lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

СИНДРОМ ОРЛОВОЙ: ЖИЗНЬ СЛОВНО ВЕЧНОЕ КИНО

 

01.12.1950 Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова.

01.12.1950 Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова.

Фото: РИА Новости

01.12.1950 Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова.
30 декабря 1950 года. Любовь Петровна Орлова была для всех советских женщин иконой стиля и примером для подражания. При этом оставалась невероятно скромным человеком
 

Загадки жизни главной советской кинозвезды не разгаданы до сих пор. 11 февраля 1902 года родилась Любовь Орлова.

Ее можно было бы назвать самой известной советской актрисой, если бы она не была такой несоветской. Даже в сталинские времена Любовь Орлова имела замашки «не нашего образца» - роскошно одевалась, заказывала перчатки под цвет пальто в Париже, а позже, благодаря пластическим операциям, не просто тормозила время, а оборачивала его вспять: в 60 она выглядела на 30. Про ее жизнь известно все – и ничего, и понять, где Орлова была настоящей, а где – лишь той, которую ежечасно делала сама, было невозможно. «Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого!» - повторяла она. И это было правдой.

Славу ей принесли «Веселые ребята». Фильм вызвал неоднозначную реакцию, его, как хулиганский и чуть ли не контрреволюционный, даже хотели положить на полку, да и один из авторов сценария Николай Эрдман уже был сослан в лагеря. И кто знает, как бы сложилась судьба фильма, если бы Максим Горький не посоветовал Сталину посмотреть фильм лично. Вождь посмотрел, пришел в восторг, сравнил просмотр с поездкой в отпуск и… И кинематограф обрел свою главную звезду.

 

 

Кадры их кинофильма "Веселые ребята"



 

Александров, еще задумывая картину, решил, что роль главного героя Кости надо отдать Утесову. А вот с Анютой возникли проблемы. Он перебрал сотни фото актрис, отсмотрел кучу проб, даже пытался найти «самородок» по деревням, но Анюты не было.

А как ей стала Орлова – сплошные загадки и версии. 30-летняя Орлова в ту пору была актрисой студии Немировича-Данченко, который, по слухам, был в нее страстно, но без взаимности, влюблен. По одной версии, Александров просто увидел ее на сцене и обезумел, «узнав в ней Анюту». По другой – пробы Любови Петровны на роль были неудачными, и она, добиваясь роли, чуть ли не соблазнила Александрова. По третьей – она влюбилась в него еще до фильма, а он сначала не обратил на нее внимания и даже не мог вспомнить встречи, но действительно был потрясен ее игрой в «Периколе». Как бы то ни было, роль Анюты досталась ей. И она справилась с ней блестяще.

Их роман развернулся на съемках. Гагры, море, пальмы… Это было похоже на рай. Александров приехал в Гагры с женой и сыном Дугласом (мальчик был назван в честь актера Фербэнкса, и позже «переименован» в Василия). Любовь Орлова прибыла с неким Францем, австрийским дипломатом, которого представляла как мужа. Но все свободное время они проводили вместе – Александров и Орлова. Франц собрал вещи и уехал в Москву, не унижаясь объяснениями, потом уехала и жена Александрова. Режиссер и актриса остались вдвоем. Теперь уже – навсегда.

 

01.02.1956 Кадр из фильма "Волга - Волга". Счетовод Алёша Трубышкин - актер Андрей Тутышкин, Дуня Смирнова (Стрелка) - актриса Любовь Орлова. 

 

Свадьба состоялась вскоре после премьеры. Разводы в то время не поощрялись, но советское руководство смотрело на эту ситуацию, прикрыв глаза. Они казались созданными друг для друга, стали единым целым, при этом – невероятной, бронебойной, ничего не боящейся силой.

Любовь Петровна и Григорий Васильевич получили за фильм по ордену. Утесову дали фотоаппарат. А после фильма «Цирк» сплоченную команду из режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача в народе окрестили орловскими рысаками.

… Ее трудно было понять. Ее первый муж, Анатолий Берзин, заместитель председдателя наркома земледелия, был арестован к моменту ее брака с Александровым уже несколько лет. Как-то Сталин обронил фразу, что готов исполнить любое ее желание. Она не потребовала ни квартиры, ни машины, но попросила узнать, что с Берзиным. Вскоре ей сообщили, что он в ссылке в Казахстане, и высокий чин с Лубянки деликатно уточнил – не воссоединить ли семью. Она выслушала информацию, но больше ни о чем не просила. Наверное, так она поставила точку в прошлой жизни. И перевернула страницу.

 

14.10.1936 Кадр из фильма "Цирк" (режиссер Григорий Александров). Любовь Орлова (в центре) в роли Мэрион Диксон, Сергей Столяров (справа) в роли Мартынова, Джеймс Паттерсон в роли сына Мэрион. 

 

Крошечная, метр 58 сантиметров, Орлова страшно боялась поправиться, прибавить хоть сантиметр к своей 43-сантиметровой талии. Став кумиром сотен женщин (желание подражать ей даже нарекли "синдромом Орловой"), она поддерживала этот статус безжалостно по отношению к себе. Параноидально боясь возраста, морщин, она бешено занималась гимнастикой и не просто следила за собой, а оттачивала каждый взгляд, каждый взмах ресниц. Вы никогда не видели ее рук на экране, знаете - почему? Потому что они – не соответствовали созданному ей идеальному образу. После революции, в голод, они с сестрой Нонной таскали в бидонах молоко на продажу. С тех пор руки ее были натруженными и грубоватыми. У звезды таких быть не могло.

О ней говорили разное. Актриса Лидия Смирнова до последнего своего дня повторяла, что у нас была и есть лишь одна настоящая звезда – Орлова, и восхищалась, что кинодива никого не пускает в свою жизнь. «Они с Александровым расходились по разным номерам, но что у них да как – никто ничего не знал, это было статусное поведение!» - повторяла Смирнова. Фаина Раневская дружила с ней и считала ее добрейшим человеком, но язвила: «Когда Любовь Петровна поет, кажется, что кто-то писает в пустое ведро». Рина Зеленая ехидно замечала, что «лицо у Орловой было противное, пока за него не взялся Александров». Но какой бы она ни была, история хранит множество свидетельств тому, что Орлова не единожды выручала простых людей, которые писали ей письма с просьбой помочь в чем-либо – обращаясь как к недостижимому божеству, последней надежде.

По меркам советского времени они с Александровым были не просто обеспеченными, а сверхобеспеченными людьми. Огромная дача во Внуково с каминным залом, на территории роскошного леса, высоченные гонорары: Любовь Петровна как-то говорила, что с гастролей привозит деньги чемоданами. Ее даже покритиковала за это «Советская культура», правда без особых последствий для звезды. Но при этом она берегла своего Григория Васильевича от забот и волнений. До последнего дня они были на «вы»…

В 70 лет она лихо била чечетку на гастролях. А в 72 начала сниматься в картине «Скворец и лира» с Петром Вельяминовым. Она впервые не плясала и не пела, переживания ее героини, которой по сценарию было 20 лет, были исключительно внутренними. Кадры с 72-летней Орловой в подвенечном платье сохранились в архивах. Фильм на экраны не вышел. Пластика уже не могла побороть неизбежное старение.

 

06.05.1950 Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова (1902-1975).

 

От нее скрывали диагноз – рак. Но она догадывалась, что с ней. «Я устала жить», - обронила она в один из последних дней. Она больше не могла ни бороться, ни быть идеалом. А значит жизнь лишилась смысла.

Александров примчался к ней в больницу после ее ночного звонка. «Ну что же вы так долго, Гриша…» - успела сказать она.
Он велел не показывать ее лица на церемонии прощания в Театре имени Моссовета. Она бы не простила. Ее должны были запомнить такой, какой она была в «Веселых ребятах», «Цирке», блистательных театральных постановках. Звезды такого масштаба не гаснут.

Вместо послесловия

Александров пережил свою «Анюту» на 11 лет. Через год после ее смерти он похоронил сына от первого брака и женился на его вдове. При жизни Орлова с ней не ладила. После смерти Александрова его вдова не разрешила похоронить их в одной могиле с Орловой. Квартира и дача были проданы.

СПРАВКА

Любовь Орлова родилась 11 февраля 1902 года в семье дворянина Петра Орлова и дворянки Евгении Сухотиной, дальней родственницей Льва Толстого. В 15 лет поступила в консерваторию, параллельно училась в техникуме на хореографическом отделении и подрабатывала тапером в кинотеатре. Снялась в 17 фильмах. Похоронена на Новодевичьем кладбищ

 

Подробнее:http://vm.ru/news/2015/02/10/sindrom-orlovoj-zhizn-slovno-vechnoe-kino-278258.html

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments