lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

НИКИТА КИРСАНОВ: "ПЁТР МАРТЫНОВИЧ И ГОДЫ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ". ЧАСТЬ 2

Автор - НИКИТА_КИРСАНОВ-1. Это цитата этого сообщения
Никита Кирсанов: "Пётр Мартынович и годы Большой жизни". Часть 2.

В 1930 году, окончив среднюю школу, Пётр Алейников приехал в Ленинград и подал заявление в Институт сценических искусств. Там был большой конкурс - из тысячи человек, подавших заявление, надо было выбрать сорок.
1 (524x700, 178Kb) Члены экзаменационной комиссии предложили Петру исполнить любимое литературное произведение. Он начал читать по-белорусски "Тараса на Парнасе". Читал легко и непринуждённо, как бы рассказывая о реально увиденном. Сохранялась и национальная тональность, и народная интонация замечательного произведения. Заинтересованные экзаменаторы удивлённо улыбались.
- Вы прочитали нам, как Тарас неожиданно столкнулся с медведем, а теперь представьте, что здесь, вокруг нас лес, вы спокойно собираете грибы. Вдруг увидели: из-за дерева, на задних лапах прямо на вас надвигается медведь.
Экзаменаторы внимательно следили за исполнением этюда. Вот Пётр поднял пару сыроежек, попробовал на вкус и положил в воображаемый кузовок... Заинтересовался какой-то птичкой, смотрел, как она прыгает по веткам, потом исчезает в листве. И снова вспорхнула и полетела, а он следил за её полётом, и когда она скрылась в вышине, Пётр опустил голову - перед ним стоял огромный медведь. Растоптав кузовок с грибами, мишка поднялся во весь рост, и шагнул к грибнику...
Экзамены окончились, и Пётр Алейников был принят в институт... Только сам он долго об этом не знал - не мог отважиться глянуть в список зачисленных.
"В те дни, - говорил он, - я блуждал по Ленинграду, ничего не видел, был как в тумане: сегодня пойду. Нет лучше завтра утром. А назавтра вновь колебался.
В конце концов, готовый ко всему худшему, пришёл в институт и ... Сколько не рассматривал список, каждый раз находил себя, не веря собственным глазам".
Его зачислили на кинематографическое отделение, которое вёл заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Герасимов. Этот выдающийся актёр и педагог был уже известен и как хороший актёр. Герасимов стремился подготовить специалистов с расчётом на дальнейшую совместную работу с ними в кино.
По существу именно тогда Герасимов создал первую в стране киноактёрскую мастерскую, в скором времени принесшую большую пользу отечественному кинематографу. В кинофильмах "Семеро смелых", "Комсомольск", "Учитель", "Молодая гвардия" снимались студенты и выпускники его мастерской.
Будучи студентом, Алейников снялся в небольших ролях в фильмах "Я люблю", "Встречный", "Крестьяне". Эти роли принесли ему неоспоримую пользу - он познакомился с опытными киноактёрами, с процессом создания фильмов. То, чему учил его Герасимов, Пётр вкладывал в создаваемых на экране персонажей.
Кто-то однажды спросил Алейникова, занимают ли его в съёмках "Белгоскино". Он удивился, что белорусская кинофабрика находится в Ленинграде, в бывшем частном театре, на канале Грибоедова. В тот же день направился к землякам. Ходил из павильона в павильон, рассматривая декорации, площадки, наблюдал съёмки. Истосковавшись по живому родному слову, пытался заговорить по-белорусски, но на него посматривали с непонятным недоумением, и он умолкал. Встречались там люди, которые запамятовали не только родной язык, но и саму республику. Темы и сюжеты сценариев и постановок не касались её бурной, богатой событиями жизни. Это потрясло Алейникова, и он вернулся со "смотрин", испытывая горькое чувство неудовлетворённости.
Через некоторое время он снова появился на канале Грибоедова. К сожалению, и на этот раз ни с кем не завязалась у него беседа, не нашлось чуткого человека. Обычная кинематографическая суета пораждала у некоторых, даже у мастеров, равнодушие и холодок ко всему, что не затрагивало их личных желаний и интересов.
Именно вот такие люди, выслушав парня, начали по-менторски поучать: мол, выбрал он себе не тот путь, советовали отказаться от киноискусства и избрать "более подходящую" и "надёжную" профессию. К сожалению, существует ещё такая болезнь - предвзятость. Случается, определят человеку мерку и наденут на него ярлык. Подобное произошло с Петром Алейниковым. Он терпеливо ожидал удачи, но счастье ему не улыбалось. В "Белгоскино" его снимали в массовых сценах, как обычного статиста. К такому его положению привыкли в административной и режиссёрской среде. В карточке было записано: "Пригоден только для массовок".
А тем временем Сергей Герасимов вёл всестороннюю воспитательную работу в мастерской. Он внимательно изучал индивидуальные особенности студентов. И в дальнейшем, работая над сценарием и фильмом "Семеро смелых", "прикидывал" характер и судьбу персонажа к определённому актёру. Так был "прикинут" и Петька Молибога. Этот образ создавался с расчётом на индивидуальность Петра Алейникова. И тот не только блестяще воплотил на экране литературный замысел и режиссёрскую трактовку. Он внёс в фильм подлинное дыхание жизни, теплоту, обаяние, какую-то "магнетическую" привлекательность.
10 (700x498, 171Kb) Молибога Петра Алейникова имел сенсационный успех. С этого фильма и началась большая киножизнь артиста. Его полюбили миллионы кинозрителей. Именно "Семеро смелых" вывели Алейникова на широкую дорогу кинематографа. Его стали приглашать из фильма в фильм. Режиссёры спорили за право его снимать. Бывало, что он снимался параллельно в двух фильмах. Новых картин с участием Петра Мартыновича Алейникова люди ожидали с нетерпением.
Сергей Герасимов рассказывал, что в первом варианте сценария "Семеро смелых" Молибога был почти незаметен. У него было всего три-четыре реплики. Но когда роль поручили Алейникову и начались репетиции, все почувствовали необходимость расширить роль. Актёр вносил столько точности, изобретательности и обаяния в игру, что сценаристы Ю. Герман и С. Герасимов стали дописывать для него новые эпизоды и сцены. Личные качества и облик актёра до такой степени совпадали с образом, что участникам съёмочной группы казалось, будто вовсе не Молибога, а настоящий Алейников остаётся зимовать на далёком арктическом островке. Даже имя и отчество оставили собственные - Пётр Мартынович.
Любопытно, что готовясь к роли повара Молибоги, Алейников учился кулинарии у настоящего мастера. Он рассказывал: "Учился я старательно, скрупулёзно выполнял все требования шеф-повара. Постепенно научился точить ножи, шинковать капусту, морковь, и всё время ходил с порезанными и ободранными руками. И вот уже в конце "курса науки" я с привычной лёгкостью, единым махом переворачивал на шипящей сковородке десяток оладий - и поневоле ощущал настоящее удовлетворение. Когда же я признался мастеру, что учился только для того, чтобы сыграть роль повара, учитель мой очень обиделся и сказал:
- Эх, Петя. Пустое всё это. Мог бы человеком стать, а ты в какие-то артисты метишь..."
Удивительное мастерство создания роли принесло молодому актёру много радости, но и немало горечи. Нашлись такие люди, эстетически глухие и предвзятые, которые начали отождествлять Петра Алейникова с образом, сыгранным им. К нему прицепили ярлык "ограниченности диапазона". После чего в жизни актёра было много горьких дней непонимания и до конца своих дней он не избавился от душевной травмы. Но об этом позже...
Сергей Герасимов, окрылённый успехом картины "Семеро смелых", зажёгся идеей поставить фильм "Комсомольск". Алейникова назначают на роль парня-весельчака, приехавшего на Дальний Восток строить новый город в тайге. К сожалению, результат не оправдал его надежд. Снимали Алейникова мало. Актёру негде было развернуться. Но, не смотря на "прокрустово ложе" роли, сыграл её Алейников ярко и выразительно. Жаль только: блеснул его герой на экране, привлёк к себе симпатии и... исчез.
В предвоенные годы завоевал всенародный успех фильм Ивана Пырьева "Трактористы". Алейников сыграл Савку - озорного весёлого тракториста. Но и здесь ему не повезло. Было что делать только в одном эпизоде. Несмотря на это, все, кто видел "Трактористов", запомнили Савку навсегда.
5 (700x481, 162Kb) В кратком размере кинодействия Пётр Мартынович проявил исключительное умение живой лепки образа. В кинематографических кругах заговорили о его удивляющей комедийности, магнетической обаятельности. Подростки подражали его походке, манере разговаривать и петь. Перед молодым актёром возникла совершенно непредвиденная забота: каким образом уклониться от всё возрастающего количества назойливых поклонников, докучавших ему на каждом шагу.
И всё-таки нашлись "критики", которые оценивая Савку, утверждали: "Изображён он действительно удачно, но именно потому, что актёр играет самого себя". Это было совершенно ошибочным, безосновательным отождествлением исполнителя с персонажем.
Кто близко знал Алейникова, легко отделял его от его ролей. В жизни Пётр Мартынович был серьёзен, задумчив, тих. Однако с чувством достоинства умел давать сдачи, когда пытались оскорбить или унизить его. С достойными людьми он вёл себя чрезвычайно деликатно. А его образы - эти шумные, полные неудержимого озорства парни - яркое свидетельство сознательного творчества актёра. Именно творческого перевоплощения, а не случайного типажного совпадения.
Писатель Павел Нилин, заинтересовавшись жизнью и трудом шахтёров, поселился в шахтёрском посёлке. Никто не знал, кто он такой, его почему-то считали инженером-инспектором из Наркомата горной промышленности. Нилин подружился с шахтёрами, изучал их интересы, психологические особенности. Писатель стал посылать в газеты и журналы очерки о жизни в посёлке. От них повеяло свежестью атмосферы, правдой горняцкого быта. Затем Нилин написал книгу "Человек идёт в гору" и на этом богатом материале создал киносценарий "Большая жизнь". Через рельефные образы и драматические столкновения здесь правдиво изображены противоречия шахтёрской жизни.
С энтузиазмом приступил к постановке фильма по этому сценарию талантливый режиссёр Леонид Луков. Ему хотелось спроецировать на экран своё знание шахтёрской среды. Он родился и вырос в Донбассе, трудился рабочим мариупольского завода.
Картину ставила Киевская киностудия. Луков стремился достигнуть драматического напряжения действия и единства стиля актёрской игры. Пётр Алейников, утверждённый на роль Вани Курского, через много лет говорил: "Из всех режиссёров наиболее ценю Леонида Лукова. Он умеет зажечь на творчество, помочь уловить жизненную достоверность. У него удивительно острый глаз, замечающий малейшую подделку. Он в совершенстве владеет способами раскрепощения актёра, освобождением его от внутренней и внешней скованности. Работать с Леонидом Луковым интересно и радостно".
В феврале 1940 года фильм вышел на экраны. Рецензенты молчали. Они не оценили художественного новаторства "Большой жизни". Кинематографические снобы сбили с толку кинопрокатчиков. Фильм был снят с основных экранов и попал в списки третьей категории, с правом демонстрации в мелких клубах.
В редакции газет посыпались жалобы. Зрители требовали вернуть фильм на широкий экран. Возникла необходимость в общественных просмотрах. И везде, где они проходили, "Большая жизнь" производила сильное впечатление. 3 ноября 1940 года газета "Правда" писала, что "Большая жизнь" принадлежит к числу произведений, которыми по праву гордиться наш народ. "Правда" упрекала кинокритиков за недооценку этого замечательного фильма, положительно характеризовала не только сценариста и постановщика, но и каждого актёра в отдельности. Об Алейникове в частности говорилось: "Оригинальным и талантливым артистом проявил себя Пётр Алейников в роли Вани Курского - друга Балуна. Играет он весело, озорно, виртуозно".
3 (538x700, 204Kb) Демонстрация фильма была возоблена во всех кинотеатрах и вызвала всенародный интерес. На киностудию потоком шли письма с просьбами сообщить, где живёт и на какой шахте работает Ваня Курский? Отслужил ли он в армии, будет ли жениться? Когда у него отпуск?
Создателей фильма приглашали на многочисленные творческие встречи. Все знали, что перед ними артисты и смотрели на них со сдержанным любопытством. Но как только замечали Петра Алейникова, сдержанность исчезала: "Курский! Ваня Курский!" - с восторгом кричала молодёжь.
Жизненное соответствие поведения в образе всегда являлось для Алейникова главной заботой. Репетируя, он сразу определял малейшее нарушение достоверности. Абсолютно не мог беспричинно, безосновательно, по одной лишь прихоти автора или режиссёра превращать отрицательный персонаж в положительный и наоборот. Ему необходима была психологическая мотивировка действия и поступка. Когда этого не давали в достаточной мере драматургический материал и его постановочная разработка, Алейников искал и находил свои - актёрские - средства выразительности.



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments