lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА. РУССКИЙ ШЕДЕВР МИРОВОЙ ЛИРИКИ

280 420
© iStock 
"Весенняя гроза" объединяет мюнхенский и петербургский периоды творчества Фёдора Ивановича Тютчева. Стихотворение датировано 1828-м и 1854-м годами. В 1828 году поэт – 25-летний российский дипломат в Мюнхене. Идёт последний год независимой юности кандидата словесности, выпускника Московского университета перед браком с вдовой русского дипломата Элеонорой Петерсон. Этот период отмечен дружбой с поэтом Генрихом Гейне и беседами с философом Фридрихом Шеллингом.

Весенняя гроза – символ натиска и бури юных, свежих творческих сил природы. Образ воплощает в себе революционную романтику откровений немецкой поэзии и философии в душе россиянина, которому предстоит занять ответственный дипломатический пост в Турине, будущем центре объединения разрозненных княжеств Италии, исторической родины далёкого предка Тютчева – итальянца Дуджи.

Первой жене поэта предстоит пережить катастрофу на объятом пламенем корабле и умереть от последствий пережитого. Эту трагедию поэт и дипломат Тютчев переживёт в Турине, городе, хранящем Плащаницу – реликвию христианского мира, плащ, которым обернули снятого с креста Иисуса. Пережитое не отразится в блеске огненных молний "Весенней грозы" и в шуме встающей вокруг стеной воды. Гроза Тютчева – континентальная, земная по своей природе. Мюнхенское стихотворение не становится зеркалом трагедии, но способно выразить новую любовь, завершающуюся браком.

К образу весенней грозы поэт вернётся в 1854 году в России. Тютчев – чиновник в Санкт-Петербурге. Его стихотворения публикуются журналом "Современник" Николая Некрасова, выходят отдельной книгой. В Петербурге мюнхенская элегия Тютчева, как волшебный портрет Дориана Грея, не стареет. Она только в невидимой миру сущности живет и меняется вместе с автором. Образ весенней грозы отражает и выражает новую реальность.


В 1854 году разменивающий шестой десяток лет поэт, солидный супруг солидного семейства, переживает роман с юной Денисьевой. Роман начнётся в 1850 году и трагически завершится смертью возлюбленной поэта в 1864-м, став основой шедевра мировой лирики – денисьевского цикла. Выразится он и в содержании элегии 1828 года. Образ весенней грозы воплотит кипение жизненных сил последней юности поэта, обретающего романтическую свободу в любви.

Спустя годы элегия не утратит своего содержания – романтической символики бури и натиска, продуктивных сил самой природы. Продуктивность, одна из категорий органической философии Шеллинга и свет откровений великого философа, не ослабляет в творчестве российского поэта своей силы и ясности.

630 300
© iStock 

В разгаре Крымская война и блокада России на морях от Владивостока до Санкт-Петербурга. Императорский двор будет страшиться возможного десанта французского адмирала Пено, эскадра которого войдёт в Балтику. Канонада обороняющих Севастополь бастионов доносится и до столицы Санкт-Петербурга. Картины природы в стихах Тютчева, публикующихся в разгар грозных событий, полны патриотического чувства. Германия не участвует в блокаде России, и созданные в немецком городе стихи придают патриотизму поэта философскую основательность и мировой масштаб, живительную свежесть романтической свободы. Грохот громов и оборонительных орудий становится в 1854 году поэтической музыкой свободы – естественного, природного состояния человека.

Греческая богиня вечной юности Геба, являясь в завершающем, четвёртом катрене (четверостишии) элегии, со смехом проливает кубок одному из превращений Зевса, орлу, вводит "Весеннюю грозу" в контекст сюжетов античной мифологии. Древнегреческий миф возвеличиваетчувство любви и свободы, зовущее к подвигам и свершениям, которые достойны героев (Геракла – супруга Гебы) и богов (Зевса – сотрапезника Гебы) на пиршестве жизни.

 

630 300
© iStock 
В элегии нарастает грохот небес, гром сменяется хором громов, которым вторят шумы природы. Фонема "Р" звучит 22 раза! Гроза полна света и птичьего многоголосья – это песня весны и жизни юной России, само имя которой рокочет громами и переливается птичьим свистом. Музыка здесь великолепна, словно колоннады Таврического дворца русского архитектора Ивана Старова.
С пафосом "Весенней грозы" Фёдора Ивановича Тютчева перекликается оптимизм лирического гимна Александра Блока "О, весна, без конца и без краю…" (1907), в котором звон щита вводит тему жизнеутверждающей музыки бури и натиска, борьбы и созидания. В этом звоне щита сверкает и переливается живительная влага славянских гроз и рек шедевра мировой лирики Тютчева. Традиции Тютчева в изображении весны не увядают. Сбылось предсказание Ивана Сергеевича Тургенева, которым он завершил свой отзыв о стихах автора "Весенней грозы": "/Тютчев/ создал речи, которым не суждено умереть".
 
Дмитрий Пэн
Эурнал Суперстиль

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments