wikipedia.org
За много лет до этого Иннокентия Смоктуновича, второго из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, могли убить на войне. Ему было девятнадцать лет, когда он попал на фронт.
Это была уже пожизненная фамилия человека, впервые попавшего в театр в четырнадцать лет: "…это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой". Годы спустя он снова в театре, но уже в качестве артиста: сперва безуспешно в Москве, потом значительно успешней в Норильске. Туда в конце сороковых годов добровольно никто не приезжал. Там жили заключённые. ГУЛАГ в его самом северном варианте. Там и все роли в театре играли заключённые. А Смоктуновский оказался среди них единственным вольноопределяющимся. Среди заключённых был и Георгий Жжёнов.
Потом Смоктуновский из Норильска уехал и стал работать сначала в Махачкале, затем в Сталинграде, где и заметили его молодые супруги Марковы, известная актёрская чета. И уговорили уехать в Москву. Он уехал. И в Москве восемь театров не захотели его брать. В одном театре у него спросили, не электрик ли он. Он сказал, что не электрик. Тогда ему сказали: "А тогда тем более не нужны". Весь этот кошмар с устройством на работу продолжался до тех пор, пока знаменитый на всю страну Иван Пырьев не распорядился взять перспективного периферийного артиста в Театр-студию киноактёра. Там он был занят на сцене несколько лет и, кроме того, снимался в кино.
В 1955 году он познакомился со своей женой. Она работала художником по костюмам в Театре им. Ленинского комсомола. Много лет спустя она вспоминала, как это было, когда она познакомилась со Смоктуновским. В этом не было ровно ничего, что уже в наше время смачно напридумывали различные таблоиды вокруг её встречи с будущим знаменитым актёром.
В 1957 году Смоктуновский снялся в фильме "Солдаты" по повести Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда". Тогда и заметил его Георгий Товстоногов. Премьера "Идиота" состоялась, и Смоктуновский стал знаменитым, сыграв князя Мышкина так, что один из театральных критиков написал: "Даже тогда, когда он на сцене молчал, я физически чувствовал его нравственные переживания". Другой критик восхитился: "Никогда не видел на сцене такого гения жеста и походки!" Голосом тоже восхитились почти все критики одновременно, попытавшись объяснить, что это был за голос, но мало кому удалось. Вот так и закрепилось за Смоктуновским звание актёра с необъяснимым голосом, который невозможно забыть.
wikipedia.org
У этого фильма, насыщенного выдающимся комедийным содержанием, щемящей лирикой, остроумными диалогами и отличными актёрами, был такой оглушительный успех, какой бывает только у самых грандиозных шедевров со всеми вытекающими отсюда последствиями. |
И ещё целый ряд театральных и киноролей создал замечательный актёр. "Царь Фёдор Иоанович" в Малом Театре. "Трагедия Фёдора-Смоктуновского, — по словам критика Б. Тулинцева, — была трагедией “чистого разума”, который в спектакле Равенских подвергался жестокому испытанию действительностью — и терпел поражение". Крупными достижениями были и его роли, сыгранные на сцене МХАТа, где главным режиссёром был Олег Ефремов, давний партнёр Юрия Деточкина в самодеятельном "Гамлете" и одновременно следователь Подберёзовиков. Во время суда над разоблачённым страховым агентом честный следователь встал и сказал: "Это очень хороший человек. Он, конечно, виноват, но… он не виноват".
Из двухсот ролей, сыгранных им, по-настоящему нравились ему только девять. Всеми другими он не был доволен. Очень критически к себе подходил. Он даже Гамлета не рассматривал, как одну из своих актёрских удач, а князя Мышкина и Юрия Деточкина рассматривал. А ещё роль физика Ильи Куликова в фильме Михаила Рома "Девять дней одного года". И то, как сыграл Людовика XIV в пьесе М.А.Булгакова "Кабала святош" вместе с Олегом Ефремовым в роли Мольера. Он, кстати, никогда не называл Смоктуновского великим. Он говорил, что такой только один…
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru