СИД ЧАРИСС
Сид Чарисс (Cyd Charisse)
8 марта 1922 - 17 июня 2008
Занимавшаяся с юности балетом, Сид Чарисс стала одной из самых ярких кинозвезд середины 20-го века. Она сыграла более чем в пятидесяти лентах, но главным жанром в кино для актрисы стали мюзиклы. Ее партнерами по съемочной площадке были выдающиеся артисты Фред Астэр и Джин Келли.
Сид Чарисс, урождённая Тула Эллис Финкли, родилась в городе Амарило, штат Техас, США, 8 марта 1922 года в баптистской семье Лелы (в девичестве Норвуд) и Эрнеста Эноса Финкли старшего, который был ювелиром. Псевдоним «Сид» был взят из ее детства, когда её маленький брат пытался выговорить такое трудное слово для малыша, как «сестра» и звал ее «сид». (Позднее этим воспользовались на MGM, оставив ей имя «Сид», чтобы придать ей таинственности). Она была болезненной девочкой, которая начала посещать уроки танцев в шесть лет, чтобы набрать силы и подняться после перенесенного полиомиелита. Болезнь, не только не помешала Чарисс, но и послужила отправной точкой, чтобы сделаться знаменитой танцовщицей. А еще к счастью её отец был «скрытым» балетоманом, и поощрял свою дочь посещать уроки балета, завуалировав все медицинскими причинами.
В 12 лет девочка начала учиться в Лос-Анджелесе в балетной школе с Адольфом Болмом (русский и американский балетный танцор и хореограф, скандинавского происхождения-прим.) и Брониславой Нижинской (русская танцовщица, хореограф и преподавательница польского происхождения-прим.), а в 13 лет она присоединилась к труппе русского балета. Чарисс выступала в балете Ballet Russe de Monte Carlo, как Фелия Сидорова, впоследствии сменила псевдоним на Марию Истомину (балет-то был русским, ну или позиционировался как русский).
В дальнейшем, ей не раз приходилось играть русских: в одном из первых своих фильмов, у Майкла Кертиса в «Миссии в Москву» (Mission to Moscow, 1943) она была Галиной Улановой, Ниночкой - в «Шелковых чулках» (Silk Stockings, 1957) парафразе знаменитого фильма с Гретой Гарбо, в 1992-м, уже на Бродвее - играла роль стареющей балерины в «Гранд Отеле». А тогда в возрасте 14 лет она гастролировала с труппой по США и Европе.
В отличие от многих лучших танцовщиц в эпоху киномюзиклов, она получила классическое балетное образование в русской традиции. Директор балетной труппы Ballet Russe, полковник В. де Бэзил посетил школу и увидел ее танец. Он пригласил ее присоединиться к его компании, и она гастролировала в составе его труппы. В 1939 году, когда она была во Франции на гастролях с балетной труппой, она и Нико Чарисс сбежали (она была несовершеннолетней), чтобы пожениться. Они познакомились еще в балетной школе Лос-Анджелесе, где Нико, красивый молодой танцовщик, какое-то время обучался. И вот судьба пересекла их пути на гастролях во Франции. Они поженились в Париже в 1939 году, когда она была еще подростком.
Во время Второй Мировой войны труппа прекратила свое существование, а Тула Эллис вышла замуж и сменила имя на Сид Чарисс - окончательном варианте имени, с которым и вошла в историю.
После распада труппы семья Чарисс возвратились в Лос-Анджелес, Дэвид Личайн предложил ей роль Лили Норвуд в кино, в которой было необходимо обладать танцевальными навыками, в постановке режиссера Грегори Ратоффа «Есть о чем кричать» (Something to Shout About, 1943). В том же году она сыграла русскую танцовщицу в фильме «Миссия в Москву» (1943), режиссера Майкла Кертиса, о чем уже говорилось выше.
В 1945 году она была нанята, чтобы танцевать с Фредом Астэром в фильме «Безумства Зигфилда» (Ziegfeld Follies, производство 1944 года, но выпущен в 1946), у неё был первый сольный танец и, хотя в титрах она не указана, но это послужило поводом для заключения семилетнего контракта с MGM. Маленькая роль привлекла к ней внимание балетмейстера Роберта Алтона - кто также обнаружил Джина Келли - и скоро она присоединилась к Freed Unit в MGM. Так она стала вскоре ведущей балериной MGM.
Длинноногая танцовщица из Техаса сыграла во многих кинофильмах, но известность пришла к ней в 1940-50-е годы.
Её следующее появление с Астэром было уже в главной женской роли в «Театральном вагоне» (The Band Wagon, 1952), где она танцевала с Астэром в запоминающемся номере «Танец в темноте» и номере «Girl Hunt Ballet».
Другая ранняя роль поставила ее в партнерши Джуди Гарлэнд, в 1946, когда снимали «Девушки Харви» (The Harvey Girls).
Все-таки ее заметили и о ней говорили.
Темноволосую и красивую танцовщицу первоначально выставляли в роли этнических красоток.
Конечно, бесспорно, она была талантливой, но ей сказочно повезло: у нее были партнеры мечты - Фред Астэр и Джин Келли. Далее один мюзикл следует за другим. Но на звездный небосклон ее вывел феерический фильм «Поющие под дождем» (Singin' in the Rain, 1952) - фильм, счастливый для всех, кто принял в нем участие. И как актрисе и как танцовщице, воспитанной в традициях русской балетной школы, настоящую популярность принесла роль именно в этом фильме, вышедшем в 1952 году, где она пела и танцевала вместе с Джином Келли. Поскольку Дебби Рейнолдс не была танцовщицей, Джин Келли выбрал Чарисс, чтобы она была его партнершей в знаменитом «бродвейском номере» - финальном балете фильма «Поющие под дождем».
Она с ним еще не раз снималась в фильмах: «Бригадун» (Brigadoon, 1954) на шотландскую тему и «Всегда хорошая погода» (It's Always Fair Weather, 1955), её предпоследняя роль на MGM.
На самом деле у неё были бы еще 2 замечательных фильма в её фильмографии, но тут вмешалась судьба-злодейка. Она потеряла роли в двух крупнейших мюзиклах MGM. Первую роль она потеряла, когда упала и повредила колено в танцевальном прыжке на съемках фильма и травма заставила уйти ее из роли Надин Хейл в «Пасхальном параде» (Easter Parade, 1948) с Фредом Астэром. Её заменила Энн Миллер. А во второй раз она также должна была отказаться от ведущей роли в фильме с Джином Келли «Американец в Париже» (An American in Paris, 1951) в связи с беременностью. Лесли Карон взяла на себя эту роль и стала звездой.
Затем в 1957 году на экранах появилась картина «Шелковые чулки», где партнером Чарисс опять был Фред Астэр.
А вообще в ее фильмографии более 50 ролей.
В своих мемуарах 1959 года «Шаги во времени», Астэр воздал должное Чарисс, назвав ее «красивым динамитом» и писал: «Эта Сид, когда вы танцевали с ней - вы именно танцевали».
Супруг актрисы всегда точно знал, с кем работает Сид на съемочной площадке. «Если у меня были синяки - это был физически требовательный Джин Келли», - говорила Чарисс: «когда на мне не было и царапины - это был мягкий и проворный Фред Астэр».
У нее была немного необычная серьезная действующая роль в «Девичнике» (Party Girl, 1958), где она играла актрису, которая была связана с гангстерами и нечестным адвокатом, хотя она исполнила и два танцевальных номера.
Что касается личной жизни, то Сид Чарисс с 1939 по 1947 год была замужем за владельцем лос-анджелесской танцевальной студии Нико Чариссом (март 1906 - апрель 1970), с которым она станцевала в фильме «Rumba Serenade» (1941).
После развода она оставила себе фамилию первого мужа. В 1948 году она вышла замуж за голливудского певца и актера португало-еврейского происхождения Тони Мартина. Брак продержался 60 лет, вплоть до смерти актрисы в 2008, и оказался счастливым.
Есть сведения, что в 1952 году ноги Сид Чаррис были застрахованы на 5 миллионов долларов. По данным Книги рекордов Гиннеса это была самая высокая страховка тех лет, о чем было напечатано в 2001 году в Книге рекордов Гиннеса в разделе «Самое ценное: ноги».
В своей автобиографии Чарисс размышляла над ее опытом с Астэром и Келли: «Как одна из горстки девочек, которые работали с обоими этими гениями от танца, я думаю, что могу дать честное сравнение. По моему мнению, Келли - более изобретательный хореограф из двух. Астэр, с помощью Гермеса Пэна (американский хореограф-прим.), создает невероятные номера - для себя и его партнера или партнерши. Но Келли может создать весь номер для кого-то еще... Я думаю, однако, что координация Астэра лучше, чем... чувство ритма Келли, как ни странно. Келли, с другой стороны, является более сильными из двух. Когда он поднимает Вас, он поднимает Вас! ... Чтобы подвести итог всего, я сказала бы, что они были двумя величайшими личностями танца, которые были когда-либо на экране. Но это походит на сравнение яблок и апельсинов. Они оба восхитительны».
Она была так же приглашена на главную роль в фильм Джо Стоктона «Забавная мордашка» (Funny Face, 1957), но отказалась. Роль в конечном итоге играет Одри Хепберн.
К концу 1950-х эра киномюзиклов завершилась и Сид Чарисс перестала танцевать на экране, но продолжала спорадически появляться в кино и на телевизионном производстве с 1960 по 1990 гг. Она появлялась на телевидении и выступала в ночных клубах в ревю с ее вторым мужем, певцом Тони Мартином. Они стали очень популярной песенно-танцевальной парой, как на экране телевидения, так и в ночных клубах / кабаре, после своего расцвета в кино.
В следующие 30 лет актриса изредка снималась в драматических картинах и появлялась на телевидении.
Сид, пожалуй, одна из немногих, если не единственная, прима балерина с мировым именем, которая снимется в популярном музыкальном видео хип-хопе. Она сделала миниатюрные появления в музыкальном клипе поп группы «Blue Mercedes» в песне «I Want to Be Your Property» (1987) и у Джанет Джексон в «Alright» (1990).
В 1990, после подобных шагов коллег по MGM Дебби Рейнолдс и Анджелы Лэнсбери, Чарисс сняла видео с комплексом упражнений «Easy Energy Shape Up», предназначенных для активных пенсионеров.
Сид Чарисс сделала свой бродвейский дебют в 1992 году в музыкальной версии «Гранд Отеля» в роли стареющей балерины Елизаветы Грушницкой. Поразительно, ей было 70 лет, когда она сделала свой бродвейский дебют и, пожалуй, это единственный прецедент.
16 июня 2008 года Чарисс поступила в клинику Cedars-Sinai Medical Center в Лос-Анджелесе, Калифорния, после сильного сердечного приступа. Она умерла на следующий день, в возрасте 86 лет. Как сообщил агент актрисы Джин Швам, актриса скончалась в понедельник в медицинском центре Cedars-Sinai, по всей видимости, от сердечного приступа.
Сид Чарисс имеет звезду на Аллее славы в Голливуде.
Одна из немногих актрис, что танцевали с двумя великими танцорами Фредом Астэром и Джином Келли в кино.
О Фреде Астэре: я могу смотреть Астэра в любое время. Я не думаю, что он когда-либо сделал неверный шаг. Он был перфекционистом. Он будет работать над несколькими движениями танца в течение нескольких часов, пока не станет так, как он хотел. Джин был таким же. Они оба хотели совершенства, даже если они были абсолютно разными личностями.
О Фреде Астэре и Джине Келли: Фред никогда не мог делать прыжки, которые выполнял Джин и никогда не хотел. Я бы сказала, они были двумя величайшими личностями танца, которые были когда-либо на экране. Каждый из них имеет свой неповторимый стиль. Каждому из них работа в радость. Но это все равно, что сравнивать яблоки и апельсины. Они оба деликатесы.
Объясняя, почему она никогда не выполняла номера в степе: Я становилась, как балерина, и я не привыкла стучать по полу с согнутыми коленями.
О цензуре: Цензоры всегда были там, когда я была на съемочной площадке. Когда я была задержана в лифте (в фильме «Глубоко в моем сердце» (Deep in My Heart, 1954), они были на лестницах, чтобы видеть, надлежащим ли образом я была закрыта. (К сведению: при введении в фильм, рассматриваемый танцор должен быть должным образом одет всегда, и сцены не должны содержать наготы, ни предлагать любое неподходящее поведение - из правил).
Снова о Фреде Астэре: Фред двигался как стекло. Физически с ним было легко танцевать. От меня не требовалась такая же живость и сила.
Если бы мне пришлось выбирать между актерством или танцами, я предпочла бы сохранить танцы.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru