lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ФРИЦ ДИЦ: ОБРЕЧЕННЫЙ ИГРАТЬ ГИТЛЕРА?

138847_medium (440x275, 49Kb)

Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда – и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был фильм 1939 года, Чаплин сам писал, что «Гитлер должен был быть высмеян». И только много позже он признался: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

Но в 39 году мало кто еще это знал или хотел знать. Тем не менее Гитлер Чаплина остается гениальным воплощением антигероя в жанре обличительной комедии. Но были страны, которым было не до комедий. А образ одного из главных антигероев 20 века (да и всей истории человечества, чего уж там) нуждался в иных воплощениях.

В этом отношении хотелось бы вспомнить Фрица Дица – человека, которого мы все «знаем». Знаем по фильмам, в которых ему приходилось играть одну и ту же роль. Хотя часто и без большого на то желания. Понятно, что грандиозные фильмы-эпопеи о войне могли снимать только в СССР. Требовался и «свой Гитлер», им стал немец Фриц Диц. А ведь еще и имя-то какое – Фриц. Однако и немец немцу – рознь, даже в страшные 30-е и 40-е.

 

138676 (163x240, 20Kb)

Фриц Диц (27 февраля 1901 – 19 октября 1979) и родился, и умер в родной Германии. Правда, часть жизни ему пришлось прожить в эмиграции, в Швейцарии. Всю жизнь он исповедовал левые взгляды. Что, впрочем, тоже совершенно понятно – семья была бедная, мать одна растила троих детей, и с 9 лет ему уже приходилось подрабатывать, чтобы помочь семье: он продавал газеты, подавал мячики на теннисных кортах, выучился на электрика.

Но уже в ранней юности Диц начал учиться театральному мастерству, затем стал играть в разнообразных спектаклях. Сначала – в кабаре, потом серьезные роли в театре. И уже в кабаре Диц впервые начал пародировать Гитлера. Он наклеивал усики, выходил на сцену, взмахивал рукой в известном жесте, все дружно вставали, реагировали хором такой же известной репликой, а он говорил: «Вот на такую высоту прыгает моя собака!» В кабаре ходили иностранные дипломаты и журналисты, все были довольны, в том числе и власти (а у нас и демократия есть, видели?).

Но Диц тогда же вступил в КПГ. Кто бы как ни относился к коммунистической идеологии, нельзя не признать, что не было тогда другой силы в Германии, кроме левых, которая была бы способна хоть как-то противостоять начинающемуся безумию. Не было и быть не могло. Именно поэтому в январе 1933 года партия была запрещена. Случилось это сразу после поджога Рейхстага, многие активисты были репрессированы.

К самому же Дицу на второй день после поджога пришли с обыском из Гестапо, а затем его уволили с работы. В концлагерь были отправлены его родственники и друзья. Диц с женой успели уехать в «вечно нейтральную» Швейцарию.

Нужно сказать, что независимо от убеждений многим представителям немецкой интеллигенции пришлось делать свой выбор. И не надо думать, что это был легкий выбор или не было трудностей. Особенно после того, как во всей Европе разразилась Вторая мировая. А тем деятелям культуры, которые остались, пришлось потом проходить процесс денацификации, и там тоже далеко не у всех было благополучно.

В Швейцарии Фриц Диц играл в театре, там же дебютировал в качестве режиссера. Одновременно они с женой создали комитет движения «Свободная Германия». После войны семья вернулась на родину, в Восточную Германию, вскоре ставшую ГДР. Фриц Диц опять работает – актером, главным режиссером театра.

Сразу же он начинает сниматься в советских фильмах, а с середины 60-х – по большей части в советских фильмах о войне в роли человека, против которого реально боролся всю первую половину жизни. Впрочем, и эти фильмы – тоже вид борьбы.

Статья о киноэпопее «Освобождение» описывает историю, как Диц долго отказывался от роли и потребовалось вмешательство на уровне руководителей государств. Это тоже объяснимо: настоящие актеры не любят находиться в одном амплуа, а тут одна роль, да еще и какая. Сам он говорил, что эта неблагодарная роль просто преследует его всю жизнь.

Был еще только один актер, который часто (9 раз) исполнял эту незавидную роль – американец Бобби Уотсон (Bobby Watson). Но фильмы с его участием выходили большей частью в военное и раннее послевоенное время в США. И я не нашла материалов о том, как сам Уотсон относился к этой работе.

Но вспомним другой, многими любимый фильм «Семнадцать мгновений весны». Юрий Визбор, сыгравший роль Бормана, вспоминал, что в сцене с Гитлером в бункере многим стало не по себе – настолько удалось Дицу войти в свой «надоевший образ» во всём его ужасе, чудовищности и при этом обыденности.

Фриц Диц так и считается лучшим исполнителем роли Гитлера, хотя очевидно, что семикратное появление на экране в этой роли в разных картинах вряд ли доставляло ему такое уж большое творческое удовлетворение. Цельная личность, цельный характер. Далеко не всегда, когда читаешь или пишешь чью-то биографию, понимаешь, что человек родился в свое время и был на своем месте.

Сам он не считал, что его предназначение – бесконечно играть Гитлера (к тому же были роли классического репертуара и в театре), но кинозрителю он определенно донес все, что хотел выразить и к чему всей своей жизнью имел самое непосредственное отношение. Когда-нибудь еще будут и «другие гитлеры», я надеюсь, только в кино.

Автор: Галя Константинова 
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-72266/
© Shkolazhizni.ru

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments