Народный артист РСФСР (1976)
Афанасий Кочетков родился 9 марта 1930 года в деревне Балахоновка Самарской области в крестьянской семье.
Два старших брата, старшая сестра и отец Афанасия Иван Кочетков в годы войны ушли на фронт. В 1942 году Иван Кочетков погиб на фронте, и Афанасия растила и воспитывала его мама Любовь Кочеткова. Старший брат Виктор, вернувшись с фронта, стал профессиональным поэтом и критиком, а Афанасий окончил школу в городе Туймазы на Южном Урале и уехал в Кишинев, где поступил в университет на факультет геологии и в свободное от учебы время посещал студенческий театр.
По окончании университета Афанасий Кочетков уехал в Москву и прошел творческий конкурс в театральном училище имени Щепкина при Малом театре. Однако диплом геолога обязывал его три года отработать по специальности, и знаменитой актрисе Малого театра Вере Николаевне Пашенной, заинтересовавшейся талантливым абитуриентом, пришлось самой похлопотать об его освобождения от отработки. Так Кочетков стал студентом на курсе режиссеров и педагогов М.О.Кнебель и В.И.Цыганкова.
Кочетков окончил училище в 1956 году, вступил в труппу Театра-студии киноактера, и сразу же стал много сниматься в кино. Одной из первых работ в кино Афанасия Кочеткова стала небольшая роль матроса Страшнова в фильме «Необыкновенное лето» режиссера Владимира Басова. Затем одна за другой последовали новые более сложные роли. В 1958 году Кочетков сыграл роль Смолярчука в киноленте «Над Тисой», в 1959 году ему предложили роль Герасима в фильме «Муму», а в 1960 году он исполнил роль Довбуша в картине «Олекса Довбуш».
В роли Герасима.
Начиная с 1960-х годов, актер активно снимался в кино. Зрители запомнили Кочеткова в картинах «Поговорим, брат», «Люди на болоте», и «Угрюм-река». Кочетков также сыграл Максима Горького в фильмах «Маяковский начинается так», «Невероятный Иегудиил Хламида» и «Я – актриса». Всего роль Горького Кочетков исполнил в 6 картинах.
В фильме "Трудное детство". 1958 год.
В творческом активе артиста было около 100 сыгранных персонажей в фильмах русских, украинских и белорусских кинематографистов. Но работа в кино не исчерпывала всех творческих возможностей Афанасия Кочеткова. Незаурядный драматический дар артиста, его яркая самобытная индивидуальность, открытый и сильный темперамент привлекли к Кочеткову внимание известных театральных режиссеров. Андрей Гончаров, которого Афанасий Кочетков считал крестным отцом на профессиональной сцене, пригласил его сыграть роль в спектакле «Закон зимовки». Этот спектакль увидел другой режиссер Борис Равенских, в своем творчестве ориентированный на театр поэтического звучания. В способном сочетать естественность сценического существования и театральную яркость, почти житейскую обыденность и метафоричность, суровую простоту и героический пафос Кочеткове, Равенских сразу же увидел «своего» артиста и пригласил его в театр имени Пушкина, которым он тогда руководил. Кочетков прослужил в Московском драматическом театре имени Пушкина с 1964-го по 1978-й годы, и это был интересный, плодотворный период в творческой карьере артиста. Кочетков создал на сцене театра образы шолоховских героев Макара Нагульного в постановке «Поднятая целина» и Андрея Соколова в постановке «Судьба человека». Кочетков также сыграл в спектакле «Романьола» роль циничного, жестокого и изощренно-порочного графа Гарденги, а в спектакле «Легенда о Паганини» исполнил роль гениального скрипача-виртуоза Николо Паганини. Большой удачей была также сложнейшая роль Порфирия Сыроварова, сыгранная Кочетковым в спектакле «Метель». В нем Кочетков создал образ человека трагической судьбы, бывшего белогвардейца, ставшего героем Испании. А в 1978 году Малый театр приступил к постановке «Короля Лира», и на одну из центральных ролей трагедии - графа Кента руководство театра пригласило своего бывшего выпускника. Таким образом, Кочетков снова вернулся в Малый театр.
В роли Кента.
Диапазон ролей, сыгранных Афанасием Кочетковым за два с небольшим десятилетия работы в Малом театре, был чрезвычайно широк и многообразен. Он сыграл Городничего в «Ревизоре» и Громилова в «Талантах и поклонниках», создал трагический образ Тесея в «Федре...», сыграл Лисицына в «Вызове» и Ванюшина в «Детях Ванюшина». Среди исторических персонажей в его творческой биографии можно отметить роли князя Василия Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче» и Луп-Клешнина в «Царе Борисе». Его актерскими работами в произведениях русского и зарубежного классического репертуара были роли Стародума в «Недоросли» Фонвизина, Силана в «Горячем сердце», Вишневского в «Талантах и поклонниках», Большова в постановке «Свои люди, сочтемся» Островского, Варрина в «Заговоре Фиеско в Генуе» Шиллера. Он также сыграл роль Поливанова в спектакле «Картина» по Д.Гранину и Перейденова в «Холопах» П.П.Гнедича.
В роли Стародума.
Свое детство Афанасий Кочетков провел у реки, и этим объяснял свою тягу к воде на протяжении всей жизни. Кочетков увлекался рыбалкой, ему нравилось посидеть в тишине около воды, помолчать и подумать. Он очень любил плавать, и говорил, что когда отрывается от берега, все болезни проходят, и к нему возвращаются силы. Особенно Кочетков любил Черное море, окружающие его горы и обошел пешком весь Кавказский хребет. Кочетков любил лес, и заповедные, тихие уголки земли. Из писателей более всего Кочетков ценил Ивана Бунина. Огромное впечатление и влияние оказал на Кочеткова Василий Макарович Шукшин - не только как писатель, актер и режиссер, а как личность и человек. По мнению Афанасия Ивановича, Шукшину в своих в своих произведениях удалось более, чем кому-либо рассказать о поколении, к которому он принадлежал.
О личной жизни Кочетков говорить не любил. Он был женат на режиссере Искре Бабич, от которой у него родилась дочь Ольга. «Отношения с Оленькой у Афанасия Ивановича были очень доверительные, но и сложные, - рассказывала Нина Нечаева, племянница Кочеткова. - Она была известной в 1990-х годах рокершей, лидером группы «Ю». Афанасий Иванович часто приезжал к дочери в подмосковную Перловку, где, пытаясь избавиться от алкогольной зависимости, Ольга пела в церкви и стала руководителем хора в перловском храме иконы Донской Божьей Матери.
Ольга Кочеткова.
Но вскоре Ольга Кочеткова умерла от панкреонекроза. А самому Афанасию Кочеткову вскоре тоже был поставлен тяжелый диагноз – рак. Но, несмотря на это, он продолжал играть ведущие роли в театре и сниматься в кино. Но немногие знали, какие тяжелые усилиями ему приходилось прилагать во время работы. Афанасий Кочетков боролся с лимфосаркомой в течение семи лет, и прошел три курса химиотерапии.
Со своей женой Искрой Афанасий иногда ссорился, они расходились, сходились, и с конца 1990-х годов вновь начали жить вместе. Вскоре у Искры Леонидовны Бабич также было диагностировано тяжелое онкологическое заболевание - рак поджелудочной железы, и 5 августа 2001 года она умерла. Афанасий Иванович после смерти близких стал очень замкнутым человеком. За 25 лет службы в театре он так ни с кем близко и не сошелся. Поэтому когда Кочетков не пришел 16 июня 2004 года на репетицию, его коллеги, не дозвонившись к нему домой, терялись в предположениях, где же теперь его искать? «Афанасий во время последнего разговора сказал, что его тянет на могилу к дочери. Может, он к ней и поехал. И там-то с ним и стряслось что-то страшное», - предположила председатель театрального месткома Лидия Рабакова.
«В театр позвонила неизвестная женщина и сообщила, что 15 июня она видела Кочеткова неподалеку от Центра занятости «Люблино», - рассказывала заведующая литературной частью Малого театра Ольга Буткова. - Он был одет в джинсы и светлую клетчатую рубашку. Его одежда была испачкана грязью, и он сильно смахивал на бомжа».
Одно из последствий специфического лечения лимфосаркомы является сужение и спазмы сосудов мозга, что может вызвать инсульт и потерю памяти. Известно, что 9 июня Кочетков вышел из театра после репетиции. Он любил прогуляться пешком до дома. В 17.30 на Люсиновской улице он почувствовал себя плохо, и прохожие вызвали «скорую помощь», но Афанасий Иванович отказался ехать в больницу. «Скорую» к лежащему без сознания Кочеткову на улицу Люсиновскую вызывали 4 раза. Первый звонок, как записано в регистрационном журнале, поступил в 17:40. И только после четвертого звонка в 19:20 бригада выехала на Люсиновскую. С их слов и была получена информация, что Кочетков отказался от госпитализации. На самом деле, как позже установили родственники, дело выглядело по-другому. Кочеткова с диагнозом «алкогольное опьянение» повезли в больницу, но по пути «скорой» попался разбившийся мотоциклист, а пьяного (как думали санитары) старика, который немного пришел в себя после укола, высадили. После этого он исчез. Где он был 8 дней, никто не знает. Ни дома, ни в театре он больше не появлялся. 17 июня Нина Нечаева подала заявление в ОВД «Даниловский» об исчезновении дяди. Его объявили в розыск. Фотографии показали во всех средствах массовой информации. А утром 18 июня 2004 года Афанасий Кочетков с тяжелой черепно-мозговой травмой в бессознательном состоянии был доставлен милицией в 68-ю больницу Москвы. Актера разыскали два оперуполномоченных ОВД «Даниловский» Максим Иванов и Денис Баглакин. Они по своей инициативе в нерабочее время ездили сначала с Ниной Нечаевой, а потом и одни по Москве и в семь утра нашли его на одном из газонов у станции метро «Текстильщики». Кочетков был без сознания. На голове у него был ушиб. В 68-ю больницу его привезли с подозрением на инсульт, который случился у него, как считает Нечаева, еще 9 июня. Вот почему у него была бессвязная речь и замедлены движения, а отнюдь не потому, что он был пьяным. Инсульт мог вызвать частичную потерю памяти.
Если бы не внезапное исчезновение, то в первых числах июля Афанасий Иванович поехал бы поправлять здоровье в санатории «Жуковский». 21 тысячу рублей на приобретение путевки для него получила от спонсоров дирекция Малого театра, на сцене которого он играл.
Афанасий Кочетков скончался 25 июня 2004 года и был похоронен на Троекуровском кладбище.
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Материалы сайта www.eg.ru
Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.maly.ru
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru