lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

НИКИТА КИРСАНОВ: "ПЁТР МАРТЫНОВИЧ И ГОДЫ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ". ЧАСТЬ 3

Автор - НИКИТА_КИРСАНОВ-1. Это цитата этого сообщения
Никита Кирсанов: "Пётр Мартынович и годы Большой жизни". Часть 3.

2 (518x700, 169Kb) В 1941 году, в самый тяжёлый период Великой Отечественной войны, создавался фильм "Александр Пархоменко". Сценарий написал Всеволод Иванов - автор одноименного романа. Постановку поручили Леониду Лукову. Съёмки происходили в условиях эвакуации около Новосибирска, а затем в Средней Азии. Пётр Алейников сыграл в этом фильме роль адъютанта Пархоменко - Гайворона.
Фильм пользовался огромной популярностью у фронтовиков, а песня про Лизавету, которую исполнял герой Алейникова, была подхвачена и зазвучала так же широко, как знаменитый "Огонёк". Обсуждая полюбившегося всем Гайворона, наши бойцы часто вспоминали Петра Алейникова в его довоенных ролях, много говорили о нём...
... Осенью 1941 года молодой лётчик Виктор Талалихин совершил свой знаменитый таран вражеского бомбардировщика. Три дня спустя М.И. Калинин вручил ему Золотую Звезду Героя Советского Союза.
Драматург Георгий Мдивани решил написать пьесу про воздушных защитников Москвы. Он познакомился и подружился с Виктором Талалихиным. Посетил полк, где служил знаменитый лётчик, беседовал с ним и его боевыми друзьями. Постепенно в пьесе оживал характер весёлого, остроумного, чуткого парня Ильи Стрельцова, в котором узнавался прообраз.
Однако случилось непопровимое - Виктор Талалихин не вернулся из очередного боя. Мдивани тяжело переживал смерть друга. С разрешения Мдивани М. Блейман и М. Большинцов написали по пьесе сценарий фильма "Небо Москвы".
Начали искать актёра. Было ясно, что сыграть Илью Стрельцова не просто. Героизм проявлялся в нём только во время боя, где всё зависело от мгновенной реакции, гешительности и умения владеть собой. А в обычной жизни был он скромный, тихий, застенчивый человек.
Требовался актёр, который сумел бы проявить лиричность, открытость, чистоту души. Постановщик фильма Юлий Райзман стремился подчеркнуть именно эти качества. Ему хотелось, чтобы зрители полюбили героя, почувствовали его близким и родным. И Райзман отважился поручить роль лётчика Стрельцова Петру Алейникову.
Многие режиссёры пожимали плечами: дескать, как мог Райзман пойти на такое - пригласить актёра "балаганных" ролей и наивно верить, что он создаст образ положительного героя.
Зато Пётр Мартынович обрадовался. Его всегда удивляло, что даже мастера кинематографа отождествляют его, Алейникова, с создаваемыми им персонажами. Юлий Райзман пренебрёг этой молвой. И не ошибся! Выдающийся актёр при чутком воздействии режиссёра создал возвышенный, поэтичный образ современника. Миллионы кинозрителей полюбили Илью Стрельцова в исполнении Алейникова.
Успеху фильма сопутствовала музыка Сергея Рахманинова и мастерски осуществлённые Александром Птушко комбинированные съёмки.
К сожалению не всё можно снять при помощи кинотехники. Оставалась необходимость в натурных и павильонных съёмках. Однажды Алейников чуть не погиб. Его повесили в кабине самолёта под потолком высокого павильона. Работали слаженно, но вдруг кабина сорвалась. Все, кто был на съёмочной площадке, и в том числе те, кто "страховал", держа в руках запасные канаты, замерли в растерянности. Не растерялся лишь Алейников, проявив смекалку и ловкость героя, которого играл. Пулей выскочил он из кабины и уцепился обеими руками за близлежащий щит деревянной декорации. Сорвался с него и уже гораздо ниже ухватился за свисавший с колосников верёвочный канат. Повисел несколько секунд, почувствовал, что "горят руки", и спрыгнул на пол. А от сорвавшейся кабины осталась груда обломков.
253785 (700x540, 132Kb) В 1946 году режиссёр Л. Арнштам приступил к съёмкам фильма "Глинка" по собственному сценарию. На роль Александра Сергеевича Пушкина он пригласил Петра Алейникова. Это уж совсем удивило кинематографистов. А Пётр Мартынович, хоть и понимал, какая ответственность ложиться на него, дал решительное согласие.
Свою работу над ролью Алейников начал с исследований. Читал письма Пушкина разным адресатам, стараясь почувствовать живую душу гения. Перечитывал воспоминания близких Пушкину людей. Изучил комментарии Б. Модзалевского к переписке поэта. Посмотрел в кинопрокате старый фильм "Поэт и царь" (Пушкина там сыграл Евгений Червяков - советский актёр и режиссёр, погибший во время Великой Отечественной войны. У червякова были интересные находки в создании образа поэта). Часто беседовал с учёными-пушкинистами. С особенным вниманием изучал Алейников взаимоотношения Пушкина и композитора Михаила Глинки. Его интересовало то, что не вошло в сценарий, но давало необходимые нюансы для образа.
Наступил момент, когда Алейников так вжился в образ, что решился показаться режиссёру. Лев Арнштам был поражён тем, как обстоятельно и всесторонне подготовился исполнитель, как убедительно интонировал и непринуждённо двигался перед камерой.
Однако, не все кинематографисты приняли Алейникова в роли Пушкина. Находясь под впечатлением его комедийных образов, они не смогли оценить актёра в "серьёзной" работе. Нашлись также охотники принизить талант, создать иллюзию провала.
Сам Алейников считал, что роль Пушкина ему удалась. Обычно не склонный к самооценкам, на этот раз он утверждал, что сыграл роль убедительно. Угнетённый критическими отзывами, он решил понаблюдать за зрителями. Созданный им образ Пушкина воспринимался с интересом.
Алейников присутствовал на обсуждении фильма в Домах учёных, литераторов, журналистов, учителей, композиторов, художников. И там его Пушкин ни у кого не вызвал внутреннего протеста. Наоборот, многие отмечали, что создан вдохновенный, обаятельный образ поэта. Тогда Алейников шумно запротестовал против критических оценок, дошло до скандалов. В ответ появились сатирические фельетоны. Актёр нервничал, терял волю и контроль над собой, уходил в длительные запои.
93133 (700x546, 104Kb) Всё реже стали приглашать его сниматься. На протяжении ряда лет он не сыграл ни одной значительной роли.
В поисках творческой работы, популярный актёр объезжает всю страну с концертными бригадами. После каждого выступления его приветствуют зрители, все интересуются, почему он так долго не "выходит" на экран? Алейников страдал: эстрада не давала ему удовлетворения, а киностудии отгородились от него. Тем не менее он много времени отдавал актёрским этюдам, веря, что ещё доведётся трудиться по призванию.
На его московский адрес приходило огромное количество писем со всех концов страны. Писали о том же, о чём спрашивали на встречах: "Почему вы не снимаетесь? Вы перестали играть роли в кино? Говорят, возгордились. Правда ли? Вас любят и помнят, так стоит ли пренебрегать искренностью?! Скорее снимитесь!"
Подобные письма доставляла ему почта и на киностудии, и в Центральный Дом кино. Писали и без адреса, просто: Москва, Петру Алейникову. Находили его и такие письма.
Вероятно, кто-нибудь иной, очутившись в его положении, напомнил бы кинорежиссёрам о своём существовании. Алейников, совершенно безразличный к славе (дома у него хранилось всего три фотоснимка из тех - лучших - его времён), терпеливо ждал приглашения.
"Он считал нескромным рекламировать себя, а тем более кого-то и о чём-то просить, - рассказывала жена Алейникова Валентина Ивановна Лебедева. - Он ждал".
А время шло.
В последние годы Алейникову жилось не ахти как радостно. Где-то лет в сорок артиста практически списали со счетов. Сниматься почти не звали, предлагали всё больше эпизоды - от милиционеров до пожарных. Вероятно, шлейф скандалов (похоже, изрядно раздутых "доброжелателями") заставлял режиссёров опасаться: а ну как подведёт? Или, чего доброго, в глазах группы скомпрометирует: снял же однажды штаны перед постановщиком картины "Случай в вулкане", предъявив голый зад: вот, мол, кто ты, а не режиссёр!
А ещё навалилась беда - мокрый плеврит. Он запустил болезнь, поставил жизнь под угрозу. Врачи сделали операцию, и он остался жить с одним лёгким. Вернулся из больницы ослабевшим с сединой на висках. Лишь глаза светились прежним озорным светом.
Он смирился с судьбой, жил теперь только одной надеждой, что его дети - сын Тарас и дочь Арина - пойдут его дорогой и сделают то, что не удалось сделать ему. Нередко высказывал желание сыграть человека немолодого, с множеством жизненных неудач, но не очерствевшего, не истратившего душевной чуткости и любви к людям.
Летом он приезжал в свою деревню на Могилёвщине. Ходил с односельчанами косить сено, молотить хлеб. На родине он отдыхал. И совсем воспрянул духом, когда однажды получил известие, что его ожидает работа, о которой он мечтал столько лет. Режиссёр из "Туркменфильма" Булат Мансуров пригласил его на роль. Более того, он пожелал, чтобы вместе с Алейниковым снялись его дети - Арина и Тарас. (Сегодня, сына Алейникова - Тараса, ставшего кинооператором-документалистом, уже нет в живых; дочь - актриса Арина Алейникова, живёт с семьёй в США - Н.К.).
Сценарий Юрия Трифонова и Булата Мансурова "Утоление жажды" рассказывал о строительстве Каракумского канала. Роль Марютина, предложенная Алейникову, была небольшой. Но в результате блестящего исполнения получилась одной из самых значительных в фильме. В трагедии Алейников оказался также велик и достоверен, как и в комедии. Роль Марютина принесла Алейникову премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. Но признание запоздало - актёра уже не было в живых.
... Снимали "Утоление жажды" на трассе Каракумского канала во время его строительства. Жили в вагончиках на станции Захмет. Работали по 14-16 часов в сутки. Алейников торопил, хотел успеть сняться, ибо чувствовал себя скверно, никаких иллюзий насчёт своего здоровья не имел.
Арина Алейникова вспоминала: "Я никогда не играла вместе с отцом. Даже дома, в шутку. Правда, он очень интересовался моей учёбой в институте, тяжело переживал мои срывы и неудачи, и всегда требовал от меня - правды и искренности. И вот я встретилась с ним на съёмочной площадке... Он давно хотел сыграть старого мудрого человека. Показывал нам, как он ходит, как говорит, - отец был удивительно наблюдательный... Хороший партнёр, с которым на площадке сразу завязывался контакт, который умеет одним взглядом, жестом, еле уловимым движением помочь найти надлежащее состояние, сыграть эпизод так, как полагается. Помог мне отец и на съёмках "Утоления жажды". У меня совсем не было ощущения, что это мой отец. Предо мной был актёр. И хотя в фильме мы играем отца и дочь, но это были уже не отец и дочь Алейниковы, а отец и дочь Марютины...
171515 (700x560, 105Kb) Арина Петровна Алейникова.
292788 (465x689, 183Kb) Тарас Петрович Алейников.
... Жара в пустыне, а у отца - одно да ещё больное лёгкое. Но держался он мужественно: шутил, смеялся, был душой общества. И всё же как-то сорвался, узнав, что эпизод, мучительно отснятый накануне, получился на плёнке невыразительным... У него уже не было сил для пересъёмок...
Однажды кашлянул сгустком крови. Не признался в этом, только попросил, чтобы снимали побыстрее. В тот день особенно нестерпимо мучила жажда. Он не сдержался и выпил полную кружку ледяной воды. Стало очень плохо и он слёг.
Перед отлётом в Москву всю ночь не смыкал глаз, рассказывал про беспризорника из Белоруссии, который стал киноактёром, про людей, выведших его на дорогу. Со слезами на глазах рассказывал про свою вторую мать, замечательную женщину, не пережившую ленинградской блокады. Когда он был студентом, эта женщина помогала ему, чем могла".
В ту бессонную ночь у Алейникова спросили, не сменить ли название фильма?
- Булат, - сказал Пётр Мартынович Мансурову. - Я тебя очень прошу, не меняй, ибо этот фильм - утоление моей актёрской жажды!
9 июня 1965 года Пётр Мартынович Алейников умер.
Общеизвестна история, когда Алейникова не стало, его закадычный друг Борис Андреев пришёл в Моссовет и, стукнув кулаком по столу, заявил: если другу Петьке, не имеющему звания народного артиста СССР, не полагается место на Новодевичьем кладбище, то он Андреев, уступает своё... И Алейникова схоронили на престижном погосте. Мало кто знает, что сам Борис Фёдорович, переживший Петра Мартыновича на 17 лет, лежит вдали от могилы закадычного друга - на Ваганькове. Просто ему-то своего места на Новодевичьем никто не отдал. Похоже, измельчало сословие народных артистов с уходом таких могикан, как Алейников с Андреевым.
7 (700x381, 231Kb)



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments