lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

МАЧО ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

280 450
wikimedia.org 
Вопрос на засыпку: где находится оригинал Давида Микеланджело?

Есть два варианта ответа: на площади Синьории во Флоренции и в музее Изобразительных искусств в Москве.

И оба они неверные…

Пока вы чешете лоб в поисках правильного ответа, углубимся в историю вопроса. Ибо о Давиде и о его создателе есть что сказать.

Казалось бы, ну какие претензии у современников могут быть к гениальному художнику и скульптору пятьсот лет спустя? А вот же, имеются. И не прекращаются.

Творения Микеланджело более всех подвергаются нападкам. В свое время не повезло знаменитой скульптуре Пьета в Ватикане. В 1972 году на нее набросился австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот с криком: "Я – Микеланджело!" (по другой из версий: "Я – Христос"). Прежде чем квази-Микеланджело скрутили, он успел отбить Божьей Матери нос. Христос не пострадал.

Охрану памятников искусства Возрождения усилили, но это все равно не помогло. Очередное покушение на шедевр мастера состоялось в 1991 году. И опять сумасшедший с молотком, отколовший от статуи несколько кусков мрамора у пальцев левой ноги. Весьма возможно, это была месть темных сил в лице Голиафа. 

По преданию Голиаф – гигант, филистимлянский воин, потомок великанов-Рефаимов в Ветхом Завете. Этакое олицетворение сил зла.

Зло не дремлет. Хотя на самом деле работы Микеланджело всегда были окружены атмосферой тайны, мистики и скандала.

Так фрески "Страшного суда" в Сикстинской Капелле показались Папе Павлу III чересчур раздетыми. А ежели учесть, что живопись маэстро носит на себе явный скульптурный отпечаток, то понтифика вполне можно понять: с потолка на человека, который в Капеллу приходил не как вмузей, а на мессу, просто-таки обрушивается поток телесности. Натурализм более чем явный!

Сейчас бы наверняка строптивый флорентинец угодил бы под закон о пропаганде порнографии. Хотя справедливости ради стоит сказать, что Микеланджело далеко до фресок Джулио Романо!

Но вернемся во Флоренцию на пятьсот лет назад, во времена Донателло. Казалось бы, после Давида Донателло трудно себе вообразить что-то более прекрасное. Но его Давид после боя с Голиафом получился женщиной, в крайнем случае - андрогином. Во всяком случае его прекраснозадая пятая точка - не мужская.

630 300
wikimedia.org 

И все же Микеланджело решился: скульптура была заказана мастеру в 1501 году гильдией торговцев шерстью, он работал над ней 2 года. И его мраморный Давид перед боем с Голиафом из цельного куска каррарского мрамора впервые предстал очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504 года!

И еще одна загадка: перевозкой гигантской статуи на место, выбранное ее создателем, руководил Леонардо да Винчи! Почему именно он? Леонардо – соперник и заклятый недоброжелатель Микеланджело!

Глыба, почти сорок лет пролежавшая во внутреннем дворе Флорентийского собора, превратилась в шедевр. Но, даже завершив скульптуру, он еще несколько месяцев занимался обработкой и полировкой мрамора, прежде чем его Давид - мужественный, а не бабообразный - вышел в люди.

 

630 300
wikimedia.org 

Так было и с Пьетой. Уже после того, как ее милостиво приняла высокая комиссия во главе с Папой, маэстро долго не мог успокоиться, и шлифовал мрамор!

После открытия статуя Давида провела около трех столетий под открытым небом на площади Синьории. XIX век нанес памятнику еще больший урон. Словом, в 1910 году Давид прошествовал в главный холл Академии художеств. А его место на площади Синьории заняла копия.

Так что правильный ответ на вопрос о местонахождении Давида - Академия художеств во Флоренции. А в музее Изобразительных искусств стоит слепок.

Давид Микеланджело – самый героический образ не только в искусстве Возрождения, но, возможно, и во всей истории мирового искусства, однако спор о его местонахождении начался еще до того, как резец последний раз коснулся куска мрамора.

Давид для флорентийцев стал символом свободы, напоминанием правителям, "сколь они должны быть мужественны и справедливы", как писал Вазари. Титанизм героя, его совершенная красота одухотворены грозной силой духа, огненным, устрашающим темпераментом, который итальянцы определили понятием "террибилита".

Но символ двоякий. Свобода и героизм у каждого свои. У попов одни. И поэтому поначалу его хотели установить возле Флорентийского собора. Но потом, после того, как художники Флоренции во главе с Боттичелли чуть было не устроили по этому вопросу свару, Давид занял свое место у Административного здания. Гражданская доблесть взяла верх у библейского мифа. И получился образ мачо на все времена.

Ну, скажите, разве он не прекрасен?
 
Игорь Михайлов
Журнал superstyle.com

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments