lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

ДУХОВНОСТЬ В ПОЛОТНАХ НИКОЛАЯ ГЕ

Внутреннее стремление к живописи присутствовало у Николая Ге с юности. Сперва он пробовал свои силы в математике, обучаясь на философском факультете Петербургского университета, но после 2-х лет учебы, в 1850 году, он бросает математику и начинает обучение в петербургской Академии художеств. В то время все студенты должны были писать по канонам классицизма, воплощая на полотнах сюжеты, взятые из мифологии и античной культуры. Но юный герой нашего материала выбрал в качестве образца для подражания Карла Брюлова, чей стиль вызывал у современников восхищение.

В результате родилась картина «Суд царя Соломона», яркая и красочная, но, в то же время, выдержанная по строгим академическим канонам — классический библейский сюжет, характерная «говорящая» жестикуляция действующих лиц, выразительность поз — придраться было не к чему. И все это выполнено в ярких и красочных тонах, что несомненно является выражением почтения Ге работам Брюлова.


«Суд царя Соломона» (1854)

По завершении обучения в Академии, Николай, который только женился, переезжает в Италию. В то время перед ним стояла задача создать полотно, выступившее бы в качестве наглядной демонстрации его навыков живописца. Ге упорно работает, перебирает множество образов, создает эскизы, но ничего подходящего не рождается. Постоянный творческий поиск, по истечении нескольких лет, приносит все-таки художнику искомое — один из центральных евангельских сюжетов сам попадает в поле внимания молодого художника. Дело за малым!

Картина «Тайная вечеря» потрясла современников. Она была реалистична и правдива, будто изображала не церковный сюжет, а обычную сцену из жизни. И вместе с тем все персонажи были легко узнаваемы, а сама композиция и происходящее на полотне — понятно искушенному реципиенту. Столь смелая трактовка принесла Ге звание профессора Академии художеств и признание в России. Но вот представители церкви таким своеволием были возмущены и наложили запрет на создание репродукций, по причине «недопустимого материализма».


«Тайная вечеря» (1866)

Новая работа Ге — «Вестники Воскресения». Она осталась непонятна современникам, ни в России, ни в Европе. И лишь годы спустя понимание сакральной сути, выраженной художником в этом полотне, достигнет некоторых особо просветленных умов. А в тот момент Ге, переехавший обратно в Питер, оказался без всякой поддержки.


«Вестники Воскресения» (1867)

Николай активно ищет вдохновение, пишет серию исторических полотен, но повсюду встречает лишь непонимание и критику. Это пошатнуло уверенность мастера в своих силах и в 1875 году он переезжает в Черниговскую губернию, где в корне изменяет свой образ жизни. Но знакомство и общение с Львом Толстым вселяет в художника силы — ему открывается, что он не одинок в своих поисках истины, а творчество призвано служить, в первую очередь, людям. Его работы, озаренные новым мироощущением, тоже меняются. Он отказывается от натуры, эскизов и контуров, творя, так сказать, «с плеча».

В это время художник пишет одну из своих самых волнующе-тревожных картин — «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад», достойную считаться одним из лучших живописных произведений художника. Но картину вновь жестко критикует церковь.


«Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» (1889)

Однако Ге приступает к работе с новым пылом, обращаясь к сюжетам из Священного писания. Полотна его можно сравнить со страстными проповедями. «Христос в Гефсиманском саду» показывает человека, который уже морально принял неизбежность собственной жертвы. Его картины подвергались все большей критике, но это лишь способствовало росту популярности полотен художника — демонстрируемые в частных домах, они привлекали очень много зрителей. Это был настоящий живописный underground, выражаясь в терминах современности.

Но Николай был доволен производимым эффектом: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться».


«Христос в Гефсиманском саду» (1869-1880)

В картине «Что есть истина? Христос и Пилат» Ге вновь производит революцию, меняя местами традиционные атрибуты добра и зла. Фигура Пилата залита светом, в то время как Христос погружен во мрак. Но если присмотреться, то станут заметны мелочи, расставляющие все по своим местам. Так, прокуратор обращен спиной к свету и лицо окутано тенью, Иисус же наоборот — обращен к свету, а на лице его заметны солнечные лучи. В деталях одеяний и цветовой палитре также скрыты подсказки. Все это очень по-новаторски и смело. Но церковь, ясное дело, «встала на дыбы», ведь канонический образ Иисуса был полностью переосмыслен.


«Что есть истина? Христос и Пилат» (1890)

Николай Ге так и не успел завершить последнюю свою работу — картина «Голгофа» была показана публике уже после смерти мастера. Все тот же вызов церковным канонам, новаторство и противопоставление персонажей. Изображение Христа, вопрошающего к небу и властного перста, велящего казнить сына божия. От последних двух картин у духовенства «бомбануло». Указом самого императора картины были сняты с выставок, а о самом живописце глава государства отзывался крайне нелестно: «Разве может быть этот оборванец и бродяга Христом? Разве так можно класть краску? Этот Ге совсем разучился писать!»


«Голгофа» (1893)

Но Николай Ге умер 13 июня 1894 года и критика его более не сильно беспокоила. До самой смерти он свято верил в то, что искусство призвано на помощь человечеству, дабы способствовать его духовному прозрению и делать мир лучше.

P. S. Создается впечатление, что некие силы до сих пор не в восторге от творчества Николая Ге, потому что найти его работы в высоком качестве решительно не удалось.

 

ЭСТЕТИКА

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments