lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ .МИХАЙЛОВСКИЙ НИКИТА ВИКТОРОВИЧ



Актер



«Прежде всего, Никита, конечно, не только актер. Он не исчерпывается этим словом. В нем гармонично сошлись божьи дары. Потому что он был очень светлый человек. Он был потрясающего, тончайшего гостеприимства человек. Он был удивительного такта человек. Чувствительность его была невероятна. Душевные его вибрации были такого привлекающего свойства, что диапазон людей, с которыми он был дружен, невероятен. Никита находился в очень равных отношениях как бы целиком с культурой 1980-х годов, выраженной самыми разными людьми. И это был не просто диалог... он не поддерживал диалог, он его развивал». Борис Юхананов.





Яркая, но быстро сгоревшая звезда советского лирического кинематографа – Никита Михайловский, родился 8 апреля 1964 года в Москве. 

Своему отчиму Никита был обязан началу своей блестящей, но недолгой карьеры. Виктор Сергеев привел семилетнего мальчика на съемочную площадку ленты «Ночь на 14-й параллели», где тот неожиданно чутко и артистично сыграл роль сына Валентина Гафта, исполнявшего роль главного героя. 

С трогательной грустью вспоминал Никиту и его родной отец Александр Михайлович: «Однажды гуляли с ним в Ленинграде по Летнему саду, рассматривали скульптуры, говорили ни о чем. Маленький был такой, ножки пухлые, коленки в ямочку. И вот он говорит мне: «Папа, я хочу тебе подарить подарок». И достает из кармана ленинский пионерский значок. До сих пор храню его как главное сокровище в жизни».



Никита был талантливым ребенком. Находясь среди любящих и заботливых людей, он рано начал самореализовываться. С шести лет Никита работал фотомоделью и манекенщиком, он был звездой любого журнала моделей детской одежды. 



После первого фильма «Ночь на 14-й параллели» один за другим последовали другие картины. Он снялся в фильме «Пятёрка за лето» в 1974 году, в короткометражном фильме «Будь здоров, школяр» в 1976 году, в фильме «Объяснение в любви» в 1977 году, в фильме «Дети как дети» в 1978 году, в фильме «Чужая» в 1978 году и в фильме «Старшина» в 1979 году. Немалую помощь оказал в профессиональном становлении Никите его отчим.



Радостная жизнь быстро восходящей звезды была рано омрачена горем: когда Никите было 14 лет, он потерял любимую маму, свою поддержку и опору. После этого трагического события Никита испытывал депрессию, которую преодолевал болезненно и долго. Ему помогали друзья, поддерживали родной и приемный папы, но ранимая душа Никиты была надолго травмирована потерей. Все изменилось после выхода на экраны в 1981 году картины «Вам и не снилось», снятой по мотивам повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька».



До создания этой повести Галина Щербакова написала несколько нигде не изданных произведений. Идею этой повести ей подсказал сын. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын залез по водосточной трубе к девушке на шестой этаж. Спускаясь по этой же трубе вниз, он упал, но всё обошлось без травм. Именно этот случай подсказал Щербаковой образ мальчика, падающего с большой высоты из-за любви. Написав повесть «Роман и Юлька», она отнесла ее в редакцию журнала «Юность», но повесть так и не была напечатана, и тогда Щербакова отправила её на студию имени Горького. На конверте она написала «Сергею Герасимову», потому что никого другого на студии она больше не знала. Вскоре Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась, и она сделает всё возможное, чтобы по ней был снят фильм. А спустя ещё два дня Щербакова разговаривала с режиссером Ильёй Фрэзом.

В разгар подготовки съёмочного процесса осенью 1979 года повесть была напечатана в журнале под редакторским названием «Вам и не снилось».



Кинофильм Ильи Фрэза «Вам и не снилось», прославивший Никиту Михайловского, прошел долгий путь от идеи до ее воплощения. Первым камнем преткновения стали имена главных героев – Роман и Юля. Чиновники в комитете Госкино усмотрел в них прямые отсылки к шекспировским Ромео и Джульетте, и главная героиня на этапе утверждения сценария поменяла имя на нейтральное «Катя». Подвергся жесткой критике и финальный эпизод повести, где Роман падал из окна, так как читателю становилось ясно, что главный герой погибал. Чтобы избежать такого драматизма, сценарий был переписан, и юноша в финале оставался жив. Галина Щербакова потом говорила, что работа над фильмом далась ей очень сложно, но она благодарна всем участникам процесса за каждый съемочный день: «Этот фильм я и люблю, и ненавижу, но мне дороги месяцы воспоминаний о съёмочном процессе. Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский ещё учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актёрствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».



На главную роль в фильме «Вам и не снилось» Никиту утвердили практически без проб. Подходящего актера не могли найти очень долго, режиссер отчаялся увидеть в кандидатах на роль необходимое ему сочетание наивности и эмоциональной зрелости.  

Несмотря на юность и неопытность, Никита поражал глубиной своей игры. Его партнерам на площадке казалось, что подросток знал о любви больше, чем его взрослая замужняя партнерша. Татьяна Аксюта рассказывала: «Илья Фрэз – большой знаток детского кино, он любил снимать по пять-шесть дублей подряд, добиваясь совершенства. Для Никиты хватало одного – он внутренне готовил себя к каждому дублю, и раскрывался сразу.

Когда кинолента «Вам и не снилось» вышла на экраны – эффект был колоссальный. На группу создателей, в особенности на Илью Фрэза, набросились полчища критиков, от заурядных журналистов и до высокопоставленных лиц советского кинопроизводства. Режиссера, сценаристов и актеров обвиняли в высочайшей степени безнравственности, в пропаганде разврата, в пособничестве обнажению романтики, а значит и пошлости, в откровенном показе тех явлений, которые нужно запрещать и прятать от приличной публики. Одновременно с этим Никита Михайловский и Татьяна Аксюта обрели невероятную популярность. Им писали письма тысячи зрителей разных возрастов, полов и характеров. Все они благодарили актеров за прекрасные образы и пронзительную историю о настоящей любви. 



Жизнь Михайловского только начиналась, перед ним открывалось множество перспектив, он был талантлив, имел миллионы поклонников, обладал нравственной чистотой и непосредственностью характера. Выбор профессии был предрешен и очевиден. Никита без проблем поступил в ЛГИТМиК, где прекрасно учился. Кроме того, он имел серьезную поддержку в лице отчима Виктора Сергеева, возглавлявшего «Ленфильм». 

Параллельно с увлеченным погружением в профессию, Никита много рисовал, писал сказки и стихи, вращался в артистических кругах Ленинграда. Удачно складывается и его личная жизнь - он женился, и у него родился ребенок. Первой женой Михайловского стала его соученица, актриса, в дальнейшем ставшая модельером - Анастасия Михайловская.  



Счастливым отцом дочки Сони Никита Михайловский стал в 1986 году. 



Молодая семья жила у родителей Насти, и это вызывало определенные сложности. Кроме того, Никита много внимания уделял своим друзьям. Человек эмоционально открытый, он считал дружбу и верность невероятно важными составляющими своей жизни. Вот что об этом периоде вспоминал Александр Михайловский: «Настина мама однажды взмолилась: «Никиточка, родной, у тебя же своя квартира есть, почему бы тебе и Насте не переехать туда». И получила ответ: «Вы же знаете, что там живут мои друзья». Отец Никиты отмечал, что среди многочисленных друзей было слишком много людей случайных, которые хотели погреться в лучах славы Никиты или преследовали какую-то иную выгоду. Сам Никита всем верил безоговорочно, приходил на помощь, выручал деньгами, брал на себя проблемы и неурядицы, иногда полностью игнорируя собственные интересы.

Честность, чувствительность, открытость миру во всех его проявлениях и чрезвычайная доброта – это те качества, которые все современники актера не уставали в нем подчеркивать. Не просто способность сочувствовать отличала Михайловского, он проживал чужую беду, вживаясь в нее лучше, чем в любую роль. 

Друг актера, режиссер Борис Юхананов отмечал те же глубинные и чистые эмоции, которые были свойственны Никите: «У него было много друзей, его любили многие женщины, и он любил многих - он умел любить, а это редкий дар. Его хватало не только на дорогих ему женщин, но и на многочисленные письма и звонки поклонниц, которые не оставляли его в покое еще лет пять после выхода «Вам и не снилось».

В 1986 году Михайловский с отличием окончил ЛГИТМиК. В течение нескольких последующих лет он снялся в ряде кинофильмов, но роли у него были небольшие, никак не сравнимые с работой в триумфальной картине «Вам и не снилось». Он снялся в фильме «Ради нескольких строчек» в 1985 году, в фильме «Зонтик для новобрачных» в 1986 году, в фильме «Акселератка» в 1987 году, в фильме «Выйти замуж за капитана» в 1987 году, в фильме «Эсперанса» в 1988 году, в фильме «Мисс миллионерша» в 1988 году, в фильме «Караул» в 1989 году, в фильме «Палач» в 1990 году и нескольких других фильмах.



Михайловский начал играть в театре. У Никиты был невероятный комедийный талант - дар Божий высмеивать порочность с помощью порока. Он играл Арлекина, который практически обнаженный передвигался по сцене в изысканных менуэтных па с детской игрушкой в руках, при этом все время, ругаясь матом. Он делал это так утонченно, образуя из нецензурных слов ласковые и нежные рулады. На самом деле в кино Никита не мог реализоваться, он и сам говорил, что для него главное театр, а кино - лишь способ заработать на хлеб, хоть он и мог бы довольно долго существовать, как супер-звезда. Но в рамках кино-сказочки ему было тесно, а в театре практически во всех его работах проступала тема смерти: либо игра со смертью, либо жизнь после смерти - в конце 1980-х эта тема была очень популярна. 



Всецело отдаваясь работе и творчеству, Никита с неожиданной страстью возвратился к своему юношескому увлечению – живописи. Именно это поспособствовало его знакомству с его самой важной и знаковой любовью – художницей Катей.



Молодая семья активно занималась благотворительностью. К примеру, деньги, вырученные от продажи картин, пошли на помощь онкобольным детям в России. А в 1990 году анализ крови у самого Михайловского выявил лейкемию. Первым, кто узнал о диагнозе и поддержал Никиту, был его отец: «Никита отреагировал очень мужественно и достойно, без истерии, - говорил он. - Я тогда сказал ему: «Никита, это болезнь, которая лечится». Но на его лице не было оптимизма».

Для обретения шанса на спасение нужна была пересадка костного мозга – операция очень сложная и невероятно дорогостоящая. Деньги собирались всесоюзно и всенародно, очень помогли Никите Гарри Каспаров, Борис Ельцин и другие известные люди. Средств не хватало, но при помощи русских эмигрантов в Великобритании удалось обратиться за помощью к самой Маргарет Тэтчер, и дальнейшее лечение полностью финансировалось из бюджета британской короны.


Несмотря на все усилия, спасти актера так и не удалось. Никита Михайловский ушел из жизни почти сразу после своего 27-го дня рождения. Перед смертью он обвенчался с Екатериной. До самого его последнего вздоха она сидела у его кровати и рисовала. «Я рисовала Никиту до его самого последнего вздоха. Его лицо менялось на глазах, оно, как будто транслировало не прожитую им жизнь, не достигнутый возраст. Он сильно изменился, стал жестче, безобманнее. Боялся ли он смерти? Не знаю. Наверное, нельзя не бояться смерти, но он к ней был готов. Он созрел для смерти» - вспоминала она потом об этих тяжелых мгновениях.

Никита Михайловский был похоронен под Санкт-Петербургом на Комаровском кладбище. На его могиле был установлен чеканный крест, созданный по рисункам Екатерины Михайловской.


У актеров существует примета: если дважды сыграл смерть – третья настигнет тебя в настоящей жизни. «Практически перед его болезнью мы начали снимать видео-проект «Сумасшедший принц», где Никита играл свою собственную смерть, – рассказывал Борис Юхананов. – Играл он весело, легко, собственно так же как и жил. Одновременно Михайловский репетировал спектакль «Шагреневая кожа», где должен был сыграть старика, олицетворяющего опять же Смерть. Спектакль тогда не вышел, но Никита успел сыграть свою роль наяву». 

В 2009 году о Никите Михайловском был снят документальный фильм «Я буду вам сниться…».




Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments