он издал сборник "Романтические стихи", который не был замечен ни критикой, ни читающей публикой. Новым "богом" Николай Степанович Гумилёв не стал, но со временем поэт из него получился изрядный.

Желанную известность и признание на родине принесла ему книга "Жемчуга" (1910). Молодой поэт включился в литературную борьбу и стал во главе возникшего "Цеха поэтов", в который вошли Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Владимир Нарбут. Гумилёв понимал, что символизм умер. Поэтическое течение исчерпало себя, время — начало века — требовало обновления искусства. В жёсткой, порой непримиримой полемике с символистами родилось новое литературное направление — акмеизм (от слова акме — высшая степень чего-либо) или адамизм (мужественный и ясный взгляд на жизнь).

Не замедлил появиться и манифест — "Наследие символизма и акмеизм", вызвавший резкий и ироничный ответ Александра Блока — "Без божества, без вдохновенья". Но новая истина была явлена миру, имена предшественников и учителей названы: Шекспир, Рембо, Вийон и Теофил Готье.

Почти каждый крупный оригинальный поэт стремится создать не только собственную поэтику, но и теоретически обосновать свои взгляды на поэзию. Поэзия требует от поэта духовной работы, она всегда обращена к личности, утверждал Гумилёв. Возникающее из духа поэта стихотворение он уподоблял живому организму с присущими ему анатомией и физиологией. Сам стих есть высшая форма речи. Отсюда понятно отношение Гумилёва к слову — "дурно пахнут мёртвые слова".

Дуэль и жёны

Он ухаживал за женщинами, стрелялся на дуэли с Волошиным из-за Черубины де Габриак (Елизаветы Дмитриевой), женился на Анне Горенко (Ахматовой): "Из логова змиева, // из города Киева,//Я взял не жену, а колдунью.//А думал — забавницу". С Елизаветой потерпел любовную неудачу. Он ухаживал за "Черубиной" ("Черубина" была "мистификацией" Волошина и любила своего "мистификатора").

Гумилёв довольно резко объяснился с Дмитриевой. Об этом узнал Волошин и в мастерской Головина, располагавшейся на верхних этажах Мариинского театра, оскорбил Гумилёва пощёчиной. В ссору пытались вмешаться Вячеслав Иванов, Анненский и сам Головин. Но безрезультатно. Для Гумилёва в этой ситуации был только один выход — дуэль. Оба поэта остались живы, смертельному исходу помешала случайность: Гумилёв выстрелил и промахнулся (или не захотел попасть), пистолет Волошина дал осечку.

630 300
wikipedia.org 


С Ахматовой не сложилось, оба были не приспособлены к семейной жизни. Никто из двоих не хотел жертвовать своей свободой, она желала сохранить свою самостоятельность, он — не поддаться её колдовским чарам. Сергей Маковский, хорошо знавший этих двух неординарных людей, вспоминал: от Ахматовой Гумилёв "требовал поклонения себе и покорности, не допуская мысли, что она существо самостоятельное и равноправное. Любил её, но не сумел понять. Она была мнительно-горда и умна, умнее его; не смешивала личной жизни с поэтическим бредом. При внешней хрупкости была сильна волей, здравым смыслом и трудолюбием. Коса нашла на камень".

Отношения превратились в тайное единоборство, единоборство закончилось в 1918 году, когда Ахматова объявила, что хочет с ним расстаться и ушла к ассириологу и поэту Шилейко. В том же году он женился на другой Анне — Энгельгардт. Её отец был известным литературоведом и историком, мать в первом браке замужем за Бальмонтом. Другая Анна была ровна, выдержанна и покорна. Гумилёв нашёл тихую гавань.

 

630 300
wikipedia.org 

Ни смятенья, ни страха

После прихода к власти большевиков, Гумилев, трудился в издательстве "Всемирная литература", учил молодых и продолжал писать стихи. Он остался монархистом, но без надрыва. Православным — без нетерпимости к инаковерующим.

Среди разворошенного быта 1920-х годов, среди холода, голода, внесудебных расправ и расстрелов, выброшенный на берег революционной волной, он оставался самим собой — поэтом Николаем Гумилёвым и пел прежние гимны.

3 августа Гумилева арестовали по подозрению в участии в так называемом "заговоре Таганцева". Сборник "Огненный столп", который он сначала хотел назвать "Посредине странствия земного", вышел, когда поэт уже сидел в тюрьме. Книгу он посвятил своей второй жене — Анне Николаевне Гумилёвой. В тюрьму попросил передать Библию и Гомера.

На одном из допросов Гумилёв признал, что если бы Кронштадтское восстание распространилось на Петроград, то был бы на стороне восставших. Этого было достаточно для вынесения приговора. Всех участников "заговора" (всего 61 человек) поставили к стенке. Солдаты, бывшие рабочие и крестьяне, вскинули винтовки и … Мне кажется, что в глазах поэта не было ни смятения, ни страха.

"Остановите, остановите вагон!"

Он всегда стремился к свободе — внутренней и внешней. Но свободы без риска и мужества не бывает, и он хорошо знал это. Что гнало его в Африку, где путешественник не раз рисковал жизнью? Только ли охота к переменам мест? Что заставило пойти добровольцем на фронт в 1914-м, участвовать в самых опасных сражениях, неоднократно смотреть смерти в лицо? Только ли чувство патриотизма?

Наконец, что постоянно толкало его к краю пропасти? Может быть, гениально выраженное Пушкиным: "Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю…"? И там же, дальше: "Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…".

Жизнь пьянила как вино. Смерть возбуждала как наркотик. Он всё время искал вокзал, "на котором можно в Индию духа купить билет", он вскочил на подножку трамвая, а трамвай заблудился. И сколько боли в этом выдохе: "Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон".

Вагон продолжал блуждать… Без поэта.
 
Геннадий Евграфов
Журнал superstyle.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments