«Не давать же Пушкину посмертно Сталинскую премию по литературе? Или Менделееву - звание „народного деятеля науки“? Поэтому в ход пошли эпитеты». PEGASOFF о градации «великих», «гениальных» и «выдающихся» исторических персонажей во времена советской власти.
При товарище Сталине была введена чёткая градация людей по степени их полезности для коммунистического общества. Во-первых, были трудовые ордена и медали. Во-вторых, была система званий «заслуженных и народных», а также актуальные Сталинские премии трёх категорий.
Особо интересно, что подобную же градацию полуофициально ввели и для героев прошлых лет. Не давать же Пушкину посмертно Сталинскую премию по литературе? Или Менделееву — звание «народного деятеля науки»? Поэтому в ход пошли эпитеты. Одобренных свыше эпитетов было не так много, и они составляли стройную систему. И вот как она выглядела в последние годы сталинского правления.
Самые что ни на есть важные для нации герои были причислены к малочисленному сонму «великих». В общем-то, и не поспоришь:
А вот особый коммунистический пантеон «великих» — один основоположник и пара современников Джугашвили:
А вот особый коммунистический пантеон «великих» — один основоположник и пара современников Джугашвили:
В редких случаях величие можно было даже подчеркнуть, использовав эпитет пооригинальнее: «гениальный». Это не значит, что Толстой не был гениален. Это скорее пояснение для сомневающихся: а можно про Белинского сказать что он «великий литературовед», то есть поставить его по величине вровень с Пушкиным? Не сомневайтесь:
На ступеньку ниже «великих» стоят личности «выдающиеся». Почувствуйте разницу между небожителями и теми, кто чуть-чуть не дотянул. Простой пример — Герцен великий, а Огарёв только выдающийся:
Важный момент! Среди соратников генералиссимуса Советского Союза не было, по понятным причинам, «великих» политических деятелей. В лучшем случае — выдающиеся:
Опустимся ещё на одну ступеньку вниз. После «великих» и «выдающихся» толпятся «знаменитые»:
Не обделили славой и тех, кто ещё на ступень ниже «знаменитых» — «известные»:
А дальше уже идут «знаменитости локального масштаба», про которых на школьных уроках не упоминают, но доску на дом, где жила знаменитость, повесить можно. Тут уже у эпитетов большее разнообразие. Например, измерим яркость и получим «виднейшего»:
Если персонаж не тянет на «виднейшего», но заметен на культурном горизонте, то он «замечательный». Была ещё обширная категория «видных», но они, в силу низкого статуса, на марки попадали редко:
Наконец, в редчайшем случае деятель мог получить уникальный эпитет, который постоянно употребляется перед его именем и фамилией. Мне больше всего нравится эпитет Маяковского — «талантливейший». Откуда взялся такой красивый эпитет? Всё просто: его сочинил непосредственно вождь, так отозвавшись о поэте в своём письме наркому НКВД Ягоде. Эпитет тут же был узаконен:
Пастернак после этого написал Сталину: «спасибо, Иосиф Виссарионович, что официально установили, кто лучший, а то бремя лучшего поэта для моих плеч было невыносимо».
А с каким эпитетом нас будут вспоминать потомки? Повезёт, если потянем на «мелких деятелей».
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru