Жанр:военный фильм
Широкоформатная киноэпопея по одноименному роману А. Чаковского, состоящая из 4 серий: «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан», «Ленинградский метроном», «Операция «Искра».
Фильм посвящен мужеству и стойкости, проявленным ленинградцами в трудные дни обороны и блокады Ленинграда.
В фильме снимались: Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Ирина Акулова, Лев Золотухин,Владислав Стржельчик, Александр Разин, Сергей Харченко, Даниил Сагал, Василий Минин, Валентин Абрамов, Анатолий Вербицкий, Михаил Ульянов, Роман Громадский, Константин Малахов, Станислав Фесюнов, Радий Афанасьев, Владимир Лидо, Юрий Куранин, Йонас Лалас, Юрий Алексеев, Олег Корчиков, Лев Лемке, Василий Корзун, Анатолий Алидин, Николай Федорцов, Николай Трофимов, Иван Краско, Николай Кузьмин, Станислав Станкевич, Юозас Будрайтис, Сергей Смеян, Борис Ситко, Владимир Зельдин, Александр Бершадский, Сергей Чернов, Алексей Преснецов, Игорь Комаров, Герберт Дмитриев, Герман Хованов, Олег Хроменков, Рудольф Челищев, Владимир Трещалов, Сергей Филиппов, Георгий Гегечкори, Данута Столярская, Виктор (Вилли) Бурхарт, Анатолий Шведерский
Режиссер: Михаил Ершов
Сценаристы: Арнольд Витоль, Александр Чаковский
Оператор: Анатолий Назаров
Композитор: Вениамин Баснер
Художник: Михаил Иванов
Премьера: 17 февраля 1975 (1,2 cерии), 24 апреля 1978 (3,4 серии)
Cерий: 4
Вокруг киноэпопеи «Блокада» до сих пор не утихают споры о том, насколько достоверно в ней отражена история осажденного Ленинграда.
Фильм по одноименной книге Александра ЧАКОВСКОГО снял фронтовик Михаил ЕРШОВ. Создание киноэпопеи было приурочено к 30- летию освобождения города. Работа над ней заняла около семи лет! К съемкам были привлечены лучшие актеры того времени: Юрий СОЛОМИН, Евгений ЛЕБЕДЕВ, Ирина АКУПОВА, Владислав СТРЖЕЛЬЧИК, Михаил УПЬЯНОВ, Николай ТРОФИМОВ, Роман ГРОМАДСКИЙ, Юозас БУДРАЙТИС, Сергей ФИЛИППОВ.
Киногруппе были созданы все условия, в квартире режиссера даже установили правительственную «вертушку». Но в таком пристальном внимании обкома партии, курировавшего съемки, были и свои минусы. Первый секретарь Григорий Романов лично отсматривал материал, и его мнение было решающим. Старожилы до сих пор вспоминают, как с самолетов разбрасывали листовки, призывавшие жителей принять участие в съемках фильма о блокаде. Откликнулись тысячи ленинградцев, считая это своим святым долгом.
Из к/ф «Блокада». Павел Кравецкий – Моя родимая земля
ВСПОМИНАЕТ КАСКАДЁР НИКОЛАЙ ВАЩИЛИН:
На Ленфильме начались грандиозные съёмки четырёхсерийной эпопеи «Блокада». Режиссёром был Михаил Ершов, на съёмках которого «На пути в Берлин» я чудом не угодил под танк. Постановщиком трюков был Александр Массарский. Массарский,наш бригадир или по умному «импрессарио», привёз нас на съёмки эпизода «бомбёжка поезда» и предупредил, что когда пиротехник Валеулов по прозвищу Дед, подожжёт вагон поезда, мы должны выпрыгнуть в окна вагона на насыпь.
Правда Массарский рассчитывал, что вагон будет гореть долго и нам хватит времени доехать до камеры метров шестьсот. Старшим в группе он назначил меня. Олег Василюк и Валера Белов с улыбкой меня спросили, можно ли прыгать без моей команды, если будет очень горячо. Никаких защитных костюмов на нас не было.
Когда лётчики на «мессерах» сделали пару пробных заходов над поездом, режиссер Ершов дал команду и поезд медленно поехал по направлению к кинокамере. Пиротехник Дед брызнул по углам вагона бензином и поджёг стену вагона окурком Беломора. Через три секунды вагон наполнился чёрным, едким угарным дымом, от которого можно было потерять сознание.
Двух других секунд хватило, чтобы весь вагон превратился в факел. Плохо различая просветы окон мы все бросились прыгать на насыпь под мой истошный крик «Пошёл». Насыпь была крутой и высокой. Скатившись вниз мы, оторопев, смотрели как догорает наш вагон, приближаясь к тому месту, где стояла камера. Когда остов обгоревшего вагона подъехал к камере, истошный крик киношников разнёсся по всей округе и висел над ней глухим воем.
Мы взобрались на насыпь и, махая руками, пробежали в сторону киногруппы. Веселье царило, как в день Победы. Массарский ходил перед режиссёром и невозмутимо объяснял, что пиротехник неверно рассчитал поджёг и его нужно уволить. А меня похлопал по плечу.
Ни Массарский, ни кто-либо еще ни в какой школе не проходили, как надо организовывать горение танкистов в танках, наезд трамвая на пляшущих фашистов, перевороты мотоциклов с солдатами вермахта, как спасать провалившиеся под лед полуторки с хлебом, драться в рукопашных схватках, взрывать плоты с солдатами и штурмовать обледенелый берег Невского пятачка.
Массарский не имел даже спортивного разряда по самбо. Всё это мы репетировали и пробовали в процессе съёмок, как в драмкружке.
А в одной из сцен дотла должна была сгореть Пулковская обсерватория. Построили декорацию в натуральную величину. Режиссер решил запалить сначала крышу, а потом поджечь здание снизу. Пиротехник Александр Яковлев вспоминает: «Я вползаю на самый верх декорации с ведром солярки и мотком пакли. Щедро поливаю. Крыша вспыхивает, я бегу обратно и тут вижу, что внизу уже полыхает.
Вот-вот начну плавиться, а на меня ползет пламя. У всех паника, ну я и прыгнул. Температура была такая, что метров на 25 не подойти к декорации, но ничего, не растаял, лишь в полете за долю секунды «исчез» толстый рукав ватника!» И все же главное внимание в фильме было уделено не боям и атакам, а подвигу ленинградцев. Не случайно в фильме более 50 минут экранного времени занимают документальные кадры, снятые во время блокады.
АРКИ ПОБЕДЫ
Фронтовик Владислав Стржельчик сыграл старого архитектора Федора Валицкого. «Мне очень близок, до боли сердечной понятен этот старик, умирающий голодной смертью в заледеневшей квартире. Умирает с угольником в руках, за несколько минут до смерти продолжая чертить арки Победы, через которые скоро пройдут советские воины победители. Какая вера у этого человека — в Победу, в народ, в свою Родину! Я очень люблю этого старика, очень…» — признавался актер.
ЖУКОВ НАВСЕГДА!
Интересно, что Михаил Ульянов сыграл Георгия Константиновича Жукова в кино более десяти раз: «Освобождение», «Битва за Москву». «Сталинград», «Война» и др. Но из всего «маршальского киноряда» актер всегда выделял созданный им образ Георгия Константиновича в «Блокада». «Пусть роль Жукова здесь невелика, но она очень емко сфокусирована на главном: стальной собренности и всесокрушающей воле полководце», — говорил актер. К сожалению, Жуков не дожил до выхода фильма на экраны страны — он умер в июне 1974-го.
ПЛОХОЙ ХОРОШИМ НЕМЕЦ
Юозас Будрайтис сыграл адъютанта Гитлера майора Данвица. «Мне казалось, что Данвиц не мог быть таким «мраморным» человеком, который ни о чем не размышляет. кроме «есть» и «слушаю». И в самом начале съемок я сыграл иначе, очеловечив моего героя. Автору эта трактовка понравилась и он решил переписать роль», — говорит актер.
Четырёхсерийный фильм «Блокада» современные кинокритики, рецензенты и просто авторы отзывов в Интернете часто упоминают рядом с другим фильмом — кинозпопеей «Освобождение» режиссера Юрия Озерова. Действительно, обе картины снимались примерно в одно время, с большим размахом («Блокаду» снимали около семи лет), и решали в общем одну идеологическую задачу: показать героизм советских людей в Великой Отечественной войне.
Но на выходе получились два совершенно разных кинематографических произведения. «Освобождение» — это тот героизм, каким ему надлежало быть в соответствии с мудрым руководством партии. Михаил Ершов в своей «Блокада», не уходя от идеологических установок своего времени, все-таки снял другое кино. Здесь показан не только героизм жителей и защитников блокадного Ленинграда, но и непомерно огромная цена, уплаченная за то, чтобы город выстоял и победил.
Главное внимание в фильме уделено не боям, атакам и контратакам, а повседневной войне (трудно назвать это жизнью) жителей осажденного города. Не случайно в художественном фильме «Блокада» более 50 минут экранного времени занимают документальные кадры — беспристрастные, порой жуткие свидетельства героической и блокадной драмы.
Возможно, именно из-за такого, как сказали бы сейчас, «креативного подхода», не очень вписывающиеся в традицию советского героического кино о войне, фильм не удостоился высших наград государства, не стал,как другие кинозпопеи, лауреатом ни ленинской, ни государственной премий. Всего лишь Премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980г.) и Золотая медаль имени А. Довженко (1979г.) -Александру Чаковскому, Арнольду Витолю (авторам сценария), Михаилу Ершову (режиссёру) — и всё.
Нетрудно заметить — награды чисто профессиональные, кинематографические, а не правительственные. В фильме есть сцена, которая одна, сама по себе может свидетельствовать о том, что «Блокада» — фильм большой художественной силы. Это когда немолодой рабочий Кировского завода Иван Королёв (актер Евгений Лебедев) приходит навестить отощавшего от голода товарища, тоже рабочего Василия Губарева (актер Сергей Филиппов).
Королёв предлагает Губареву выйти на работу и протягивает кусок хлеба — ту самую, знаменитую стограммовую блокадную , с отрубями, жмыхом и опилками, Снята и сыграна сцена так, что любые комментарии здесь бесполезны и бессмысленны, блокадная правда показана «вживую». Можно спорить о том, насколько правдивы в фильме образы Сталина, Жукова, Гитлера, но такую правду о подвиге простых ленинградцев сбросить со счетов нельзя
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Съёмки четырёхсерийного фильма продолжались семь лет.
52 минуты хроники сняты блокадными операторами, включая таких знаменитых, как Наум Голод, Роман Кармен, Ефим Учитель. Режиссёрское вмешательство в хронику минимально: её сопровождает записанная в наши дни шумовая фонограмма — скрип снега, звонок трамвая, треск пожаров, шаги патруля, гудок автомобиля и так далее.
Ленинградцы посчитали святым долгом участвовать в массовке, в кадрах где показано строительство укреплений на подступах к городу летом 1941 года,и как и 30 лет назад всё взрослое население Ленинграда рыло окопы.
При съёмках фильма сожгли последний имевшийся в СССР троллейбус ЯТБ-1.
В фильме показаны танки ИС-3 которые якобы строились на заводе им. Кирова, на самом деле на этом заводе строили и ремонтировали танки КВ и Т-34, а тяжелый танк ИС-3 начали производить только в конце войны в 1945 году, когда блокада Ленинграда давно была снята.
Лужский рубеж и Пулковский меридиан посмотрели в кинотеатрах СССР 27,7 млн зрителей; Ленинградский метроном и Операция «Искра» — 17,4 млн. В ПНР, Лужский рубеж и Пулковский меридиан посмотрели 1.227 млн. зрителей в 1975.
В фильме на немецких танкистах одеты шлемы похожие на шлемы итальянских танкистов. Подобные шлемы применялись союзниками гитлеровцев, итальянцами, венграми и румынами. У самих немецких танкистов шлемов не было. До 1940 года головным убором танкистов Вермахта являлся берет, а с 1940 года пилотка.
Алексей Кузнецов, которого сыграл Роман Громадский, был осужден по печально известному «ленинградскому делу» и расстрелян. Актер и сам отлично помнит то время. «От голода умерла бабушка. Мы выжили благодаря отцу. Он воевал на Невском пятачке и с каждой оказией переправлял нам то кусок хлеба, то котелок с кашей. И все доходило!» – рассказывает Громадский.
В съёмках участвовали войска ордена Ленина Ленинградского военного округа и моряки дважды Краснознамённого Балтийского флота
В работе над фильмом принимали участие киностудия «ДЕФА» и актёры Германской Демократической Республики.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru