Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...
М. Цветаева
В 1860 году в Гайворонцах Полтавской губернии в семье отставного офицера и предводителя местного дворянства родилась дочь. В честь этого события ровно неделю палили пушки, установленные во дворе особняка. Мария - так назвали девочку - должна была стать последней попыткой укрепить расшатанный семейный союз. Но попытка не удалась, семья распалась, и маленький золотоволосый ангел начинает свои бесконечные путешествия по дальним странам. Италия, Германия, Испания, Швейцария, Англия, Франция, Россия сменяются перед ее глазами как стеклышки в калейдоскопе.
Мария Башкирцева обладала россыпью талантов. У нее был великолепный голос, литературное дарование, способности полиглота, дар художника. У нее было знатное происхождение, она была редкой красавицей и являлась наследницей богатого семейства.
Но в 18 лет Мария Башкирцева начинает глохнуть, в 19 лет теряет свой уникальный голос, в 20 начинает медленно умирать от туберкулеза. Всюду Марию окружали роскошь и всеобщее обожание. Мария жадно схватывает все новое и много, слишком много для юной девочки учится - иностранные языки и философия, история и литература, музыка и пение - и во всем, во всем она хочет быть первой, потому что цель Марии Башкирцевой не выгодное замужество с графом или бароном, а ни много, ни мало - покорение мира. Она покорит мир. Париж - столица искусств, столица соблазнов, город, куда стекается множество талантов и где разбивается множество надежд, Париж восхитится и преклонится, перед ее талантом, мужеством и трудолюбием. Будет все - награды престижнейшего Салона - регулярной художественной выставки, в которой участвовали лучшие мастера того времени, хвалебные статьи Эмиля Золя и Анатоля Франса, уважение коллег-художников и бесконечное удивление - как она, впервые пришедшая в знаменитую школу-студию Жулиана семнадцатилетней девушкой, добилась огромных успехов в живописи в кратчайшие сроки.
«В мастерской школы-студии Жулиана»
Она говорила, что отдаться полностью живописи это ее мечта. Она поступает в частную академию профессора Жулиана в конце 1877 года. Мария пренебрегает советами врачей, играет на рояле помногу часов в день. Но она всегда игнорировала свою физическую слабость, не говорила о болезни вслух, презирала заботу о телесном, вышучивала свой кашель и согласилась серьезно лечиться лишь, когда все уже было запущено.
Мир картин Башкирцевой - это мир парижского предместья, мир служанок, работниц, беспризорных детей. Ее окружает Париж импрессионистов, Париж бульваров, Париж кафе, салонов и театров. Но ее влекут к себе не крыши и шпили этого города, а его булыжные мостовые, по которым ступают и деревянные башмаки, и изящные туфельки.
После первых же занятий профессор Жулиан отмечает успехи новой ученицы. "Я думал, что это каприз балованного ребенка, но я должен сознаться, что она действительно работает, что у нее есть воля и она хорошо одарена. Если это будет продолжаться, то через три месяца ее рисунки могут быть приняты в Салон". В два года осваивает семилетний курс академии блестяще одаренная, но не менее трудолюбивая Мария. Она работает, полубольная, по 12-14 часов в день, почти ночует у мольберта и холстов. Учителя в изумлении смотрят на профессиональные холсты начинающей ученицы, оскорбительно выпытывают, ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки... Нечеловеческое трудолюбие и работоспособность создают огромное количество картин - они находятся сегодня в Русском музее, Музее Башкирцевой в Ницце, в Третьяковской галерее и Санкт-Петербурге, Сумах и Днепропетровске, многочисленных частных коллекциях.
Ее картина "Жан и Жак" хранится в Лувре как национальное достояние Франции. Из всех российских и украинских живописцев, добившихся признания в этой стране, Мария Башкирцева - первая, чьи работы помещены в Лувр и Люксембургский дворец.
Больше всего Марию терзала мысль о бесследности, полном исчезновении. Если "душа чувствует, любит, ненавидит, желает, если, наконец, одна только эта душа заставляет нас жить, каким же образом происходит, что какая-нибудь царапина этого бренного тела, какой-нибудь внутренний беспорядок, какой-нибудь излишек вина или пищи каким образом все это может заставить душу покинуть тело?" Этим вопросом Мари озабочена постоянно, сколько бы не было ей лет... Может быть, поэтому у девочки, постоянно окруженной врачами, их советами и порой слишком навязчивой опекой родных, развивается стремление заявить о себе, развить свои недюжинные таланты - в музыке, пении, рисовании, покорить ими, этими талантами, Мир? Многие потом писали о сильно развитом у Башкирцевой чувстве тщеславия, самолюбования и гордыни.
Но просто-напросто, как все недюжинные натуры, она быстро перерастает уровень, окружающих ее людей - пусть и беззаветно любящих, пусть и преданных, - и начинает осознавать свою обреченность на одиночество. "Кому много дано, с того многое и спросится !" - написано и придумано не нами. Трудная, похожая на блеск рано сорвавшейся с неба звезды жизнь Марии Башкирцевой - тому подтверждение. Дневник, в котором Мария успела блистательно описать свою короткую жизнь изданный впервые в 1887 году во Франции, на французском языке вызвал настоящую сенсацию. Дневником болели, восторгались, его отрицали, над ним посмеивались и даже сомневались в подлинности, но не оставались равнодушными! Дневник написан предельно откровенно, подобных ему почти нет в истории, и может быть, поэтому он подвергался столь яростной критике...
"Мне кажется никто не любит всего как я люблю - пишет Мария на сокровенных страницах: искусство, музыку, живопись, книги, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, всякую погоду, все времена года, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, осень с ее дождями, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи, наполненные сверкающими звездами... Я люблю все до обожания."
Она писала о жизни, о красках и тонах, которые правдивы и поют, она получала медали и призы на выставках, она познала вкус прижизненной Славы, но не была ею прельщена: "Радости от побед нет, потому что это достигнуто долгим и кропотливым трудом, в них нет ничего неожиданного, а также я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет".
На последней своей, неоконченной, картине нарисовала молодую женщину сидящую на траве в цветущем весеннем саду. Умерла она осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года.
После нее осталась книга в тысячу с лишним страниц, да несколько полотен во французских музеях - Люксембургском, Лувре, музее Ниццы. После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году...
Настоящая известность придет к ней уже после смерти. Неукротимая энергия и до конца нереализованный потенциал, равно как и удивительное превращение избалованной аристократки в упорную служительницу искусства, привлекут к ней внимание многих.
То, о чем мечтала честолюбивая девочка, слишком азартно увлекающаяся абсолютно всем на свете, сбудется. Легенды и слава, известность и вымыслы, неоднократные переиздания "Дневника Марии Башкирцевой", названного критиками "лучшим из произведений подобного жанра 19 века", "ярчайшим описанием портретов и нравов того времени". Все сбудется слишком рано и слишком поздно.
Мария Башкирцева любила повторять: "Ничто в жизни не проходит бесследно". В отношении ее собственной судьбы выражение это как нельзя более верно - имя ее не кануло бесследно. На каменном свитке статуи символизирующей бессмертие выбито ее имя - Мария Башкирцева. Марина Ивановна Цветаева посвятит ей стихи. Множество исследователей напишут свои труды.
Бюст Марии Башкирцевой работы Charles-Ren de Paul de SAINT MARCEAUX
Мопассан же, посетив ее могилу, сказал:
"Это была единственная Роза в моей жизни,
чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
Могила Марии Башкирцевой в Париже.
(Все материалы найдены на разных сайтах в сети.)
М. де Р.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru