Талант Плисецкой был замечен ещё в раннем детстве, но всю жизнь балерине приходилось его отстаивать. В 1938 году отец Майи был расстрелян, а через год арестовали её мать прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица». Девочка могла оказаться в детском доме, но её удочерила тётя по материнской линии, балерина Суламифь Мессерер. В Москву будущей приме Большого театра удалось вернуться только в 1941 году, за два месяца до начала войны. Но и эти страшные для всей страны годы не смогли помешать ей танцевать. С сентября 1941 года по 1942 год, находясь в эвакуации в Свердловске, где даже не было возможности для постоянных занятий, артистка дебютировала с хореографическим номером «Умирающий лебедь». В последний раз она его исполнила уже на Красной площади в 1996-м.
Балерина Майя Плисецкая в роли Эгины в сцене из балета Арама Хачатуряна «Спарта» в постановке ГАБТа. 1958 год Фото: РИА Новости/А. Воротынский
Сколько раз за свою жизнь Плисецкая выступала с «Лебедем» установить невозможно, но это количество точно бы попало в книгу рекордов Гиннесса. В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне с гастролями Майя танцевала этот этюд до четырёх раз подряд. А для того, чтобы разнообразить своё выступление, артистка самовольно видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными всегда оставались только прославившие её на весь мир лебединые движения рук. Сама Плисецкая о танцах говорила так: «Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Всё участвует в танце — ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны. В «Лебедином» они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… Ваганова говорила: пусть хуже, но свои…». Однако до сих пор из-за боязни сравнения с «Лебедем» Майи Плисецкой современные балерины редко исполняют этот номер.
Через год после дебюта с «Умирающим лебедем» Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Совсем скоро она перешла на сольные партии, а после ухода со сценыГалины Улановой, в 1960 году, стала примой балета Большого театра. Кроме партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» она танцевала Аврору в «Спящей красавице», Хозяйку медной горы в «Каменном цветке»Прокофьева, Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви» Меликова, Кармен в «Кармен-сюита»Родиона Щедрина и многие другие партии, прославившие её на весь мир. Несмотря на то, что в СССР Плисецкая была невероятно знаменита, она всю жизнь ненавидела советскую власть, которая, хоть и воздавала ей почести, но годами не выпускала за границу и пыталась помешать танцевать то, что ей хотелось. Именно поэтому, как только появлялась хоть малейшая возможность, прима уезжала из страны.
Плисецкая оставила сцену лишь в 65 лет. Но возраст никогда не был для неё помехой: в день своего 70-летия балерина дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара«Аве Майя». Казалось, ничто не может заставить приму не танцевать, ничто, кроме смерти. О ней Плицеская предпочитала молчать, она говорила больше о жизни, часто и много размышляла о прожитых годах: «Себе говорю – честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших – зверье – не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась».
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru