lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ДАМА С КАМЕЛИЯМИ. ТАЙНА МАРГАРИТЫ ГОТЬЕ

350 410
wikimedia.org 
5 февраля 1847 года в Париже в возрасте 23 лет скончалась Мари Дюплесси, прототип Маргариты Готье, героини знаменитого романа Дюма-младшего "Дама с камелиями".

После её смерти назначили аукцион по распродаже её вещей. Чарльз Диккенс, присутствовавший на аукционе, писал: "Там собрались все парижские знаменитости, было много великосветских дам… Глядя на всеобщую печаль и восхищение, можно подумать, что умер национальный герой или Жанна д'Арк. А когда Эжен Сю купил молитвенник куртизанки, восторгу публики не было конца".


Раскуплено было всё, даже поношенные вещи, так она была популярна. Приехавший Дюма купил книгу, принадлежавшую его возлюбленной, - " Манон Леско". Тогда же он посвятил ей своё лучшее стихотворение.

Расстался с вами я, а почему - не знаю,
Ничтожным повод был: казалось мне, любовь
К другому скрыли вы... О суета земная!
Зачем уехал я? Зачем вернулся вновь?

Потом я вам писал о скором возвращенье,
О том, что к вам приду и буду умолять.
Чтоб даровали вы мне милость и прощенье.
Я так надеялся увидеть вас опять!

И вот примчался к вам. Что вижу я, о Боже!
Закрытое окно и запертую дверь.
Сказали люди мне: в могиле черви гложут
Ту, что я так любил, ту, что мертва теперь.

Один лишь человек с поникшей головою
У ложа вашего стоял в последний час.
Друзья к вам не пришли. Я знаю: только двое
В последнем шествии сопровождали вас.

Благословляю их. Они одни посмели
С презреньем отнестись к тому, что скажет свет,
Умершей женщине не на словах - на деле
Отдав последний долг во имя прошлых лет.

Те двое до конца ей верность сохраняли,
Но лорд ее забыл, и князь прийти не мог.
Они ее любовь за деньги покупали
И не могли купить надгробный ей венок.

Дюма-сын встретил Мари Дюплесси (настоящее имя Альфосина Плесси) известную своей красотой и роскошной жизнью парижскую куртизанку в 1844 году. Дюма-отец написал о ней: "В ложе была прелестная молодая женщина лет 22-23. Она была высокой, очень изящной брюнеткой с бело-розовой кожей... продолговатые глаза казались нарисованными эмалью, как глаза японок, только смотрели они живо и гордо; у нее были красные, словно вишни, губы и прелестнейшие на свете зубки. Вся она напоминала статуэтку из саксонского фарфора". По воспоминаниям современников, она обладала несравненным обаянием, была очень изящна, почти худа, но при этом удивительно грациозна. Где бы она ни появлялась – в руках у неё всегда был букетик камелий, за это пристрастие ее прозвали "дамой с камелиями".

630 300
wikimedia.org 

В Париже она соперничала с Алисой Ози, Лолой Монтес и Аталой Бошен. Гостями ее салона были Эжен Сю, Роже де Бовуар, Альфред де Мюссе. Все испытывали по отношению к ней восхищение, смешанное с жалостью, она была больна туберкулезом - в те времена смертельным заболеванием.

Когда Дюма-сын и Мари Дюплесси познакомились, им было по двадцать лет, но по жизненному опыту и складу характера они были полной противоположностью - начинающий литератор и искушенная дама полусвета. Через год их роман оборвался по инициативе Дюма, в письме к возлюбленной он написал:

"Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно.

Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний".
630 300
wikimedia.org 

После драматического разрыва он вместе с отцом отправился в путешествие, где его догнала весть, что Мари больна. Возвратившись, он узнал, что Мари больше нет в живых.

Мари Дюплесси умерла. Спустя несколько месяцев, Дюма-сын принес отцу на чтение свое самое известное произведение - "Даму с камелиями", в котором он создал образ Маргариты Готье - идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты, конечно, послужила Мари Дюплесси.

Роман сразу стал очень популярен. По совету драматурга Сиродена Дюма переделал его в пьесу и показал отцу. Дюма-отец ее одобрил и собирался поставить в своём Историческом театре, но помешали события революции 1848 года. В 1850-м театр "Водевиль" принял её к постановке. Но возникло препятствие: сюжет для того времени был смелый, министр полиции Леон Фоше запретил пьесу. Дюма-сын и Дюма-отец безрезультатно обращались к цензору де Бофору — запрет оставался в силе.

Госпожа Дош, которая должна была исполнять роль Маргариты, в своих хлопотах о пьесе дошла до Луи-Наполеона. На одну из репетиций пришёл единоутробный брат принца-президента герцог Морни и потребовал "свидетельство о морали" для пьесы, подписанное тремя знаменитыми писателями. Дюма-сын показал драму Жюлю Жанену, Леону Гозлану и Эмилю Ожье, и те рекомендовали её к постановке. Однако даже это не помогло. Лишь после переворота 2 декабря Морни, сменивший Фоше, снял запрет на постановку. Таким образом, после упорной борьбы с цензурой пьеса впервые была представлена на сцене в 1852 году. Пьеса по праву вошла в золотой фонд драматургии.

Джузеппе Верди создал на основе романа "Дама с камелиями" оперу "Травиата", премьера которой состоялась в венецианском театре Ла Фениче в 1853 году.

В ХХ веке роман был неоднократно экранизирован, в том числе с Сарой Бернар и Гретой Гарбо в главной роли.
 
Ариэль Городецкий.
Источник: журнал Суперстиль

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments