lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

ЕЛЕНА ВЕЛИКАЯ: ВЫДАЮЩИЕСЯ РОЛИ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ

 

Елена Великая: выдающиеся роли Елены Образцовой

ВсВс


Марина Мнишек, «Борис Годунов» 

  



Свою первую партию на сцене Большого театра певица исполнила в 1963 году, будучи еще студенткой Ленинградской консерватории, — помогли, как шутливо говорила Образцова, госпожа Фортуна и господин Случай. Гордая польская панна продемонстрировала роскошное бархатное меццо-сопрано и очаровала и публику, и коллег по спектаклю. Успешный дебют обеспечил приглашение певицы в труппу ГАБТа. По воспоминаниям Образцовой, узнав об этом, она не могла поверить своему счастью. А Консерваторию певица закончила через два года с отметкой «пять с плюсом». Говорят, что такой высокой оценки строгие консерваторские профессора не ставили с 1924 года.

Сантуцца, «Сельская честь» 





В фильме-опере «Сельская честь» Елена Образцова работала со знаменитым режиссером Франко Дзеффирелли, а ее партнером был не менее знаменитый испанский тенор Пласидо Доминго. Фильму предшествовали изнурительные театральные репетиции — по девять часов в день. Коварные для многих певиц крупные планы, которых в фильме множество, Образцовой не помешали, а, наоборот, помогли: она так естественно перевоплотилась в итальянку из глухой деревни («вся в черном, страстная, сильная, работает в поле с утра до ночи», — говорила о своей героине певица), что жители Сицилии не хотели верить, что это не их землячка, а русская оперная дива. 

Кармен, «Кармен» 
  



 

Певица любила играть эту партию босиком, чтобы, по ее словам, лучше чувствовать «почву и судьбу». Свою героиню Образцова называла «черной пантерой», а критика говорила о «философии женского характера», импульсивного и страстного, превыше всего на свете ценящего свободу. В 1975 году испанцы назвали Елену Образцову лучшей оперной Кармен мира. В этой роли она снялась и у Франко Дзеффирелли: российскую певицу режиссер назвал «потрясением всей своей жизни». Певица так любила эту партию, что даже своего пуделя назвала Кармен.

Амнерис, «Аида» 




 

Дочь фараона Амнерис — еще одна героиня Образцовой, обладающая сильной волей и, возможно, поэтому не знавшая счастья. В 1972 году она впервые спела эту партию в Европе и получила за нее приз «Золотого пера критики». На спектаклях Образцовой аплодисменты часто длились по полчаса. Во время дебюта в Метрополитен-опере (это снова была «Аида») после ключевого эпизода роли — сцены суда над Радамесом, которого безответно любит Амнерис, — все в зале встали, а публика устроила певице громовую овацию. После оглушительного успеха Образцовой американская критика с восторгом писала о ней как о «самом ярком открытии международной оперной сцены за последние годы». 

Азучена, «Трубадур» 




 

В 1978 году, когда отмечалось 200-летие театра Ла Скала, Елена Васильевна была удостоена приза «Золотой Верди» — за выдающееся исполнение партий из опер композитора. В гриме старухи-цыганки с трагической судьбой, посвятившей свою жизнь мщению, Образцова неузнаваема, как и в ролях других оперных старух, будь то Старая графиня из «Пиковой дамы» или колдунья Ульрика в «Бале-маскараде». Образцова пела «Трубадура» вместе с Лучано Паваротти и с ним, как она выразилась, «вкусила яд ансамблевого пения». После спектакля Паваротти прибежал к ней за кулисы и воскликнул: «Белиссимо!» Записав с Образцовой Азучену, великий дирижер Герберт фон Караян сказал: «Эта русская женщина обладает уникальным талантом — сказочным, баснословным, из мифа. Это естественность и интеллект. И все она выражает своим голосом, прекрасным и диким». 

Далила, «Самсон и Далила» 




 

Прекрасное знание французского языка позволило Образцовой спеть героиню оперы Сен-Санса. По библейскому сюжету, который лег в основу либретто, коварная красавица Далила соблазняет простодушного Самсона. В роли роковой женщины Образцова точно нашла грань между открытой чувственностью и безупречным вкусом. Она соблазняла Самсона не кокетством напоказ, а звуком роскошного голоса. Не зря девиз примадонны гласил: «Певица должна быть умной: когда певица — дура, это слышно!» 

Ганна Главари, «Веселая вдова» 




 

Елена Образцова никогда не делила музыку по жанрам, не определяла ее как «высокую» и «низкую». Она была убеждена, что певец должен включать в свой репертуар музыку разных эпох и стилей, с увлечением исполняла джаз и русские романсы, а оперетту любила особенно нежной любовью. Легкомысленно-прекрасная роль вдовы-миллионерши Ганны Главари утолила творческую тоску певицы по смеху, юмору и искрометной комедии. Умение певицы визуально перевоплощаться на сцене вошло в театральные легенды: достаточно сопоставить фотографии Фроси с «простонародными» косичками в опере Прокофьева «Семен Котко» с царственным обликом принцессы Эболи из вердиевского «Дон Карлоса». А в «Веселой вдове» Образцова дала волю своей природной жизнерадостности — и сыграла темпераментную великосветскую проказницу, для которой любовь дороже денег. 


Майя Крылова

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments