lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

СОЛНЦЕ БЕЛОЕ, НЕЗАХОДЯЩЕЕ. 45 ЛЕТ ШЕДЕВРУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ

 

280 450
kinopoisk.ru 
Никак не получается отделаться от этого юбилея сухой справкой из Википедии: "Белое солнце пустыни" — советский художественный фильм 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны". О приключениях, надо сказать, головокружительных. Как и подобает в настоящем истерне, сделанном по всем законам подлинного вестерна. Так что теперь, когда уж столько лет тому, совсем "за державу обидно". Ничего подобного давно уже нет и, похоже, не предвидится.

А солнце в нем действительно белое. А пустыня желтая. А листья в далеком российском лесу зеленые. Письма, которые пишет красноармеец Сухов в передышках между сражениями с бандитом Абдуллой и его разбойниками, совершенно не в лес. Они все в адрес его далекой любви: "Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо". И тело, естественно, тоже рвется, да кое-какие обстоятельства то и дело препятствуют, хотя и старательно сглаживает их отважный боец: "Ещё хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идём себе по пескам и ни о чём не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие". А как выдастся "свободная минутка", так опять что-нибудь напишет Сухов своей "единственной и незабвенной" туда, где и климат помягче, и солнце не такое белое. В точности воспроизводя эпистолярный текст, написанный Марком Захаровым.

Идея нашего незабвенного истерна с любовью и стрельбой, скачками на лошадях, с закопанным в горячий песок Саидом и гибелью славного таможенника Верещагина ("Врещагин, уходи с баркаса! Взорвёшься!") впервые была сформулирована Григорием Чухраем и Владимиром Познером (отцом телеведущего) в 1967 году.

Первый сценарий назывался "Басмач", но был отвергнут. Второй – "Спасите гарем" – оказался значительно ближе к теме, однако тоже не до конца.


Пока режиссеру Владимиру Мотылю не приснился сон, в котором в живописной обстановке среднерусской природы явилась "простая русская баба с толстыми ногами". Этот лубочный образ в точности был воспроизведен на экране. Сыграла же Катерину Матвеевну никакая не профессиональная актриса, а редактор с центрального телевидения. Женщина с обычными ногами. Лицо и все остальное классно подходило, а ноги нет. Тогда режиссер послал своего ассистента в городской подвал понаблюдать оттуда за ногами проходящих по тротуару дам. Две ноги, наконец, подошли, их сняли и смонтировали с супругой красноармейца, входящей с приподнятым подолом в чистую летнюю воду.

630 300
kinopoisk.ru 


Приведенный случай из практики создания киноленты является мелкой мелочью на фоне других, более крупных. Так, только три из девяти жен из гарема Абдуллы были профессиональными актрисами, остальные – обычными советскими труженицами. Снять фильм мог и Андрей Тарковский, но отказался. Икра в доме Верещагина была настоящая: для съемок купили две банки по 28 рублей за каждую и положили в миску с двойным дном. Об этой икре Верещагин сказал своей жене с большим отвращением: "Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…". Она хлеба нигде не достала, но в кульминационный момент все оружие, имевшееся в доме, утопила в Каспийском море, на берегу которого снималась кинолента про приключения и борьбу очень хороших людей с очень плохими. И я точно помню, что во время просмотра сидящий рядом со мной мужчина средних лет громко сказал: "Вот дура!".

 

300 420
kinopoisk.ru 
Вооруженное бандитское зло, терпящее в пустыне, под белым солнцем, сокрушительное поражение, не выглядит в картине слишком глупым. Это очень изощренное зло и очень жестокое.

Абдулла, предводитель бандитов, убивает пожилого смотрителя музея Лебедева и закалывает штыком Петруху, юного красноармейца и первого помощника Сухова. Свой жизненный принцип главарь банды формулирует весьма цинично: "Мой отец перед смертью сказал: "Абдулла, я прожил жизнь бедняком, и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня". Я долго ждал, а потом Бог сказал: "Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный". Худенький и наивный Петруха влюблен в Гюльчатай, самую юную жену Абдуллы. Петруха убежден в том, что любимая под плотной чадрой скрывает свое лицо. Он просит: "Гюльчатай, открой личико!" И она открывает, но оказывается… переодетым Абдуллой, задушившим предварительно Гюльчатай. И тут я могу точно вспомнить, что на киносеансе сидящий рядом со мной мужчина среднего возраста вскочил и вскричал: "Да что ж ты наделал, Петруха!"

Павлу Луспекаеву из-за начинавшейся гангрены за несколько месяцев до начала съемок отняли ступни обеих ног. Несмотря на это, он играл без дублера, в специальных сапогах, которые сделал сам. По сценарию, его герой, таможенник Верещагин, должен был остаться в живых, но в результате переделки финала заминированный баркас в сотне метров от берега взорвался вдребезги. И человек, которому, быть может, острее кого-либо в истории советского кино "за державу было обидно", геройски погиб на глазах жены, обезумевшей от горя.

Песню, которую Верещагин хриплым голосом пел под гитару, написал Булат Окуджава, и пела вся страна про "госпожу удачу" и "госпожу разлуку". А когда съемки закончились, и фильм был смонтирован, его хотели положить на полку, но вмешался Генеральный секретарь ЦК КПССЛ.И.Брежнев, обожавший настоящие боевики, и "Белое солнце", преодолев бюрократическую пустыню, после целого ряда правок вышел на все советские экраны. Премьера состоялась в Москве 30 марта 1970 года. После чего массовое посещение кинотеатров стало зашкаливать, и вскоре появились люди, которые знали весь фильм наизусть, могли самостоятельно сыграть целые эпизоды и в точности показать, как Сухов, выбравшись из огромной нефтяной бочки, застрелил ненавистного Абдуллу. "Восток – дело тонкое" укоренилось в сознании поколений, а все женщины из гарема застреленного бандита стали "свободными женщинами" и, конечно, именно Востока. Сухов же вернулся к своей ненаглядной Катерине Матвеевне, хотя процесс возращения и не показан на экране.

Романтика достигла кульминации, справедливость восторжествовала, и я могу вспомнить, что на одном из киносеансов произошло с сидящим рядом со мной мужчиной среднего возраста.

Ничего особенного с ним, конечно, не произошло. Он просто вскочил и на весь зал прокричал одну из самых крылатых фраз из этого "белого вестерна" и вот уже 45 лет "солнечного истерна": "ДОЛОЙ ПРЕДРАССУДКИ! ЖЕНЩИНА — ОНА ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!"

Того же мнения и я. И не только как кинозритель.
 
Владимир Вестер
Источник: Суперстиль

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments