Автор сценария: Валентин Михайлов, Искра Бабич
Режиссёр: Искра Бабич
Без преувеличения - великий фильм. Настоящий. Хорошо бы ввести в школьную программу уроки этики. И сделать просмотр таких фильмов - обязательным. Чтобы души не отмирали.
...Больше 12 лет не был Павел Зубов (Александр Михайлов) дома. Когда-то в армию Павла провожала горячо любимая невеста, Настя. Но в письме к сыну мать оговорила девушку – написала, что Настя неверна...
После службы на флоте домой не вернулся, остался «бегать по тундрам» - работает забойщиком в городе Никель Мурманской области. «Настю не простил и не прощу».
Зная, что иначе сына в родную деревню не заманишь, Зубов-старший (Пётр Глебов) сказался больным... Павел приехал.
Оказалось, полгода назад Настя умерла. У неё осталась дочь, Полина – названа в честь матери Павла.
Перед смертью Настя призналась Матвею, отцу Павла: Полина – его внучка, дочь Павла.
Матвей Зубов: Мать сдуру наклепала, а ты поверил.
После приезда, в беседе с отцом, Павел ведет себя цинично:
Там же не одна Полина, там еще двое мальчишек. Они что, может, тоже мои?
Настя прожила короткую, горькую и нескладную жизнь...
Мать Павла (Вера Альховская) будущую невестку взревновала.
Теперь рассказывает:
- Как ты ушел в армию, она еще пуще расцвела... Художник тут крутился, хотел её рисовать. Обида меня взяла... А потом смотрю – она уж тяжелая... Осрамила я её. От позора тебя берегла – вот и написала то письмо растреклятое. Я же не знала, что у вас всё сладилось.
Грех на мне великий. Своя совесть точит. Девчонка-сирота всегда перед глазами. А отец в мою сторону не глядит – «Ты клевету пустила, тебе милости нет»...
Невероятная, пронзительная сцена – визит инспектора РОНО (Светлана Тормахова) в дом Полинки и её братьев, Павлика и Стёпки. Решается их судьба.
В домишке – вопиющая нищета. Полина (Ирина Иванова) - прелестная худенькая голенастая девочка... Она очень любит братьев, занимается с ними - Павлик уже читает, и Стёпка буквы знает - только пока молчит...
Матвею, Зубову-старшему, в опекунстве отказывают: ему больше 60 лет...
Инспектор объявляет приговор: Полину – в интернат, Павлика – в детдом, Стёпку (он молчит с рождения) – к дефективным.
Полина: Мама возила Стёпку к доктору. Он сказал, ушки у него хорошие, и сам он весь хороший. Так у маленьких бывает – молчит-молчит, а потом вдруг заговорит.
Смышленый Стёпка тут же демонстрирует, что он всё слышит - лихо пляшет под "Валенки, валенки, неподшиты, стареньки..." Лидии Руслановой...
У всех - слёзы на глазах. Но представительница Районо непреклонна:
Из-за ваших проволочек дети потеряли пенсию, у меня из-за вас неприятности... Через неделю дети должны быть на месте.
Павел увидел Полину вечером, на свадьбе сына своего друга. Увидел и обомлел – очень уж похожа девочка на Настю...
Павел идет провожать Полину – расспрашивает о жизни. Она рассказала: Павлик её сводный брат – сын Петра Леонидовича, того самого художника, что так рвался написать Настин портрет.
- ...А Стёпка брошенный - в роддоме. Мама его и Павлика кормила, так он и остался... Мы хорошо жили. Мама маляром работала, в общежитии жили. А потом у Петра Леонидовича в клубе – у него там комнатка была... Но художник спился...
А когда нас четверо стало, мы в село вернулись. Дедушка Матвей крышу починил...
Дивная девочка – тихая, внимательная, умная, воспитанная...
Отчасти под влиянием разговоров с отцом, отчасти – от пробудившихся совести и памяти (Полина – вечное напоминание о его несправедливости, жестокости к Насте) – Павел решает удочерить Полину и забрать с собой.
Но девочка отказывается.
Павел: Я думал, ты обрадуешься.
- Нельзя мне без них, - Полина не хочет разлучаться с братьями. – Здесь мы хоть видеться будем.
Павел вдруг понимает, какова была жизнь Насти... И любила она его – беззаветно. В его честь назвала сына – Павлика, в честь его матери – дочь. Не затаила зла.
Полинка рассказывает: «Мама говорила, хороший, добрый. Только гордый очень...»
А тут еще этот портрет...
Павел принимает решение: усыновляет всех троих и забирает с собой.
В РОНО инспекторша безразлично ему бросает: Поздновато спохватились...
После встряски – что-то вдруг понявшая инспекторша диктует Павлу бесконечный список документов, необходимых для усыновления...
В доме Полинки - слёзы, продают любимую кормилицу-корову Чернушку...
Павел полон энергии, он оживился, даже шутит; наконец-то он может что-то сделать, загладить хоть немного свою вину, тяжесть которой догнала, придавила его - через столько лет.
- Понимаешь, Серёга, - говорит он другу, - стыдно признаться – совесть заела. Настёна у меня не выходит из ума. Столько лет молчала...
- Я же писал тебе.
- Да ты-то писал, а я вот всё через себя кидал. Раньше бы всё это, раньше...
День отъезда. Провожать пришла вся деревня. За такси увязывается пёс Рекс – верный друг Стёпки. "Гони," - тихо и жестко командует Павел. Но пёс несется - отчаянно, потом - наперерез машине...
Таксист: Вот и скажи – животное, собака. А сколько в нем верности!
В эпизоде на вокзале появляется Петр Леонидович, художник (Анатолий Солоницын): испитой, жалкий, заискивающий, потерянный человек...
Фильм уникальный, пронзительный – до слёз, до кома в горле. Каждый эпизод – целая жизнь...
- Я тебя даже не узнал сперва, - говорит он Павлику, своему сыну, которого не видел очень давно...
Проводница (бесстрастным голосом автомата): Собаку в ящик.
Павел: Какой ящик? Купе у нас отдельное, у собаки намордник, ошейник, билет на нее есть. Какой ящик?
Проводница: Не положено... Ну и табор.
Но умный Рекс сумел найти подход к бесстрастной проводнице...
Пёс, сыгравший Рекса, жил потом у режиссера фильма, Искры Бабич, в деревне. Но однажды погнался за машиной и угодил под колесо...
Немного успокоившись, уложив братьев, Полина тихонько достаёт и примеряет серёжки.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru