Беата Тышкевич родилась 14 августа 1938 года в столичном польском городе – Варшаве. Она – потомственная графиня, родословные корни которой по отцовской линии брали начало в XV веке. К началу ХХ века Тышкевичи считались одними из самых богатых людей Польши, им принадлежали изысканные дворцы в Варшаве и Вилянуве. Не менее именитыми были предки Беаты Тышкевич и по материнской линии: Барбара Рехович – родом из великих князей Потоцких.
В 30-е годы родители Беаты Тышкевич познакомились, когда учились в краковском Ягеллонском университете. Первые годы жизни девочки прошли в бывшей королевской резиденции, роскошном Королевском дворце в Вилянове, среди старинной мебели, гобеленов и драгоценных ковров. А потом грянула Вторая мировая война…
После Варшавского восстания Беату с братом на время приютили у себя во дворце князь Радзивилл и княгиня Изабелла. Здесь впоследствии детей разыскала мать и увезла их в Краков, сначала война забросила всех в лагерь беженцев в Прушкове, затем девочка попала в женский монастырь в Милянувке. Беата начала учиться в интернате при монастыре, собираясь стать сестрой милосердия.
После окончания войны Беата с братом и мамой возвратились в Варшаву. Отец же, воевавший в армии Андерса, остался в Англии и к семье уже не вернулся. Как и все дети военных лет, девочка знала и голод, и нужду, и обноски. Возвратившись в Варшаву, семья поселилась в двенадцатиметровой комнатке без ванны, без отопления.
В Варшаве девушка поступила в спецшколу имени Н. Жмиховской, прославившуюся высоким уровнем классического образования, знатные и состоятельные люди Польши традиционно направляли туда своих детей. Поначалу Беата Тышкевич и не помышляла стать актрисой. Кино ворвалось в ее жизнь стремительно и неожиданно: в школе ее нашел Павел Коморовский, в то время работавший ассистентом режиссера Антония Богздевича на съемках фильма "Месть" по одноименной пьесе польского драматурга А.Фредро. Юную, неопытную девушку, которую он искал на роль главной героини Клары, он увидел в лице Беаты Тышкевич. Антониу Богздевичу выбор понравился.
В сентябре 1957 года картина вышла на экраны Польши. И хотя лента не стала большим кинособытием, на начинающую же актрису внимание обратили и зрители, и режиссеры, а критики единодушно признали дебют Беаты Тышкевич удачным.
Киноработа в фильме "Месть" круто изменила жизнь Беаты Тышкевич. Под влиянием Антония Богздевича девушка поступила в Государственную высшую театральную школу в Варшаве. Проучившись всего лишь год, молодая талантливая актриса начала работать на телевидении ассистентом режиссера, параллельно стала ведущей программы "Разговор о книгах" и тележурнала "Не только для женщин". Не заставили себя ждать и предложения от кинорежиссеров.
Начало кинокарьеры Беаты Тышкевич совпало со временем становления нового польского кино. С 1959 по 1963 год актриса снялась в целом ряде картин молодых режиссеров, оставаясь, тем не менее, в тени других польских актрис. Среди лучших ролей молодой актрисы - обворожительная Стася в военной драме Анджея Вайды "Самсон", темпераментная Магда в фильме Яна Рыбковского "Сегодня ночью погибнет город", Катаржина в драме "День поминовения усопших", обаятельная Зуза в драме "Черные крылья".
Драма Александра Форда и Анджея Закревски "Первый день свободы" принесла актрисе первый большой киноуспех, в ней Беата Тышкевич правдиво сыграла молодую немку Ингу Роде, изнасилованную после капитуляции Третьего рейха иностранными рабочими. В том же 1964 году Беата Тышкевич снялась и в главной роли агента иностранной разведки, радистки Марии Полинской в знаменитом шпионском триллере Яна Баторы "Встреча со шпионом", лидере проката всех европейских соцстран. В СССР небывалый киноуспех подвинул на создание аналогичной картины в 1965 году, на "Мосфильме" вышел приключенческий фильм Анатолия Бобровского "Человек без паспорта" с именитым Владимиром Заманским в главной роли.
Яркая внешность, природный аристократизм, проявлявшийся и в благородной осанке, и в умении по-королевски носить как дорогие, так и скромные вещи, притягивал к актрисе создателей исторических картинах. Вторая половина 1960-х годов стала поистине расцветом творчества Беаты Тышкевич. Актриса с блеском сыграла Донну Ребекки в романтической драме Войцеха Хаса "Рукопись, найденная в Сарагосcе", Марию Валевскую в исторической комедии Л. Бучковского "Марыся и Наполеон", принцессу Элжбетты в драме Анджея Вайды "Пепел", снятую по одноименному роману польского классика Стефана Жеромского. Фильм вызвал широкий резонанс, о нем писали и спорили критики, политики, историки, режиссеры. Беата Тышкевич профессионально исполнила роль польской аристократки Изабеллы Ленцкую в замечательной экранизации романа Болеслава Пруса "Кукла".
Популярность актрисы перешагнула за рамки польского кино, Беату Тышкевич называли "звездой постановочных и костюмных фильмов", сравнивали с Картин Денев и Софи Лорен. Актриса однозначно обладала исключительным даром, отличающим великих звезд, выдающихся актрис, таких как Роми Шнайдер, Анни Жирардо, Фей Данауэй. Она обладала особым магнетизмом, способностью создать в кадре исключительно интимную атмосферу, воздействовать непосредственно на зрителя. Каждый жест Беаты Тышкевич на экране был точен и закончен, ни одно слово никогда не прозвучало впустую.
Созданные Беатой Тышкевич женские кинообразы - мечта каждого мужчины: в них соединялись женственность и деликатность со зрелым эротизмом, они были опытны, справедливы в оценках, способны прощать. Благодаря быстро растущей популярности на Беату Тышкевич обратили внимание и иностранные режиссеры. Впервые за рубежом она снялась в 1966 году, сыграв главную роль в фильме бельгийского режиссера А. Дельво "Человек с обритой головой". Яркий кинослед актриса оставила и в российском кинематографе. Именно Беата Тышкевич стала первой ласточкой среди польских актрис в советско-российском кино.
В 1968 году Андрон Михалков-Кончаловский пригласил Беату Тышкевич в свою картину "Дворянское гнездо" по одноименному роману И.С. Тургенева сыграть Варвару Лаврецкую. Гениальный режиссер не ошибся в своем выборе. Беате Тышкевич, обладающей природным аристократизмом, помноженным на великолепное актерское мастерство, удалось на экране без проблем создать образ обольстительной красавицы-дворянки по происхождению, кокетки по темпераменту. Роль Варвары Лаврецкой стала одной из лучших работ актрисы на экране: "Варвару Павловну Лаврецкую в "Дворянском гнезде" я считаю одной из лучших моих ролей. Живой, полнокровный образ, первая любовь героя, впоследствии принесшая ему горькое разочарование. О такой роли мечтает каждая актриса".
Единственным сложным киномоментом на съемках фильма стали "слезы" актрисы. Беате Тышкевич по сценарию необходимо было заплакать, но у нее ничего не получалось. А Кончаловскому позарез нужны были "слезы", он и решился на крайнюю меру. Режиссер просто выгнал всех с площадки, дождался, и как размахнется, как даст актрисе по щеке!.. Результат превзошел ожидания: тут же слезы брызнули из глаз. Тышкевич понимала, конечно, зачем он это сделал, но все равно две недели не могла прийти в себя от возмущения: "Только увижу его на "Мосфильме" - и сразу в слезы. Он меня на всю жизнь плакать научил".
Андрон Михалков-Кончаловский познакомил Беату Тышкевич с семейством Михалковых: "Душой дома, была Наталья Петровна - мать Андрона и Никиты, одна из интереснейших женщин, когда-либо мной встреченных. Мы так сблизились, что долгое время я обращалась к ней "мама". Роскошный туалет моей героини в "Дворянском гнезде" украшали настоящие драгоценности, принадлежавшие Наталье Петровне".
После съемок "Дворянского гнезда" актриса много снималась за пределами Польши – в Венгрии, Болгарии, ГДР. В польско-французском телесериале В. Солажа "Великая любовь Бальзака" Беата Тышкевич блеснула в роли Эвелины Ганской, в комедии венгерского режиссера Ференца Кардоса "Сумасшедшая ночь" снялась в роли кассирши Пири. В драме соотечественника Тамаша Бановича "Счастливая венгерская комедия" Беата Тышкевич сыграла темпераментную Анну, а в фильме немецкого режиссера Зигфрида Кюна "Родственные натуры" по роману Гете создала образ очаровательной Шарлотты.
Конец 1970-х годов стал для Беаты Тышкевич переломным периодом. Актриса снималась значительно меньше, перешла к возрастным и "уравновешенным" героиням. В это время Тышкевич успешно сыграла в нескольких французских фильмах, наиболее известным из которых стала мелодрама К.Лелюша "Эдит и Марсель" с ролью уравновешенной мамы Марло.
С середины 1980-х годов Беата Тышкевич вновь активно стала работать в польском кино. Правда, актрисе режиссеры чаще предлагали роли второго плана, что с лихвой компенсировалось популярностью кинолент: 1984 году она сыграла Берну в фантастической комедии Юлиуша Махульского "Сексмиссия", на российском экране который вышел под названием "Новые амазонки" и имел оглушительный успех. Не менее популярны были и другие ленты Юлиуша Махульского с участием Беаты Тышкевич: приключенческий фильм "Ва-Банк-2", в нем актриса сыграла роль Графини и фантастическая комедия "Кингсайз", роль - Леди.
Актриса порадовала российских зрителей, снявшись в политическом детективе Игоря Гостева "Европейская история" и в совместной российско-польской приключенческой ленте "Прекрасная незнакомка" по мотивам рассказа Алексея Толстого "Возмездие". В конце 1990-х годов Беата Тышкевич профессионально сыграла Алису, подругу главной героини в сериале Игоря Масленникова "Что сказал покойник". Сотрудничество с российским кинематографом Беата Тышкевич продолжила и в новом веке: в 2001 году она снялась в роли Гролинской в военном фильме гениального режиссера Пташука "В августе 44-го".
Беата Тышкевич всегда была востребована кинематографом: "Я не прекращаю работать, мне это не надоедает, и надеюсь, что и я не надоела, несмотря на свои сто с лишним ролей. Работать - это далеко не всегда делать то, что тебе нравится. Вот к этому точно нужно быть готовой. Позволить себе заниматься одними лишь приятными вещами может только лентяй. Потому что приятных вещей не так уж и много, обыденных гораздо больше. Не буду делать вид, что горю желанием сниматься в кино точно так же, как сорок лет назад. Всякое бывает: нет сил, неохота, сценарий не очень… Но отказываться как-то не получается..."
Актриса сыграла небольшие роли в популярном польском телесериале "В горе, и в радости", в сериалах "Плебания" и "Магда М."
Наряду с актерской деятельностью Тышкевич занималась общественной деятельностью. Она - президент Фонда польской культуры. Беата Тышкевич активно поддерживает творчество молодых артистов, представляет Польшу на многих зарубежных форумах.
С режиссером Анджеем Вайдой Беата Тышкевич была знакома еще с начала 60-х, когда она снялась в его картине "Самсон". Творческое сотрудничество переросло в любовь. Несколько лет Беата и Анджей жили в гражданском браке. Они были весьма популярной в Польше звездной парой, но окончательное решение связать себя узами брака Тышкевич и Вайда приняли лишь в 1967 году, когда у них родилась дочь Каролина. Для Беаты это был первый брак, а для Анджея – третий. Актриса попросту была не готова к этому браку. Она разделяла Анджея - режиссера и человека. Она просто не дозрела до супружества - договора обоюдной ответственности, взаимоотдачи и верности, обязательств на долгую жизнь…
Прожив пять лет вместе и имея потрясающий дом, друзей, славу, изумительную дочку, Беата Тышкевич и Анджей Вайда расстались. Для мамы актрисы, друзей и коллег - этот развод был глубочайшим шоком!
После развода с Вайдой Беата Тышкевич круто изменила всю свою жизнь. Чтобы заработать деньги, актрисе пришлось ездить с бесконечными гастролями по всей стране. От депрессии ее спасла не только работа, но и новое увлечение. Появился "милый, обаятельный, постоянно улыбающийся, с букетиком чудесных фиалок в руках, который любит и умеет справиться с домом и жизнью гораздо лучше, чем кто-либо, молодой красивый режиссер Виткем Ожеховским, у него Беата Тышкевич снималась в дипломной ленте "Вино для мессы". Витек и стал ее вторым мужем, переехал к ним в дом, занялся хозяйством, воспитанием дочки. И все же: "Мой второй брак с Виткем Ожеховским был случайным, не настоящим и не стоит долгих разговоров. У нас был совершенно разный подход к жизни. И однажды я просто не захотела его больше видеть", - призналась после очередного развода Беата Тышкевич.
Лишь только Беата Тышкевич покинула своего второго мужа, как ее вновь настигла любовь. Любовь ее юности, первая любовь с архитектором Яцеком Падлевским. Семнадцатилетние, они когда-то писали друг другу нежные письма, проводили вместе время и собирались пожениться, но жизнь разбросала их. Очередной встречи пришлось ждать всего-то двадцать лет…
Самое большое счастье Беаты Тышкевич – это ее "девочки". Старшая дочь Каролина, от брака с Анджеем Вайдой, юрист по образованию снималась в кино и рекламе, работала ассистентом режиссера у своего отца. Младшая - Виктория Подлевская, стала заниматься танцами, пением, актерским мастерством. С Падлевским, как и с Вайдой, Беата сохранила хорошие отношения и после развода. "Если ты перестаешь быть женой, это не значит, что твои дети должны остаться без отца. Никогда нельзя вставать между родными людьми. У моих дочерей хорошие отношения с их отцами, дедушками и бабушками. И есть в этом и моя заслуга. Я знаю, что мужчинам, не имеющим возможности воспитывать своих детей, очень важны их внимание, нежность, забота. И мои дочки никогда не забывали поздравить своих отцов с именинами. Они убеждены, что у них лучшие отцы на свете", - говорит она.
В начале 1990-х на приеме в Варшаве генерал Ярузельский представил Беату Тышкевич Михаилу Горбачеву: "Это наша известная киноактриса!" Горбачев, обернувшись, улыбнулся: "Да? А мы были уверены, что наша…"
Беата Тышкевич – представитель династии Тышкевичей, основателем которой был маршал Польши Базиль Мишкович, взявший в жены богатую паненку из рода князей Чарторыйских. Герб Тышкевичей - на голубом и золотом поле расположен повернутый вверх полумесяц, над ним - золотая шестиконечная звезда, еще выше - павлиний хвост.
На съемках фильма "Дворянское гнездо" Беата Тышкевич получила пощечину от режиссера Андрона Михалкова-Кончаловского, по сценарию необходимо было заплакать, а у актрисы ничего не получалось… Результат превзошел ожидания!
Любвеобильный Андрон Кончаловский делал предложение Беате Тышкевич. Какое-то время они всерьез думали о женитьбе, но в силу разных причин их брак не состоялся.
В 2002 году Беата Тышкевич порадовала и театралов, хотя на сцене актриса появлялась всегда редко. На этот раз специально для нее Ханна Бакула поставила спектакль по письмам знаменитой поэтессы Агнешки Осецкой.
Автор – T@N@ S.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru