Он считал себя неудачником. Для этого были некие основания: то публика, то критика воспринимала то, что он делал, враждебно. В лучшем случае – равнодушно. Он умер 3 июня 1875 года, в 36 лет, и хоронить его пришли уже тысячи людей. А сейчас сотни миллионов слушают его музыку.
Жорж Бизе родился в музыкальной семье, где отец и мать пели и играли, а дядя (Ф. Дельсарт) был создателем системы ритмопластики, или «выразительного жеста», которая впоследствии оказала влияние на школу Станиславского. Женой его стала дочка еще одного французского композитора – Фроманталя Галеви, которая, в свою очередь, впоследствии стала прообразом одной из героинь романа М. Пруста «В поисках утраченного времени».
Жизнь, казалось бы, не готовила тяжелых сюрпризов. Блестящая учеба, приз с поездкой в Италию, талант – свежий и яркий, работа на износ – но ведь работа, постоянные заказы. И преследование каких-то мелких неудач – если можно считать мелкими неудачами недооцененность.
Georges Bizet - Carmen (Arena di Verona) (2003) Режиссер Франко Дзеффирелли Запись произведена в 2003 году, Arena di Verona, Italia. Оркестр, хор и балетная группа "Arena di Verona" (дирижёр Alain Lombard, хормейстер Marco Faelli, хореограф Maria Grazia Garofoli)
Имя Бизе нерасторжимо связано с «Кармен» – его последней оперой, совершенно новаторской для французского музыкального театра того времени. Бизе-Кармен – прямая связка, иногда кажется, что вообще любой человек способен моментально ответить. Но связь там глубже: уже немногие могут вспомнить, что именно после провала «Кармен» Жорж Бизе умер.
Он тяжело переживал, конечно, тем более что не мог не понимать, что написал замечательную музыку. И сердце, видимо, было слабое. В 36 лет его не стало. Он не дожил даже до Прекрасной эпохи, когда Франция долго жила в мире и наслаждалась всеми доступными удовольствиями, в том числе и музыкой.
Не было тогда еще и умельцев продавать музыку, коих сейчас, кажется, много больше, чем самих творцов. Никого не было, люди делали все сами – от и до. От каждой выписанной ноты партитуры (а партитура – это совсем не те две строчки нотного стана, о которых можно подумать, это намного хуже) до ответов на письма и так далее.
И справляться с неудачами – или тем, что выглядело как неудачи, тоже приходилось самим. А когда не понимает то публика, то пресса – официальные критики, – поневоле начнешь переживать. Даже зная, что что-то сделано хорошо. Правда, плохо представляя, насколько хорошо и как это продлится в веках. Вряд ли Бизе мог предполагать, что его последняя и больше всего отруганная опера станет одной из самых исполняемых в мире (статистки у меня нет, но это так).
Именно из-за этой тотальной исполняемости «Кармен» ушли в тень другие произведения Жоржа Бизе. И мне бы просто хотелось восполнить этот пробел.
«Искатели жемчуга» – это одна из более ранних опер Бизе. Либретто там «восточно-экзотическое», милое сердцу человека эпохи романтизма. Действие происходит на острове Цейлон (Шри-Ланка). Любовный треугольник плюс «конфликт любви и долга», ловцы жемчуга и нарушившая обет жрица.
Эту драму публика приняла. Но порезвились газеты: и ловцов на сцене нет, и жемчужин в музыке тоже. Насчет последнего критик, играя словами, очевидно, ошибся. Примером тому служит не только дальнейшая судьба постановок, но и долгая жизнь отдельных музыкальных сцен. Самая знаменитая ария из этой оперы – «Je crois entende» – звучит непрерывно не только с концертных сцен. Она звучит и во множестве современных фильмов: «Филёр» Романа Балаяна, «Матч поинт» Вуди Аллена, «Трио» А. Прошкина, «Человек, который плакал» Салли Поттера, в сериалах «ER» («Скорая Помощь»), «Тайны Смолвиля» и т.д.
Правда, немного странно, что ария практически во всех этих фильмах звучит в самых жутких сценах: перед гибелью, самоубийством, отключением медицинского аппарата и в подобном духе. Наверное, не случайно. Хотя ария о любви («В сиянье ночи лунной ее я увидал»), пусть там даже и «прощай, мечта», но что-то уж как-то в фильмах сурово с музыкой обошлись.
Перепели эту арию и различные представители рок-культуры (Кипелов, Дэвид Гилмор).
Явно враждебные критики промахнулись. Но любой автор имеет дело именно с современниками, и их мнение его больше всего волнует. Жорж Бизе считал себя невезучим.
«Арлезианка». Это не опера, а музыка к спектаклю. Большая редкость, чтобы музыка к спектаклю выжила. А здесь и спектакль в целом забыт, а музыка живет самостоятельной жизнью.
«Чтобы спуститься от мельницы к живописной деревушке, надо пройти мимо фермы, выстроенной у самой дороги, в конце большого двора, обсаженного вязами. Там мы увидим домик, мимо которого грустно проходить, потому что сердце сжимается, при одном лишь воспоминании об истории Арлезианки»... (А. Доде. «Арлезианка»)
Арлезианка – жительница Арля. Прекрасный древний прованский город Арль, где происходит действие рассказа Доде и музыки Бизе. Где творил в свой самый известный свой период Ван Гог (у него тоже есть картина «Арлезианка»). Где, наконец, в 20 веке появилась площадь имени русской писательницы Нины Берберовой.
Сам Прованс, где, по мнению римлян, жили варвары, потому что «носили штаны». Где в Средневековье появились трубадуры, где долго был свой собственный язык, где жил Нострадамус. Единственная степь в той части Западной Европы и много, много солнца.
Рассказ коротенький, и сама героиня – Арлезианка, женщина «с сомнительным прошлым», даже ни разу не появляется. Но есть «колдовская» страсть и трагедия на фоне жизни обычных фермеров. «Чистый» романтизм с элементами реализма.
Рассказ Альфонса Доде – в антологии мировой литературы. Музыка Жоржа Бизе к драме по этому рассказу – опять же одна из самых популярных в мире.
В музыке к драме 27 номеров (перечислять не буду). Бизе использовал несколько старинных прованских народных тем («Марш трех королей»), но в целом, это была уже совсем новаторская музыка, со своими ритмами, жанровыми сценками, психологическими переживаниями. И даже саксофон в оркестре зазвучал.
Но публика ничего не поняла и не приняла.
«Мы с Жоржем Бизе, стоя за кулисами, дрожащие, покрытые той дурацкой бледностью, которая покрывает лица только во время премьер, смотрели, как «Арлезианка» проваливается, терпит крах на подмостках «Водевиля» среди безразличия и скуки, охвативших публику. «Они не слушают», – тихо повторял мне великий музыкант, и его взволнованный голос до сих пор отдается в моем сердце. Они не слушали ни его божественной музыки, которую чудесно исполнял крохотный оркестр... ни моей драмы. А через несколько дней они и вовсе перестали ходить, и это, пожалуй, наилучший способ не слушать». (А. Доде)
Очередной «провал». Да вот только не провал, а большой успех – в будущем. Играют непрерывно – в концертном исполнении. И, конечно, не только.
Различные номера из музыки «Арлезианки» обильно использовались в телесериалах, мультфильмах, видеоиграх и даже в рекламных кампаниях. Хуже того: бессменный руководитель Албании Энвер Ходжа приспособил один их номеров «Арлезианки» в качестве военного марша.
Хотела бы я еще посоветовать незаконченную оперу Бизе – «Иван Грозный». Да-да, тот самый. Но я ее сама не слышала. К тому же, подозреваю, что с либретто там совсем плохо. Оперные либретто, как современные сценарии кинофильмов, часто бывают шаблонны. Накладываются друг на друга трафареты (любовь, какая-то коллизия и т.д.). Но это еще хороший вариант, потому что бывает чистая клюква.
И вроде бы Франция и Российская империя в 19 веке были связаны многими узами, Россия для французов оставалась экзотикой.
Но от опер остается хотя бы музыка (да и постановку можно сделать любопытную, как-то апгрейдить драматургию – я сейчас не о печально известном «Тангейзере», а вообще). Но уж музыка остается навсегда. А многое ли останется от нынешнего кинематографа?