lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

ДОРОГИ ПОБЕДЫ. И СНОВА О ПЕСНЯХ

340 340
wikimedia.org 
"Если что не так — затевай войну, она всё спишет". Эта циничная фраза давно уже стала привычной в нынешнем лексиконе. "Война совсем не фейерверк", — откликается эхом бывший студент Литинститута, ушедший на фронт. Да, война — дело страшное и грязное, уже не говоря о потоках крови, но она же и высвечивает,кто есть кто на этом свете. А иногда из боли, грязи и крови рождаются истинные шедевры — что, впрочем, вовсе не значит, что так и должно быть. 

На безымянной высоте

...На дворе сентябрь 1943 года, место действия — высота недалеко от посёлка Рубежанка на границе Калужской и Смоленской областей. С одной стороны — 500 немецких солдат, танки, артиллерия и авиация, с другой — 18 солдат 718-го стрелкового полка под командованием Евгения Порошина. Бой, как всегда, неравен и, как всегда, жарок — и один из наших, Николай Годенкин, отвлекает огонь врага на себя, чтобы дать товарищам хотя бы небольшую передышку. Одна рука перебита, он держит автомат в правой руке, стреляя из него на ходу — и, падая, чтобы уже не подняться, делает ещё несколько шагов вперёд.

Историю боя за высоту поэт Михаил Матусовский услышал, работая в газете 2-го Белорусского фронта. "Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне всё это снова, когда в начале 1960-х годов режиссёр Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом “Тишина” по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева... И тогда я вспомнил этот бой".


Стихи сочинились довольно быстро, а вот за музыку пришлось побороться: три варианта мелодии были забракованы, и только четвёртая, родившаяся по дороге в тогда ещё город Ленина, оказалась той самой, единственной и неповторимой. Первый вариант песни, вошедший в фильм, исполнил артист Лев Барашков, а самую знаменитую версию — некогда легендарный Юрий Гуляев.



Уже в послевоенную пору на месте боя за высоту появился музей памяти павших бойцов, из которых в живых осталось лишь двое. "Внутри огромного холма — землянка в три наката, — пишет Матусовский, — Заходишь вовнутрь, и у вас возникает ощущение, что бойцы только покинули её. Нарубили лапник, повесили шинели и каски. В углу стоит телефонный аппарат. А на деревянной стене в металле вычеканены строки из нашей песни".

Дороги
 

630 300
wikimedia.org 

Как ни странно, эта песня тоже родилась отнюдь не в военные годы и была написана по заказу — для театрализованной программы "Весна победная" режиссёра Сергея Юткевича. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определённой сюжетной канвой, и их темы и даже характер были заранее намечены и оговорены.

"Тогда казалось, что всё, что можно было написать о войне, уже написано. И мы с Новиковым написали немало военных песен, — вспоминал поэт Лев Ошанин. — Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: “Под стук колес“, а в скобках стояло — “Солдаты едут на фронт”. Такой песни ещё не было".

Ни поэт, ни композитор, строго говоря, солдатами не были, но и корреспондентского опыта и памяти, виденных ими бомбёжек и боёв до последнего живого солдата, оказалось достаточно.

"Выстрел грянет,
Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит".

 

630 300
wikimedia.org 
Первым исполнителем новой песни стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелёв, а затем её подхватили Марк Бернес, Георгий Виноградов, Муслим Магомаев и многие другие, включая школьников — пели они, по словам композитора Анатолия Новикова, "необычно, "со слезой". А маршал Жуков назвал "Дороги" одной из трёх лучших песен войны.

Песенка фронтового шофёра

"Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой"
,

— писал ещё один поэт, в годы войны ставший корреспондентом. И, как оказалось, фронтовые дороги можно вспоминать не только с горечью и грустью, но и весело, даже лихо.

"Шли мы дни и ночи,
Было трудно очень,
Но баранку не бросал шофёр".

"Песенка фронтового шофёра" родилась в послевоенном 1947 году в популярном тогда радиообозрении "Клуб весёлых артистов". Её первым и самым известным исполнителем стал всё тот же Марк Бернес, вернувшийся к роли шофёра Минутки из фильма "Великий перелом" о Сталинградской битве. Роль его была эпизодической, в фильме этой песни не было, но как не воскресить полюбившегося многим героя?

Слова песни написали Борис Ласкин и Наум Лобковский, а музыку — композитор Борис Мокроусов: как и другие песни Бернеса, она мгновенно вошла в "золотой фонд" и, нет-нет, да и мелькнёт в телепрограммах, посвящённых празднику.

630 300
wikimedia.org 

Дорога на Берлин

И напоследок — ещё одна знаменитая вещь, написанная в том же 1943-м. Началась её история со стихотворения, написанного поэтом Евгением Долматовским в освобождённом от гитлеровцев Гомеле. Было в нём всего несколько строк, и называлось оно "Улицы-дороги".

"С боем взяли мы Орёл,
Город весь прошли,
Улицы последней
Название прочли:
Брянская улица на запад ведёт?
Значит — в Брянск дорога,
Значит — в Брянск дорога.
Вперёд!"
В остальных строфах этого стихотворения упоминались Брянск, Гомель и Минск.

Стихи были опубликованы во фронтовой газете "Красная Армия", отправлены композитору Марку Фрадкину, а от него попали в оркестр Утёсова, где к прежнему списку городов добавились новые, включая Варшаву и Берлин. Именно с таким вот довеском и новым названием — "Дорога на Берлин" — песня ушла в народ и в первые эпизоды всеми любимого фильма о капитане Жеглове. И, что характерно, сам Долматовский даже и не думал протестовать против народного творчества.
 
Сергей Князев
Журнал superstyle.ru

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments