«Пришло время волшебства» - такую фразу всегда повторял про себя Джек Леммон перед началом съемок. Он умел быть в фильмах и спектаклях разным, и, вместе с тем, всегда оставался самим собой, что очень импонировало зрителям. По мнению авторитетного кинокритика Ричарда Корлиса, "никто не вложил больше интеллектуальной энергии в голливудский комедийный шик, чем невероятный мистер Леммон".
"Подари окружающим немного солнечного света" — таковы были последние слова отца Джека Леммона сыну. Отец, не одобрял занятие сына актерской игрой, но посоветовал продолжать заниматься любимым делом до тех пора, пока ему нравится. Леммон дарил солнечный свет на протяжении полувека. Американская кинокритика долго пыталась сформулировать ― в чем тайна феноменального успеха Леммона, "божественного клоуна" (clown divine), как его называла публика. Формула, найденная киноведом Томасом Доерти, оказалась предельно простой: "Леммон вынес на свет то, с чем мы боремся внутри себя и что скрываем от чужих глаз. А именно невроз горожанина, слабого человека, который судорожно карабкается по иерархической лестнице".
08.02.1925 - 27.06.2001
8 февраля 1925 года врачи больницы городка Ньютона под Бостоном два часа не могли пользоваться лифтом, потому что в его кабине рожала миссис Милдрет Леммон - известная в Бостоне молодая светская дама. Дело в том, что она ни за что не хотела пропустить партию в бридж в тот вечер, хотя что-то похожее на схватки началось уже утром. И родила в лифте. Новорожденное дитя оказалось мальчиком и циничная акушерка, глянув на фамилию роженицы - Леммон - что по-английски значит лимон, воскликнула: «Вы только посмотрите на этот маленький желтый лимон». С тех пор Джека Леммона дразнили лимоном пол жизни - с младших классов школы и вплоть до первого Оскара.
Его отец занимал высокую должность в компании Doughnut Corporation of America; тяга к искусству передалась ему, скорее всего, от матери – та очень хотела стать певицей, но отказалась от своей мечты под напором родителей. Джек рано понял, что хочет стать актером – после того, как в школьной постановке заменил заболевшего паренька, и после этого уже не представлял для себя другого занятия. Он старался играть почти во всех школьных постановках – благо, конкуренции у него практически не было. После окончания Phillips Andover Academy Леммон поступил в Гарвардский университет. Учась в Гарварде, Джек не бросал любимое занятие – более того, он стал президентом университетского драмкружка (его соперник в борьбе за эту должность носил фамилию Эппл), и помимо актерства пробовал себя в качестве автора пьес.
1947 году Джек Леммон окончил Гарвардский университет, и в 22 года отправился служить на флот. Окончив службу в звании лейтенанта, Джек перебрался в Нью-Йорк; его первым местом работы стал мюзик-холл, где он играл на пианино во время демонстрации фильмов, подрабатывал вышибалой и иногда выступал с комическими номерами. Вскоре Джек получил возможность работать на радио; в то время различные радиопостановки были очень популярны в Америке, и Леммон зарабатывал неплохие деньги. Следующим этапом карьеры Леммона стала работа на телевидении – он много снимался, а учитывая, что все передачи в то время шли вживую – это был нелегкий труд, но и очень хорошая школа.
В 1949 году он впервые появляется на экране с маленькой ролью штукатура-художника в фильме «Леди берет моряка» (The Lady Takes a Sailor), а на телеэкране с небольшой ролью в шоу «Саспенс» (Suspense). Но настоящий дебют Леммона в большом кино состоялся в комедии «Это должно случиться с вами» (It Should Happen To You, 1954). Все считали Джека очень талантливым, и вскоре тому было «документальное» подтверждение - одна из его следующих ролей – в военной драме «Мистер Робертс» (Mister Roberts, 1955) знаменитого режиссера Джона Форда – принесла ему «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
На съемках фильма "Мистер Робертс"
Джеймс Кэгни, Уильям Пауэлл, Генри Фонда, Уорд Бонд, Джек Леммон - команда фильма "Мистер Робертс"
Джек Леммон и его первый "Оскар" - за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Мистер Робертс"(1955)
Между тем Джек обзавелся семьей – его избранницей стала Синтия Стоун, молодая актриса, с которой он был знаком достаточно давно – они даже снимались вместе в нескольких телепроектах в самом начале карьеры Леммона. Они поженились 7 мая 1950 года и поселились в Лос Анджелесе; 22 января 1954 года у них родился сын Крис.
Джек Леммон с первой женой Синтией Стоун
Jack Lemmon and his son, Chris, eat at the top of the Space Needle. May 24, 1962
Леммон с сыном Крисом
Интересно, что в 1950х годах продюсеры студии Warner Bros. пытались убедить Леммона сменить фамилию на псевдоним «Леннон», испугавшись, что критики будут использовать созвучие «Леммон - лимон» против актера, как это было с ним в детстве. Причем его полное имя звучит как Джон "Джек" Улер Леммон третий (John "Jack" Uhler Lemmon III), а по школьным документам будущая звезда кинематографа числился как Джек Ю. Леммон (Jack U. Lemmon, что можно перевести как «Джек ты лимон»). Так или иначе, Леммон категорически отказался менять фамилию, заявив, что псевдоним «Леннон» будет ассоциироваться с именем Владимира Ильича Ленина, на волне антикоммунистических настроений в США того времени, руководство Warner Bros. отступилось.
После многообещающего начала и триумфа на вручении Оскара, у Леммона не было недостатка в предложениях, но в основном это были роли — по его собственному определению — вертлявых клоунов. Подлинную глубину таланта Джека Леммона разглядел знаменитый режиссёр Билли Уайлдер, который предложил ему главную роль в своей новой комедии "Некоторые любят погорячее" - в советском прокате "В джазе только девушки"- (Some Like It Hot, 1959). Именно благодаря этой блестящей картине о двух незадачливых джазистах, вынужденных скрываться от чикагской мафии в женской джазовой группе, имя Леммона стало известно во всем мире. Исполнение роли Джерри (Дафны) обернулось триумфом для Леммона, принесло ему новую номинацию на «Оскар».
Тони Кёртис "Джозефина" и Джек Леммон "Дафна"
Джо Э. Браун, Джек Леммон и Билли Уайлдер
Джек с будущей женой Фелицией Фарр
После этого Леммон снялся в семи фильмах Уайлдера, вплоть до последнего "Друг-приятель" в 1981 г. Он вновь был номинирован на «Оскар» за уайлдеровскую социальную комедию (Apartment, 1960), которая была признана киноакадемиками лучшим фильмом года. Роль Бакстера стала одной из лучших ролей Джека Леммона, маленький клерк, ради продвижения по службе одалживает всем начальникам ключи от своей квартиры, в которой те развлекаются с секретаршами в тайне от жен. Бакстер - его самый типичный персонаж, белый воротничок, средний американец, маленький городской невротик.
Квартира
Ширли Макклейн и Джек Леммон
Здесь, безусловно, проявились и черты личности самого Леммона. Его агент рассказывал, что Джек вечно портил деловые контракты, потому что в его отсутствие соглашался на все условия. Джеку легче было умереть, чем сказать кому-либо «нет». Воплощая в фильмах Уайлдера его сардоническое видение современного общества, в котором все покупается и продается, Леммон не отказывался и от предложений других режиссёров. Одной из важнейших в своей жизни он считал роль алкоголика в остросоциальной драме Блейка Эдвардса «Дни вина и роз» (Days of wine and roses, 1962), которая добавила в его копилку ещё одну номинацию на премию Оскар.
"Дни вина и роз" - Джек Леммон и Ли Ремик
С Ширли Макклейн в Париже на съемках фильма "Нежная Ирма" (1963)
С режиссером Билли Уайлдером
В 1964 г. Леммон сыграл в спектакле «Странная парочка» (Odd Couple) вместе с актёром Уолтером Маттау, который стал его близким другом. В тандеме с Маттау Леммон снялся в десяти кинокартинах, начиная с «Азарт удачи» (Fortube Cookie, 1966) и киноверсии «Странной парочки» (Odd Couple, 1968) и заканчивая «Старыми ворчунами» (Grumpy old men, 1993) и его сиквелом «Старые ворчуны разбушевались» (Grumpier old men, 1995). За тридцать лет Леммон и Маттау стали одним из самых узнаваемых и любимых комических дуэтов в истории американского кино.
Джек Леммон и Уолтер Маттау
Странная парочка (1968)
Азарт удачи (1966) - Уолтер Маттау, Джек Леммон и Джуди Уэст
Азарт удачи (1966)
С актрисой Вирной Лизи - вместе они снялсь в картине "Как пришить свою женушку"
Джек Леммон и Катрин Денев в фильме "Апрельские безумства" (1969)
Джек Леммон и Рита Хейворт на съемках фильма "Огонь из преисподней" (1957)
Большие гонки (1965)
С Блейком Эдвардсом
1960-е годы и в личной жизни Лемона были годами больших перемен. Распался его первый ранний брак с Синтией Стоун, и началась новая любовь с первого взгляда и на всю оставшуюся жизнь. В 1962 году он женился на актрисе Фелиции Фарр. В 60-х годах Джек Леммон будучи ведущим комиком Америки, кинозвездой уехал из Голливуда в Нью-Йорк и начал играть в бродвейских спектаклях, сменив огромные гонорары Голливуда на скромные заработки театрального актера. Он начал с театра и никогда не изменял своей цели - совмещать театр с кинематографом.
Фелиция Фарр
Джек всегда настаивал, что успешной карьерой обязан второй жене Фелиции Фарр.
В 1970-е гг. в репертуаре Леммона продолжали преобладать роли «людей с улицы», случайно попадающих в самые невообразимые ситуации и вынужденных мучительно выпутываться из них. В эту категорию попадает экранизация пьесы Нила Саймона «Пленник Второй авеню» (Prisoner of Second Avenue, 1972). На следующий год Леммон наконец выиграл свой второй «Оскар» — за главную роль в драме «Спасите тигра» (Save the Tiger, 1973), в которой он согласился сняться практически бесплатно. Причем Джек Леммон стал первым в истории кинематографа актером, получившим Оскара за главную мужскую роль и за мужскую роль второго плана.
Джек Леммон со своим вторым "Оскаром", 1973
В 1977 году Леммон снялся в фильме «Аэропорт 77» (Airport '77) вместе со своим сыном Крисом Леммоном. Со второй половины 1970-х появления актера на большом экране носили довольно эпизодический характер. Одна из его самых трагических ролей — в фильме Майкла Дугласа «Китайский синдром» (China Syndrome, 1979) — была удостоена приза Каннского кинофестиваля. Аналогичной награды удостоилась и следующая крупная работа, в фильме Коста-Гавраса «Пропавший без вести» (Missing, 1982). В 1998 году он был выдвинут на телепремию «Эмми», однако проиграл Вингу Рэймсу, который тут же вызвал Леммона из зрительного зала и вручил ему статуэтку — как более достойному претенденту.
Chris Lemmon poses with dad's first Oscar
Очередные номинации на «Золотой глобус» ждут актера за роли в картинах «Такова жизнь» и «Папа» - а между ними – за телевизионные работы «Долгое путешествие дня в ночь» и «Убийство Мэри Фэган». Работа Леммона с режиссером Оливером Стоуном и блестящим актерским ансамблем в лице Кевина Костнера, Томми Ли Джонса, Кевина Бейкона, Гари Олдмана в фильме «JFK. Выстрелы в Далласе» не получает наград – но потом на протяжении двух лет Леммону достаются призы Венецианского кинофестиваля – за картины «Американцы» Джеймса Фоули и «Короткий монтаж» Роберта Олтмена.
Телевизионные проекты занимаются все большую часть в жизни немолодого уже актера – это и принесшая ему очередную номинацию на «Золотой глобус» «Жизнь в театре», и конечно знаменитая картина «12 разгневанных мужчин» Уильяма Фридкина, римейк знаменитого фильма Сидни Люмета 1957-го года; за эту роль Леммон был номинирован на «Золотой глобус», «Эмми» и приз Гильдии актеров (вскоре он получит эту награду еще раз - за роль в картине «Вторники с Морри»). В 2000-м году Леммон получил очередную награду – «Золотой глобус» за работу в картине «Пожнешь бурю» (за эту роль актера также номинировали на «Эмми»).
Актер Джек Леммон смело демонстрировал публике, не всегда готовой ему верить, ту едкую правду, которая заключена в легкомысленном заявлении Джоуи Брауна из комедии «В джазе только девушки» - «nobody's perfect». Лемон стал нашим зеркалом, этот грустный комик, лукавый трагик и превосходный артист. За свою блестящую карьеру Джек Леммон сыграл 98 ролей, получив в общей сложности 51 награду, в том числе 8 номинаций на премию Оскар. Джек Леммон несомненно был одним из самых любимых американских актеров. Любимым, как своими коллегами, так и критиками, так и зрителями.
Джек Леммон вместе с дочерью Кортни и сыном Крисом
Джек Леммон и его сын Крис в фильме Блейка Эдвардса "Такова жизнь!"(That's Life,1986). Вместе Джек и Крис играли также в "Аэропорте-77" (1977), а в "Это жизнь!" Леммон появился не только с Крисом, но и с Фелицией.
В 2000-м году в картине "Вторники с Морри" он изобразил собственную кончину ― за год до настоящей. Сюжет прост: журналист Митч узнает, что профессор Морри Шварц, у которого он когда-то учился в колледже,― при смерти. Митч решает навестить старика ― и общение с ним полностью меняет мировоззрение молодого человека, открывает ему глаза на истинные ценности мира.
...Когда-то отец Джека Леммона посоветовал сыну: "Подари окружающим немногого солнечного света". Джон Ульер Леммон Третий, известный и любимый нами просто как Джек Леммон, дарил свет на протяжении полувека. Он скончался в кругу семьи. Его последними словами были: "Я люблю вас".
Источник: жжana_lee
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru