Наше внимание привлекла крайне неоднозначная личность — «кровавая графиня» Елизавета Батори, история которой созвучна истории Влада III Цепеша, известного вам как Дракула.
Елизавета происходила из весьма знатного рода. Она по праву рождения носила титул графини венгерской, а ее дядей был Стефан Баторий, правитель Речи Посполитой. Родилась Елизавета в 1560 году и с детства готовилась для выдачи замуж.
Все свое не долгое детство Елизавета провела в фамильном замке своего отца — Эчед. Уже в 11 лет ее обручили с Ференцем Надашдем, а в 15 — она вышла за него замуж. Свадебным подарком стал Чахтицкий замок, стоявший у подножия Малых Карпат.
Какое то время Елизавета жила вместе с мужем в замке у Шарвара, но вскоре после женитьбы он был назначен командующим венгерскими войсками, которые противостояли активной экспансии Османской империи. Венгрия, в то время, находилась на передовой и подвергалась постоянным атакам со стороны турок, а потому Елизавета практически не видела мужа, все время проводившего в военных походах.
Герб рода Батори
А вот дальнейшее повествование рискует превратиться из истории в домысел. Из фактов остались лишь смерть Ференца Надашдема в 1606 году, овеянный загадками арест Елизаветы в 1610-м, ее заточение и смерть в 1614 году. Кроме того, после ареста графини, казнили ее служанок, а все документы, кроме одного, оказались уничтожены. И относительно истинных причин, приведших к этому, существуют две версии.
Первая гласит, что Елизавета Батори была очень жестокой женщиной, увлекалась оккультизмом и черной магией. Она, забавы ради, пользуясь социальным положением, заманивала в свой замок молодых девушек, пытала их и убивала. Такие наклонности она переняла у своего мужа, о жестокости которого с ужасом рассказывали его враги — турки. А когда муж почил с миром, женщина начала откровенно терроризировать своих подданных на почве страха перед старостью, лекарством от которой, в то время, считались ванны из крови девственниц.
Слухи о бесчинствах графини докатились до двора императора Священной Римской империи Матиаша, который, в виду масштабов происходящего, вынужден был вмешаться и послал для проведения расследования Юрая Турзо, венгерского палатина. Юрай с отрядом прибыл в Чахтицкий замок, где застукал графиню «на горячем», нашел трупы несчастных девушек, собрал улики, казнил ближайших соратников ведьмы а ее саму заточил в ее собственной башне, где она померла, просидев в комнатушке без окон и дверей на хлебе и воде в течении трех лет. Сразу же ее не казнили исключительно из уважения к роду Батори. А все документы, по делу «кровавой герцогини» были уничтожены «дабы не тревожить народ». Сохранился единственный оригинал допроса свидетелей, под которым 300 крестиков поставили местные крестьяне.
По второй версии, графиня Батори была протестанткой, что не устраивало находившихся у власти в империи католиков. К тому же, сам император Матиаш задолжал роду Батори солидную сумму денег и был заинтересован в его ослаблении. А палатин Юрай Турзо, посланный решать вопрос с «кровавой графиней», был очень образованным человеком, а род его конкурировал с родом Батори на политической сцене Восточной Европы того времени. Все эти факторы и привели к тому, что графиню оклеветали и благородно умертвили, дело «сшили», всех свидетелей убили, а бумаги уничтожили. Ну а слухи лишь усилили образ демонической графини и очистили руки ее убийц.
История очень схожа с историей Синей бороды, тамплиеров или, из новейшей истории, Лаврентия Палыча Берии. Существует такое правило в теории массовой коммуникации: «Чем откровеннее ложь, тем легче ее выдать за правду».
Сегодня образ «кровавой графини» Батори активно эксплуатируется в массовой культуре. Стоит сказать, что в отличие от многих случаев, данная история представлена под двумя углами рассмотрения, хотя версия, по которой кровожадная колдунья купалась в крови убиенных девственниц — превалирует над альтернативной. Истории графини Батори посвящено более 15 литературных трудов, ее образ используется во многих кинематографических произведениях и компьютерных играх. Из музыкантов больше всего история графини пришлась по душе металлистам: в честь Батори названо несколько команд, ее история затрагивается во многих песнях, а группа Cradle of Filth посвятила ей целый альбом. Образ графини, страшно подумать, эксплуатируют даже русские реперы!
Если подытожить — желтая пресса делает свое дело. Венгерская графиня Елизавета Батори сегодня считается самым массовым из всех серийных убийц в истории, о чем свидетельствует запись в таком авторитетном издании, как книга рекордов Гиннеса.
ЭСТЕТИКА
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru